скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Египет во второй половине ХХ века. Революция 1952 года скачать рефераты

p align="left">Последние советские специалисты покинули Египет 16 июля 1972 г. Союз Садата с Москвой исчерпал себя вместе с идеей социалистического выбора [23, с.65].

Эти факторы совпали с немаловажным обстоятельством -- в середине 70-х годов США начали активизироваться на Ближнем Востоке и среди прочего поставили задачу: вытеснить из Египта Советский Союз путем полной внешней и внутренней переориентации политического курса Каира, в том числе поощрением "открытия и "либерализации" экономики перед частным и иностранным капиталом, организации внутренней структуры по западному образцу, т.е. фактически создания там "благоприятного климата" для американского бизнеса; подталкивания крупнейшей арабской страны на вступление в мирные переговоры с Израилем, ответственность за безопасность которого взял на себя Вашингтон; использования египетской территории в качестве военного плацдарма на случай обострения обстановки в соседних странах и близлежащих районах.

В свою очередь, А. Садат, во-первых, надеялся получить от Вашингтона экономические "инъекции" для преодоления застоя в экономике, во-вторых, рассчитывал использовать американское давление на Израиль, чтобы заставить последний вернуть оккупированный им в нюне 1967 года Синай.

Анализируя каждое заявление египетского президента, сделанное в этот период, в Вашингтоне приходили к выводу, что "Садат жаждет заключить сделку с США". Уже в ходе первой личной беседы, состоявшейся 7 ноября в Каире, Садат и Киссинджер пришли к выводу, что они должны быть "друзьями" и проводить на Ближнем Востоке "общую стратегию". Садат, с точки зрения американцев, оказался "сговорчивым человеком". Несомненно, что сближение Вашингтона и Каира произошло на американских условиях. За это Садату была обещана политическая поддержка его капитулянтской политики и экономическая помощь, размеры которой ставились в прямою зависимость от его усердия в реализации военно-стратегических и политических устремлений США В 1974 году Вашингтон согласился выделить Египту 250 миллионов долларов, в том числе 170 миллионов на расчистку Суэцкого канала и восстановление приканальной зоны и 80 миллионов на оплату импорта американских товаров.[30] Разумеется, США приняли к сведению то обстоятельство, что Садат занялся "либерализацией" экономической жизни в стране и ее переориентацией на Запад. Прогрессивные социально-экономические преобразования, начатые при Насере, были приостановлены и стали свертываться; местному частному и иностранному капиталу была предоставлена полная свобода во всех сферах экономики. Четче и четче вырисовывалась линия Садата на подрыв советско-египетских отношений и двустороннего сотрудничества [30, с.155].

В том же 1971 году Садат продемонстрировал стремление к установлению мира с Израилем, сделав в феврале этого года предложение об открытии Суэцкого канала для судов всех стран, если израильтяне согласятся отойти на несколько километров от восточного берега канала. Однако в этот период в Египте началось острое внутреннее брожение, связанное с недовольством широких слоев египтян состоянием "ни войны, ни мира". В 1972 году проходили массовые студенческие выступления против "мирных решений" с Израилем [8, с.244]. За начало войны выступила и группа видных египетских писателей во главе с Тауфик аль-Хакимом. Зрело серьезное недовольство внутри египетской армии, которая была нацелена только на войну. В какой-то степени это отвечало корыстным интересам самого Садата, который рассчитывал завоевать популярность в споем народе, выступив сторонником активной борьбы с "сионистским врагом". 6 октября 1973 года начались боевые действия в четвертой по счету арабо-израильской войне, которая впервые не принесла военных побед Израилю. Более того, создавались предпосылки для консолидации арабов на антиизраильской, а значит, в определенной мере и антиамериканской основе. Кроме неудач военной машины Тель-Авива в тот период серьезную озабоченность у Вашингтона вызвало нефтяное эмбарго арабских стран, которое вычертило контуры возможного политического потенциала арабов в будущем. Американская администрация вынуждена была активизировать ближневосточное направление своей политики.

С середины 70-х годов США начинают новый этап своей стратегии в ближневосточном регионе -- упор делается на попытки заставить арабские страны заключить мир с Израилем. Вашингтон считает необходимым монополизировать любые мирные переговоры, чтобы вытеснить из их процесса Советский Союз и тем самым подорвать его влияние в регионе. В результате в январе 1974 года было заключено первое соглашение о разъединении войск между Египтом, Сирией и Израилем, а в сентябре 1975 года подписано второе соглашение, которое дало крупную трещину в арабском мире, так как на этот раз оно было подписано без Сирии. Таким образом, открывался путь для сепаратных сделок.

В 1975 году размер американской экономической помощи Египту достиг 370 миллионов долларов за счет возобновления поставок продовольственных товаров по "закону 480" и дополнительных кредитов на оплату импорта потребительских товаров. В документе "Заверения правительства США Египту" (сентябрь 1975 года) Вашингтон впервые официально подтвердил свою "политику помощи Египту в деле экономического развития", что было непосредственно связано с подписанием под нажимом США соглашения о втором этапе разъединения египетско-израильских войск на Синае [28, с.33].

Политические уступки Садата шли далеко. Вскоре он согласился ослабить бойкот агрессора и прекратить антиизраильскую пропаганду, а затем пообещал американцам занять нейтральную позицию в случае начала военных действий между Израилем и Сирией, что явилось прямым нарушением межарабского пакта о совместной обороне. К 1976 году Садат почувствовал свои позиции достаточно прочными, чтобы пойти на открытый разрыв с СССР: в феврале был денонсирован советско-египетский Договор о дружбе и сотрудничестве от 27 мая 1971 года. Эти действия а также с ползание Египта на путь сепаратных сделок с Израилем- были по достоинству оценены американской администрацией. Садат получил новую солидную порцию американской помощи -- до 934 миллионов долларов, из которых 222 миллиона были предоставлены в виде продовольствия. В дальнейшем поставки в Египте сельскохозяйственных товаров из США стабилизировались на уровне 1,5 миллиона тонн зерна (в стоимостном выражении -- на 200--225 миллионов долларов ежегодно).

Однако режим Садата нуждался не только в "аварийной" поддержке в виде срочных продовольственных поставок, но и в закреплении своего курса на восстановление капиталистических отношений в египетской экономике. Для этого ему стали выделяться кредиты (до 480 миллионов долларов) на более долговременные программы.

Встреча в Кэмп-дэвиде (сентябрь 1978 года) и подписание сепаратного договора с Израилем (март 3979 года) были логическим завершением предательской политики Садата в отношении всех арабов и знаменовали его окончательный переход в лагерь американского империализма на Ближнем Востоке. С подписанием этого договора зависимость Египта от помощи США еще более усилилась, поскольку он лишился арабских источников получения значительных финансовых средств.

С получением субсидий на военные нужды увеличились и обязательства Садата перед США. Связанный по рукам и ногам, египетский президент заверил вашингтонскую администрацию в том, что он предоставит (и предоставил!) США любые "военные льготы" для борьбы с "советской угрозой" на Ближнем Востоке и в Африке и "защиты" прозападных режимов в районе Персидского залива [16, с.220].

Однако нужно заметить, что американская помощь не играла ощутимой роли в экономической жизни Египта. Размеры ее были значительны, но по своей направленности она не способствовала развитию египетской экономики". В Египте занимались сотни американских компаний, учреждений, банков, но только не египтяне, поскольку они не имели права распределять кредиты по своему усмотрению, и вынуждены были довольствоваться ролью стороны, "одобряющей" предлагаемые ей проекты, товары и услуги. Всеми практическими вопросами ведала штаб-квартира УМР в Вашингтоне и ее офис в Каире, где работало свыше 400 американцев (из них около 300 -- по контрактам). Они, естественно, получали вознаграждение из средств, отпускаемых в рамках помощи. С 1980 года военная помощь Египту стала регулярной и ее сумма была повышена до 800 миллионов. Разумеется, был увеличен и объем ежегодных военных ассигнований Израилю, которые составили приблизительно два миллиарда долларов.

Помощь США по государственной линии всегда сопровождается проникновением американского частного капитала. Так, в 1974 году был учрежден американо-египетский совет бизнесменов, основная задача которого сводилась к всемерному поощрению частных американских инвестиций. Следуя рекомендациям совета, египетские власти приняли "закон № 32", предоставивший иностранному капиталу такие льготы, каких он не имел, пожалуй, ни в одной другой стране [10, с.14].

Таким образом, в 1970--80-х годах между Египтом и США сложился широкий комплекс отношений в политической, военной и экономической сферах. Учитывая весомую роль Египта в регионе, Вашингтон стремился превратить Каир в проводника своих интересов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

США добилось изоляции Египта от других арабских государств. Используя, в качестве прикрытия, сепаратную сделку между Израилем и Египтом, Соединенные штаты оформили в их лице военно-политический альянс, призванный обеспечивать американские интересы на ближнем Востоке. За сравнительно короткий срок Египет превратился в послушного проводника агрессивных планов военно-промышленного комплекса США на Ближнем и Среднем Востоке. Это был так называемый "новый курс" Анвара Садата…

3.2 Современный этап развития

6 октября на военном параде в честь победы в "октябрьской войне" 1973 года Садат бал расстрелян исламскими экстремистами. После его гибели президентом становится Хосни Мубарак.

Этот человек унаследовал от Садата почти монархический режим, изолированный в арабском мире и погрязший в долгах. Однако. В народе и в среде светской оппозиции, многие представитель которой при Садате оказались за решёткой, приход к власти нового "райса" (президента) встретили с большими надеждами на перемены.

"Нового лидера поддержали потому, - писал в одной из статей один египетский журналист Хейкал, - что он был самым подходящим человеком, способный рассеять страх, царивший в Египте, и залечить нанесённые стране психические травмы. Египтянам нужен был человек, который не стал бы строить грандиозные планы, но и не довёл бы страну до катастрофы.

Стремясь упрочить свое положение, и вместе с тем будучи вынужденным считаться со сторонниками Садата, сохранившими ключевые посты в политической и экономической жизни, новый президент начал осуществлять постепенную "десадатизацию". По его прямому указанию были отданы под суд брат покойного "раиса" - Исмат Садат и его сыновья, руководившие мошенническими операциями. Процесс над ними позволил Мубараку продемонстрировать свою решимость ликвидировать коррупцию в египетском обществе [12, с.168].

В отличие от Садата новый глава государства воздерживался от обещаний, но неизменно пытался дать новый импульс экономической политике. Он медленно, но верно стал развивать в Египте демократию, веря, что именно она обеспечит в долгосрочной перспективе политическую стабильность режиму. Больше того, он откровенно заявил своему народу, что правительство не в силах решить все стоящие перед ним проблемы.

-Новый Египет будет построен только трудом египтян, - любит повторять президент [25, с.115].

Тем не менее, Мубарак в своем намерении оздоровить экономику по-прежнему исходит из того, что "инфитах" - политика открытых дверей, начатая Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством, царившими в Египте. Получив благодаря кемп-дэвидским соглашениям "особые" отношения с США, президент Мубарак старался выжать из них максимум возможного. Как в политическом, так и в экономическом плане, умело играя на стремлении американцев закрепиться на Ближнем Востоке.

Используя такую козырную карту, как угроза замораживания, а то и разрыва дипломатических отношений с Израилем, Мубарак получил в какой-то степени влиять на ближневосточную политику США. Разумеется, степень этого влияния переоценивать не стоит, но он, несомненно, есть.

В октябре 1987 года Народное собрание Египта единодушно избрало Хосни Мубарака президентом на второй шестилетний срок. В ноябре того же года Лига арабских стран (ЛАС) приняла решение о том, что ее члены могут восстановить, если пожелают, полные дипломатические отношения с Египтом. Девять стран, включая Саудовскую Аравию, почти немедленно направили своих послов в Каир.

В декабре того же года в Каире был поднят флаг над представительством Организации освобождения Палестины (ООП). Тем самым Мубарак продемонстрировал, что Египет опять готов играть роль "регулировщика", содействующего переговорам ООП и США, Иордании и Израиля о созыве мирной конференции по Ближнему Востоку.

Одним из ключевых факторов, определивших, в конечном счете, успех стратегического курса дипломатии Мубарака на полное возвращение Египта в арабские ряды, явилось точно продуманное, последовательное поведение Каира в его контактах с Тель-Авивом. С момента прихода к власти новым президентом была выработана очень удачная форма отношения Египта к Израилю: "Перспективы развития двухсторонних связей определяются общей ситуацией на Ближнем Востоке, процессом ближневосточного урегулирования" [17, с.16].

Такая формулировка (а Мубарак следовал ей неукоснительно) давала возможность держать Израиль на почтительном расстоянии. С другой стороны, подобная позиция, явно направленная на защиту общеарабских интересов, не могла остаться незамеченной в арабских столицах.

Не остался незамеченным и такой факт: президент Мубарак - единственный египетский руководитель высокого ранга, который отказался посетить Израиль, несмотря на многочисленные официальные приглашения. Правда, когда его уже совсем "достали", и он не мог противостоять нажиму, ему пришлось отправиться на несколько часов в небольшой израильский населенный пункт, расположенный в пустыне Негев. "Я сделал это против моего сердца..." - признался он позднее.

В отличие от своих предшественников Мубарак не стремился стать диктатором, а больше склонялся к демократизму. Придя к власти, президент сразу же провел ряд мероприятий, направленных на либерализацию общественной жизни в целях ликвидации политического и социального напряжения в стране. С первых дней своей власти новый "раис" заявил о своей готовности вести конструктивный диалог с оппозиционными силами. Президент разрешил деятельность оппозиционных партий и даже их представительство в парламенте. Кроме того, он согласился с возобновлением издания оппозиционных газет. Соотношение политических сил в результате либерализации социальной жизни всё больше склонялось в пользу укрепления власти Мубарака. Правящая "Национал-демократическая партия" на выборах получала все большее количество голосов, в то же время правая, прозападная монархическая партия "Новый Вафд" не смогла создать серьезной оппозиции президентской власти. Левые политические организации на выборах всегда находились на преодолении 8% рубежа. Однако либерализация политического курса не помешала президенту ввести чрезвычайное соложение в стране и принять жесткие меры, направленные на укрепление порядка. Мубарак Жестоко подавил бунт солдат, бросив против восставших несколько дивизий. В ходе боев было убито и ранено 800 человек, 2,5 тысячи солдат были взяты в плен. Бунт нескольких тысяч солдат госбезопасности стал отражением антиамериканских настроений и реакцией на ухудшение жизни в стране. Будучи человеком военным, президент любил повиновение подчиненных. Раис" назначал губернаторов, высших чиновников, редакторов газет, даже ректоров университетов [38, с.513].

Все политические предшественники президента провозглашали определенные политические лозунги-девизы. Мубарак в этом не стал исключением. Он провозгласил свой стратегический лозунг -- "Египет для Всех", который имел свой глубокий смысл и содержание. Это касалось, прежде всего, стратегических экономических преобразований и внешнеполитического курса Египта. Все внутренние реформы и внешняя политика Мубарака были сориентированы на "инфитах" (политика открытых дверей). Мубарак считал, что политика "инфитаха", начатая А. Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь весьма неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством. Пытаясь привлечь инвестиции в Египет, иностранному капиталу были предоставлены гарантии от ареста, национализации и конфискации активов частного и иностранного капитала, а также, права на перевод прибылей за границу. Мероприятия по либерализации экономики включали также выделение свободных зон, на которые не распространялось национальное торговое законодательство. В сложившихся условиях иностранный капитал устремился в основном в разведку и добычу нефти, а также энергетику, машиностроение и нефтехимию. Курс на своеобразную перестройку "инфитаха" предполагал участие иностранного капитала в экономических проектах Египта. Это повлекло за собой пересмотр отношения политики к государственному и частному капиталу. Поэтому президент вынужден был перейти к освобождению госсектора от мелочной опеки бюрократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8