скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эллинская цивилизация скачать рефераты

Эллинская цивилизация

13

ПЛАН

  • Введение 3
    • Зарождение цивилизации 3
    • Эллинская культура 14
    • Вера и философия 18
  • Литература 23
Введение

В 1842 году английский писатель Бульвер (лорд Литтон) высказал в своем романе «Занони» мнение, что эллины были нордического происхождения, а их правящие слои были светловолосыми и голубоглазыми. В 1844 г. вышла книга Германа Мюллера «Нордические греки и доисторическое значение Северо-Западной Европы», в которой эллины тоже выводились из Северо-Западной Европы, конкретно, с Британских островов. Тогда все это воспринималось как выдумки, но сегодня признано, что у этих авторов было зерно истины. Одни из самых авторитетных историков, Ю. Белох пишет в «Греческой истории» (1912, т.I): «Как и родственные им индоевропейские племена, особенно их соседи фракийцы, греки тоже были изначально светловолосой расой». «Гомер награждает светлыми волосами своих любимых героев, светловолосыми были лаконские девушки, которых воспел Алкман в своих «парфениях», и беотийские женщины еще в III в. Были в большинстве своем светловолосыми».

Зарождение цивилизации

Прародиной эллинов, возможно, была нынешняя Восточная Венгрия. В неолите эллины вместе с кельтами, италиками, фракийцами и фригийцами входили в культурный круг т.н. ленточной керамики…

Давно уже отмечалось сходство между германцами и эллинами в развитом у них чувстве природы, которое отличает народы центрально- и северно-европейского происхождения от народов южно-европейского происхождения.

Вместе с германцами, италиками и кельтами эллины входят в т.н. группу «кентум», а фракийцы, армяне, персы, индийцы и славяне - в группу «сатем». Центральная и Северо-Западная Европа была той областью, где из палеолитической шанселядской расы, как полагает Рехе, или из смеси шанселядской и ориньякской рас, как полагаю я, образовалась нордическая раса, которая создала индоевропейские языки. Шухардт указывает на Тюрингию, область т.н. шнуровой керамики, как на прародину индоевропейских племен, но это скорее был лишь центр более обширной области, откуда эти племена как завоеватели разошлись во все стороны.

Но эллины не были первой волной народов нордического происхождения, достигшей Греции. Кремер различает в Греции три слоя населения: 1) неиндоевропейский, 2) протоиндоевропейский - эпоха крито-минойской культуры и 3) индоевропейский эллинский. Кто были «протоиндоевропейцы», Кремер не уточняет. Возможно, это были иллирийские племена, в основном, нордической расы, которые образовали тонкий правящий слой и в Греции… Возможно также, что эти племена дольше сохранялись в нынешней Албании и в прилегающих областях Югославии, чем в самой Греции.

Если прародиной эллинов была Восточная Венгрия, то становится понятным эллинское название северного ветра «борей», первоначально означавшее «горный ветер» (соответственно «гипербореи» - «те, кто живут за горами»). Борей был северным ветром, дувшим с Карпат. Воспоминания о прародине еще долго сохранялись у эллинов. Страбон помещает место упокоения Кроноса на родину Борея. Геродот упоминает снежную родину дорийцев. Богов и богинь, таких как Латона и ее дети, Аполлон и Артемида, считали выходцами из страны сказочных гипербореев, которую помещали Гед-то за Карпатами. Год гипербореев состоял лишь из одного дня и одной ночи. На Делос прибывали посланцы от гипербореев и «светловолосых аримаспов», как называл их Каллимах в своем «Делосском гимне»…

Сегодня уже можно проследить пути миграции эллинов в Грецию. Сначала они должны были выйти к Черному морю с запада - только тогда понятно, почему «море» называлось у них «таласса», т.е. «восход».

По мнению Швейцера, первая волна индоевропейцев достигла Греции еще в каменном веке, а вторая, более нордическая, - тысячу лет спустя, в конце бронзового века.

Лингвистика различает три слоя греческих диалектов: самый ранний - ионийский, второй - ахейско-эолийский и третий - дорийский. Им соответствуют три главных волны миграции.

Миграция ионийцев теряется во тьме времен. Возможно, она произошла за 2000 лет до н.э. Не следует представлять ее себе как внезапное вторжение огромных орд - скорее проникновение шло постепенно, веками, ибо это было не нашествие кочевников, а переселение крестьян, которые везли с собой на телегах, запряженных быками, даже свиней. Более точно можно датировать миграцию ахейцев и эолийцев: они пришли в 1400-1300 г. до н.э. с низовьев Дуная и вытеснили ионийцев с Пелопоннеса в Аттику, откуда те потом заселили острова Эгейского моря и противоположное побережье Малой Азии. Сила ахейцев была такова, что Хеттскому царству приходилось с ними считаться. Ахейцы создали т.н. микенскую культуру. Они захватили и Крит и упоминаются в «Одиссее» как господствующее там племя. В конце XIII в. до н.э. они взяли штурмом царский дворец в Кноссе. В те же времена египетские летописи упоминают о набегах т.н. «народов моря», представители которых изображаются светловолосыми и голубоглазыми. Очевидно, среди них были и ахейцы.

Ахейцы были столь могущественными, что Гомер часто всех эллинов называет «ахейцами». Троянская война относится примерно к 1200 г. до н.э.

Ахейские роды составляли сравнительно тонкий высший слой преимущественно нордической расы, который господствовал над низшими ненордическими слоями.

Когда ахейцы вторглись в Грецию как бесписьменные племена, они нашли там высокоразвитую культуру, народ, который имел письменность, жил в едином богатом царстве, хоронил своих мертвых и использовал на войне для защиты длинные щиты (греч. «сакос»). Ахейцы управлялись племенными вождями, сжигали своих мертвых и носили панцири, поножи и небольшие круглые щиты («аспис»). Микенская культура была смешанной, отсюда и смешанное вооружение гомеровских героев. Ахилла и Аякса, с одной стороны, Гектора и Сарпедона, с другой. Ахейцы принесли с собой в Грецию почитание олимпийских богов; боги т.н. минойской культуры были совсем иными…

Около 1100 г. до н.э. произошла последняя большая миграция дорийских племен, среди которых позже особо выдвинулись спартанцы. Согласно греческой традиции, нашествие Гераклидов, т.е. дорийцев, произошло через 80 лет после падения Трои. Геродот сообщает, что дорийцы сначала жили в Македонии, и считает, что македонцы и дорийцы первоначально были одним народом. В Фессалии они подчинили себе эолийцев, но позже усвоили их диалект.

Дорийцы создали т.н. культуру дипилонов. Шухардт указывает на ее северное происхождение: остроконечные крыши домов делались с учетом возможного снегопада.

В этот период Греция более плотно населяется людьми нордического происхождения, чем в микенскую эпоху. Эолийцы и ахейцы к тому времени уже подверглись денордизации. У ахейцев была более высокая культура, но не было больше наследственной способности к сопротивлению. На Пелопоннесе спартанцы подчинили ахейцев и те образовали слой периэков, людей свободных, но платящих дань.

Дорийцы пришли позже других, поэтому в их диалекте сохранились самые древние формы греческого языка, на него меньше всего повлиял дух языка ненордического населения. Спартанцы дольше всего употребляли в пищу просо, почему и прослыли в Греции «едоками пшенной каши».

Белох считает, что эллины пришли с Моравы, притока Дуная. «Эллада», общее название Греции, первоначально было названием одной местности в Южной Фессалии. В Греции эллины встретили туземное население, которое они обычно называли «пеласгами». Острова Эгейского моря заселяли кары и лелеги, племена малоазиатского происхождения. Эллины частично вытеснили, частично поработили догреческое население. От него сохранились многочисленные топонимы, частично напоминающие малоазиатские, с окончаниями «-исс» и «-инф».

Геродот вспоминает о том времени, когда у его народа еще не было рабов. Расслоение произошло на расовой основе. До эллинов в Греции жили племена, в основном, средиземноморской расы с переднеазиатской примесью. Среди черепов т.н. минойской эпохи долихокефальные черепа средиземноморского типа составляют около 55%, брахикефальные переднеазиатского типа - около 10% и смешанные формы - около 35%. Эллинам туземцы казались низкорослыми и темнокожими людьми. На эогейско-критских изображениях доэллинской эпохи преобладает средиземноморский тип. Э.Смит полагает, что название «финикийцы» было лишь позже перенесено на жителей Ливана, а первоначально оно означало «краснокожие» - так эллины называли туземное население Греции, а самих себя - «пелопами», т.е. «бледнолицыми».

Эллины сжигали трупы, поэтому их черепа не сохранились, но о них можно судить по найденный шлемам: они рассчитаны на долихокефалов с большой головой, а средиземноморцы были тоже долихокефалами, но маленького роста.

Рехе обращает внимание на одно лишь греческое слово «ирис» означающее радугу: ни одни народ с карими глазами не мог сравнить цвет своих глаз с радугой, это могли сделать лишь люди со светлыми глазами.

Можно представить себе, что эллины на своем пути из Центральной Европы пробивались через области, где тогда уже была сильна примесь динарской расы. Та, что вторгшиеся в Грецию эллины принадлежали, в основном, к нордической расе, но имели небольшую динарскую примесь.

Боги и герои в «Илиаде» и «Одиссее» изображаются светловолосыми. Афина именуется «синеглазой», Деметра - «светловолосой», Афродита - «золотоволосой», из нереид светлые волосы имеет Амафея, из героев - Ахилл, Менелай и Мелеагр, из женщин - Елена, Брисеида и Агамеда, а враг, троянец Гектор, наоборот, черноволосый. У Одиссея волосы в одном месте названы светлыми, а в другом - темными. Особенно подробно описана красота Елены. Все ее черты - нордические. «Розовоперстая Эос», такие имена как Галатея и Левкотея указывают на те же черты.

Зато Посейдон в «Одиссее» назван темноволосым и темноглазым. Это доэллинский бог, равно как Арес и Гефест. Шухардт относит Посейдона к «полуживотным демонам древнего Средиземноморья». На фронтоне Парфенона изображена победа Афины над Посейдоном в борьбе за Аттику. Светловолосая Пенелопа сродни древнегерманским женским образам, прежде всего, по своим душевным качествам.

Гесиод тоже изображает богов и героев светловолосыми. Ариадна у него тоже светловолосая.

Кропе светлой пигментации у богов и героев подчеркивается их высокий рост. Устойчивое сочетание «прекрасный и большой» (калос кай мегас) часто употребляет не только Гомер, но и Геродот, софисты и Лукиан. Аристотель также считал высокий рост неотъемлемым признаком красоты.

«Илиада» знает лишь двух людей с курчавыми темными волосами, представителей низшего слоя неэллинского происхождения: это Эврибат, глашатай Одиссея, и Терсит, которого называют «первым греческим демагогом» - позже число людей этого типа постоянно увеличивалось и они становились все более наглыми. Фукидид сравнивал с Терситом своего современника Клеона. Особо подчеркивал Гомер необычную «остроконечную» (фоксос) форму головы Терсита.

Спартанский поэт Алкман (около 650 г. до н.э.) воспевал золотые с серебряным отливом волосы своей родственницы Агесихоры. В гимнах фиванца Пиндара (500-450 гг. до н.э.) эллины еще предстают преимущественно нордическим народом. Он, продолжая гомеровскую традицию, воспевает синеокую Афину и златовласого Аполлона, называет светловолосыми Вакха и харит, но у него впервые называются темноволосыми (иоплокос) и традиционные греческие образы, такие как мызы и Эвадна. Но, когда Пиндар в 9-й Немейской оде называет эллинов «светловолосыми данайцами», эти слова могли относиться только к эллинам из высших слоев. Гиппократу принадлежит наблюдение, что у голубоглазых родителей рождаются голубоглазые дети, - значит, в его время голубые глаза еще не были редкостью.

Некоторые сомневаются, верно ли переводят греческие слова, обозначающие разные цвета. Но слова «хрисос» (золото) и «пир» (огонь) совершенно недвусмысленно обозначают золотой и рыжий цвет. Остается обсудить только слово «ксанфос», которое обычно употребляется, когда речь идет о светлых волосах.

В «Илиаде» четко говорится, что «ксанфос» это цвет спелых колосьев, Пиндар обозначает этим словом цвет львиной шкуры, а Аристотель употребляет этот эпитет применительно к огню и солнцу, так же называются реки, воды которых несут ил, иногда желтоватую, песчаную почву.

Но светлые волосы и голубые глаза - признаки не только нордической, но также фальской и восточно-балтийской рас. Последняя в Греции не прослеживается, разве что у Сократа есть отдельные черты альпийской и восточно-балтийской рас. Нет никаких следов и фальской расы. Значит, остается только нордическая.

Когда эллинское изобразительное искусство изображало богов и богинь, героев и легендарных женщин, оно неповторимым образом передавало физические черты и духовные качества нордического человека, но именно «человека», а не мужчины и не женщины. Это характерно для эллинского искусства и заставляет вспомнить идею греческой философии, что искусство призвано придать форму идеалу совершенного человека, а не заниматься конкретными мужчинами или женщинами. Еще А.В.Шлегелю бросилось в глаза, что Гера, Афина и Артемида при всей своей женственности имеют в себе нечто мужское, а боги, в том числе и Аполлон, при всей своей мужественности - примесь чего-то женского. Вспомним рассказ Платона об андрогине, две разделенные половинки которого ищут друг друга. Об этих идеальных представлениях эллинов всегда следует помнить, когда мы имеем перед собой произведения их изобразительного искусства, рожденные свободной фантазией. И если их боги и герои больше «люди», чем мужчины, и если у них отсутствуют отдельные черты нордических мужчин, то дело не в реально существовавшем расовом типе, а в идеальных представлениях эллинов о совершенном человеке. Но когда художник изображал реальных людей, у них снова проявлялись мужественные нордические черты.

Но творения свободной фантазии показывают, что свой идеал прекрасного и героического человека эллинский художник мог воплотить только в образах людей нордической расы: с них он лепил богов и героев. Ненордические черты служили для изображения всего смехотворного, отвратительного, варварского или людей низших слоев. Греческие скульптуры окрашивались, и на волосах скульптур эпохи Греко-персидских войн сохранились остатки желтой или красноватой краски, а на глазах - остатки фона для изображения светлых глаз. Сочетание светлых волос и голубых глаз встречается и на терракотовых статуэтках из Танагры (IV век до н.э.). Когда же изображали рабов и представителей низших слоев, волосы и глаза красили в темный цвет.

Уже часто отмечали, что люди с теми же чертами, что и в произведениях эллинского искусства, сегодня чаще встречаются в Северо-Западной Европе, чем в Греции или в Южной Европе вообще. Лангбену бросилось в глаза, что «среди всех человеческих рас и племен, населяющих ныне Землю, только среди жителей Нижней Германии еще часто встречается тот благородный мужественный тип с четкими контурами и спокойным взглядом с густой бородой и слабо выступающими губами, который в искусстве представлен Зевсом Фидия». «Этот тип лица часто встречается у образованных и богатых англичан и у немецких и нижнесаксонских крестьян». Если бы Лангбен бывал в Швеции и Норвегии, он встретил бы еще более частый там тип Коры Праксителя.

В целом через эллинское искусство, включая миниатюры и ремесленные изделия, проходит более или менее явная расовая двойственность: высокое искусство было ориентировано на нордический тип, а миниатюры и ремесленные изделия нередко отклонялись от него в сторону средиземноморской а может быть, еще больше - ориентальной расы. Это можно объяснить расовым составом тех и других художников. Среди ремесленников было много инородцев (метеков) и рабов, нередко носивших такие имена как Колх, Скиф, Лидиец, Бриг, Сикан. У них были свои расовые идеалы.

Когда эллины хотели изобразить людей низкого сословия и варварского происхождения, их изображали низкорослыми, с круглыми широкими головами и лицами, приплюснутыми носами или с изогнутыми носами и мясистыми губами переднеазиатской расы, с курчавыми, черными волосами, короткой шеей и темной кожей.

Известная скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» с ее нордическими чертами, была спародирована во II веке до н.: точно в такой же позе был изображен низкорослый, широколицый, плосконосый и толстогубый дурачок. Трагическим маскам придавали строго нордические черты, а комическим - черты альпийской расы, так же, как изображениям сатиров и силенов. Многим бюстам Сократа умышленно придавали черты сатира.

Страницы: 1, 2