скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнерусская керамика скачать рефераты

p align="left">Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.

Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки - зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.

Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов.

На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами.

Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт -- птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это -- волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, -- это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси» История украинского искусства, Т.11/ Под ред. Ю.П Недельского., Л.П Калиниченко., Н.И. Марченко. - К.: Жовтень, 1967. - С.388-389..

3. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА

3.1. ГОРШКИ

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды» Василенко В.М. Народное искусство. - М.: Советский художник, 1974, - 47с..

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII-- X вв.: один -- низкий, широкий, с прямым горлом, другой -- более стройный, высокий, с отогнутым венчиком» Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбаковя, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.172..

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах - раскалённый сосуд погружали в холодный раствор Там же.». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок -- «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды -- «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями-- низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вооб-ще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых силРемесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.176.. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».

3.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА

Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.

Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца.

Народные скульптуры, сделанные из глины и теста, дают отдельные изображения, которые когда-то составляли группы, подобные сохранившимся в вышивках. В повсеместно распространенной глиняной игрушке - свистульке и пряниках - воспроизводятся изображения всадника, женщины, коня, оленя, быка, медведя и птицы. К этому ещё следует присоединить своеобразную глиняную скульптуру - диск на подставке, с росписью в виде перекрещённого квадрата в излучении, которая близка солярному узору дисковых пряников. В настоящее время она сохранилась, например, в игрушке из села Филимонова Одоевского района Тульской области.

В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек).

Мастерская поливных глиняных игрушек была открыта Арцихоским А.В. в Новгороде. Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах - и в старом городе и на Подоле - в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу.

3.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА

Изобретение поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом - поливой или глазурью - покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже.

В IX - X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней.

В ХII -XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов.

Среди русских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой - не редкая находка в средневековых слоях русских городов. Многочисленные находки архитектурной поливной керамики могут быть предметом специального исследования. Находки эти неравноценны: они представляют собой массовую продукцию и не отличаются особым мастерством, ни изящесвом; другие поражают неожиданным совершенством исполнения и красотой. Это указывает на сложность и неравномерность развития поливного дела на Руси, на существование каких-то неравноценных производственных центров в разных местах и в разное время. Макарова Т.И. говорит, что некоторые учёные считают, что возможно древнерусская поливная керамика зародилась на Руси, однако конкретно учёных она не называет. Далее она говорит: «Зарождение производства на Руси связано со стороительством 1-х христианских храмов». Далее Макарова Т.И. говорит о том, что поливная керамика начала появляться начиная с 996г, т.е. по её словам со времени окончания строительства Десятинной церкви. Но, однако, она забывает о том, что точная дата построения Десятинной церкви нам неизвестна, к тому же явно видно, что она доверяет летописи (какой именно, неизвестно), т.к. кроме того, что идёт уверенность в окончательной дате построения Десятинной церкви, так ещё и исследовательница приводит цитату из летописи, в которой кн. Владимир «послав приведе мастеры от Грек». Однако мастера греки, организуя производство на новом месте, вынуждены были обратиться к местным силам, поэтому мастерская должна была стать по составу ремесленников смешанной, греко-русской. Правда в данном случае Макарова Т.И. доверяет не только летописи, но и археологическим данным.

Среди посуды, относящейся к X-XI вв. выделяется одна наибольшая компактная группа с устойчивым единством признаков. Это белоглиняная посуда с ярко-зелёной поливой. Она найдена в Киеве, Чернигове, Любиче, Вышгороде, Городске. Повсюду её отличают по плотности и непрозрачности ярко-зелёной поливы.

Найдённая в Руси белоглиняная посуда с зелёной поливой близка к византийской по рецептуре - это свинцовая полива. Её отличает только повышенное содержание олова, что делает её не прозрачной. Византийская полива всегда прозрачна. Но ещё более придают своеобразие признаки другого рода - стилистические. Часть найденной на Руси посуды по форме напоминает византийскую, часть - целиком напоминает формы простой круговой керамики.

Технологическая древнерусская поливная керамика этой группы близка к поливным плиткам. По-видимому, производство её возникло как побочное в мастерских по изготовлению поливных плиток для украшения первых храмов на Руси.

Ещё больше своеобразия проявила Русь в производстве поливной посуды с надглазурной росписью. Дошедшие до нас обломки принадлежат небольшим сосудам, покрытым яркой непрозрачной жёлтой или зелёной поливой с надглазурной коричневой или жёлтой росписью. Роспись выполнена густой горячей поливой из льячки. В зависимости от руки мастера толщина струи, ложившейся на изделие, была большей или объёмней.

Техника надглазурной росписи по непрозрачной поливе нашла широкое применение в архитектурной керамике. Можно предположить, что производство посуды с надглазурной росписью было налажено в немногих мастерских XI в. Мы не знаем, почему не получил дальнейшего развития этот способ украшения посуды, но сама тенденция использования технологических приёмов, применённая в архитектурной керамике для бытовых поделок - посуды и игрушек, действовавших в XI в. и следы её видим в широко известных на Руси яичках - писанках. Они выполнены в технике пастеллажа. Роспись горячими поливами производилась из льячки. Ещё не остывшие параллельные линии прочерчивались через одинаковые расстояния палочкой.

Писанки можно разделить на две группы:

с зелёной и коричнево-бурой поливой, расписанные небрежными прерывистыми и волнистыми жёлтыми и светло-зелёными скобочками;

отличительный признак - кроющей чёрной поливы и роспись того же рисунка и цвета, но более чёткая и совершенная.

Где производились изделия, украшенные поливой с металлическим блеском, пока неизвестно, ясно одно - их изготовление недолго, может быть, на протяжении жизни одного или двух поколений.

Производство изделий, выполненных в такой технике, было кульминационным моментом в истории поливного дела на Руси. Позже оно уже не поднималось столь высоко, да и в целом развитие этой отрасли ремесла в XII вв. идёт по другому пути.

Привозная древнерусская поливная посуда X-XI вв. была предметом роскоши, доступной немногим. Недаром единичные образцы её связаны то с богатейшими курганами знати, то с княжеским теремом, то с боярским домом. Поливная же посуда XII-XIII вв. вошла в быт широких слоёв горожан.

Увеличению производства поливной керамики В XII-XIII вв. способствовало одно нововведение: если в прешедствующее время для поливной посуды употребить только белую глину, далеко невсюду имеющуюся, то в этот период её начинали делать из той же глины, из которой делается обычная керамика. Изменён и рецепт поливы. Вместо плотной непрозрачной, ярко-зелёной или ярко-жёлтой поливы изготавливается прозрачная наравномерно окрашеная жёлто-зелёная полива, приобретающая от просвечивающего серого черепка бурый тон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученных автором письменных источников по данной теме, мы пришли к таким выводам:

Керамика как отрасль прикладного искусства заняла важную позицию среди ремёсел Древней Руси. Значительные успехи достигнуты были в гончарном деле и стеклоделии. Изготовлялись сосуды разных форм для различных нужд. Так, например, на юге Руси были горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенных для откидывания творога, горшки и миски с плотными специальными крышками, крынки и др.

В художественной бытовой керамике распространены поливные игрушки. Обычно это птицы, кони, кентавры, но наиболее частым изображением было изображение женщин в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

Благодаря дошедшим до нас архитектурным памятникам мы можем видеть в них мозаики и плитки, которыми устланы полы. Часто плитки встречаются с изображением узоров, растений. Иногда на плитках. А также на горшках ставили клейма, но у исследователей возникает спор по поводу их появления.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Августиник А.И. Керамика. - М.: Государственное изд-во литературы по строительным материалам, 1957. - 479с.

Адрианов Н.Т., Лукин Е.С. Термическое старение керамики. - М.: Металлургия, 1979. - 98с.

. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . - М.: наука, 1985. - 429с.

Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X-XIII веков. - М.: Наука, 1964. - 32с.

Василенко В.М. Народное искусство. - М.: Советский художник, 1974. - 169 с.

Воронов Н. Искусство, рождённое огнём. - М.: изд-во Советский художник, 1970. - 141с.

Всеобщая история искусств, Т.II: Искусство средних веков, кн.1-я /Под ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1960. - 1014с.

История культуры Древней Руси: МОнгольский период, Т.II: общественный строй и духовная культура / Под ред. Н.Н.Воронина, Каргера М.К. - М.: изд-во Академия наук СССР, 1951. - 573с.

История украинского искусства, Т.II / Под ред. Ю.П. Недельского, Л.Т. Калиниченко, Н.И. Марченко. - К.: Жовтень, 1967. -

История УССР, Т.1: Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества Киевской Руси (до пол.XIII в.) / Под ред. Кондуфора Ю.Ю. - К.: Наукова думка, 1981. - 495с.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: просвещение, 1974. - 333с.

Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. - М.: Наука, 1972. - 19с.

Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве . - к.: Академия архитектуры Украины СССР, 1952. - 126с.

Недилько С.А. школьникам о керамике. - К.: Радянська школа, 1990. - 141с.

Попова О.С. Русская бытовая керамика. - М.: Коиз, 1959. - 48с.

Попова О.С. Русская народная керамика. - М.: Всесоюзное издательство Москва, 1957. - 128с

Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - 726с.

Тихомиров м.Н. Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы, 1950. - 476с.

Филиппов А.В. Статья «Ангобы», Техническая энциклопедия, Т.1

Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. - Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.

Швецов Б. Строительный кирпич XII в. - труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла. - М, 1930, вып. 32.

Страницы: 1, 2, 3