скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнерусская керамика скачать рефераты

p align="left">Первые древнерусские стеклоделательные мастерские были обнаружены в Киеве во время раскопок на усадьбе А.А. Петровского в 1907-1908 гг. Остатки мастерской составляли «ряд глиняных горнов и печей особого устройства» в окружении «повреждённых браслетов и таких же колец» (Хвойко В.В., 1913). В 50-е гг. были обнаружены в Старой Рязани, Новгороде, Селенске и в др. городах.

Прямых свидетельств стеклоделательного производства - печей, стекловарительных горшков, запасов сырья и производственных отходов на этих памятниках найдено очень мало. Остатки одной мастерской, сильно разрушенной позднейшими ямами, были открыты в 1951г. в Киеве на Подолье и на территории Киево-Печерской лавры ( Богусевич В.А., 1954).

Развал мастерской представлял собой остатки двух горнов в виде сильно разрушенного пода, наземных конструкций, обломков кирпичей с потёками стекла с внутренней стороны, куски рухнувшего свода, стекловаренные горшки с остатками невыбранного стекла, куски металлического свинца, так называемый»козё», многочисленные куски стеклянной массы, не проваренной и не осветлённой, напоминающей по внешнему виду необработанные кремневые отщепы. Эта мастерская была устроена, как считает автор, в связи с отделочными работ в Успенском соборе.

Площадь печи, судя по сохранившейся части, превышала 2 м кв. стены печи были выложены из плинфы толщиной 3 кв. м, высота печи неизвестна. Толщина глиняного свода достигала 7 см. Огнеупоры могли выдерживать температуру выше 1500, но рабочая температура печи не поднималась выше 12000 . Температурный интервал, остававшийся в резерве, свидетельствует в пользу высоких свойств печи, принадлежащий по этим параметрам к специализированным печам нового типа, а не к универсальным печам нового типа, а не к универсальным, более приметивным.

Стекловаренные горшки в виде сильно расширяющегося усечённого конуса обычны для эпохи средневековья. Толщина их стенок достигала 1 см, толщина дна 0,6 см. В качестве материала использовалась высококремнеземистая глина. Обломы фрагментов имели светло-жёлтый цвет. Остатки глиняного пода были найдены в Любыче (Рыбаков Б.А., 1964 б).

Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла позволяют предположить, что мастерские были двух типов. Крупных и технически высоко оснащённых мастерских варили стекло и в тоже время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой лишь переработкой полуфабрикатов, т.е. слитков стекла в браслеты, бус и т.д, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в. во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал мастерской. Здесь среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков крупного стекла голубого и зелёного оттенков. Вероятно, тут работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов».

О том, что на территории Киевской Руси были мастерские по производству стекла пишет и Тихомиров М.Н.. Он делает ссылки на Хвойко В.В. в своей книге «Древнерусские города» и пишет о мастерской по производству стекла, которая находилась в Киеве.

Таким образом, исходя из всего выше написанного, подводим итоги.

В Древней Руси наряду с другими отраслями промышленности развивается гончарное дело и стеклоделие. Основными центрами развития являются города Киев и Новгород, а также другие города Киевской Руси. На протяжении I X -XIII вв. усовершенствуются технологии изготовления данных отраслей производства. В городах появляются гончарные горны, усовершенствуются гончарные круги, что же касается деревень, то здесь тоже есть гончарство и стеклоделие, только используются другие технологии, более устаревшие и примитивные.

В целом период развития гончарного дела и стеклоделия можно условно разделить на такие периоды: до образования Киевской Руси (VII-VIII вв.) и до монголо-татарского нашествия наблюдается подъём, упадок происходит во время монголо-татарского нашествия, после нашествия опять наблюдается подъём, но уже не такой значительный, как ранее.

2. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА

2.1. КИРПИЧИ

В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность - “ плинфоделатели” - кирпичники.

По данному вопросу есть сведения у Рыбакова Б.А., Вагнера Г. К. Мусиенко П.Н. и у др. исследователей.

Мусиенко П.Н. пишет: «В исторической литературе упоминается о специальных печах.

Оборудование кирпичных мастерских состоит кроме напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.

На кирпичах часто встречаются знаки и клейма мастеров. Кирпич в Древней Руси производился более чем в 40 городах и населённых пунктах. Большинство их относится к Среднему Поднепровью с Центром в Киеве, Чернигове, на севере - к Новгороду, на востоке - к Москве» Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве. - К.: Академия архитектуры Украинской ССР, 1952. -С. 6.

.

О кирпичниках также пишет и Рыбаков Б.А., но Тихомиров М.Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток» Тихомиров М.Н, Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы,1950. - С. 9.

. Далее он сслается на раскопки Воронина Н.Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары».

Возможно, Тихомиров М.Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться,но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б.А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б.А., а к Миятеву.

Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б.А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские горо-да вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX -- начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х - начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б.А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи -- квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. -- 40--38 см, при толщине 2.5--3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В.И.Он говорит, что клейма - это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б.А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело долж-но было существовать отдельно от гончарного» Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейшего периода. - «Научные знания Смоленского гос. Университета». - Смоленск,1929, Т. 1, вып. 3. - С.23.

.

«Технологическая сторона изготовления кирпичей изучена Шве-цовым" Швецов Б. Строительный кирпич XII века. - «Труды института строительных материалов минерального происхождения и стекла». - М, 1930, вып. 32..

Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кир-пича или с частичным его применением в конструкции, кирпичное производство существовало во многих городах X--XII вв.» Ремесло Древней Руси. / Под ред Б.А. Рыбакова, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - С.357.

Как уже говорилось выше, кирпичи начали активно использоваться после введения христианства. Скорее всего именно на ранний период Руси приходятся первые каменные постройки. Кроме строительства кирпич был применим в гончарном деле. Об этом говорит Рыбаков Б.А.:

Находка здесь же обжигательных подставок и сильно прокаленной посуды убеждает в том, что раскопками Черепнина и Крейтона был обнаружен гончарный горн, точнее его под. Топочная камера в данном случае была расположена, очевидно, не внизу, а где-то сбоку. Тонкую прослойку золы под кирпичами следует рас-сматривать как теплоизоляцию. Античные обжигательные печи были также сложены из сырцового кирпича.

Старорязанский горн своей прочной кирпичной кладкой выгодно отличается от глинобитных горнов Вщижа, Донца и Райгорода.

Среди архитектурных памятников, построенных в Киевской Руси и дошедших до наших дней являются: Успенский собор Печеского моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались.

2.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА

Многие исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X - XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов.

«Поливные керамические плитки украшали полы и стены храмов Киева, Новгорода, Владимира, Смоленска, Переяславля и др. древнерусских городов»Там же.

.

Самым древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов.

Раз мы начали давать характеристику архитектуре Киева с целью указания в ней на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и для других городов.

Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв.,свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. - К.:Наукова думка, 1981. - С. 387.»

«Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству. Авторитетнейшие представители искусства и науки склонны признать в них ещё большее участие русских художников» Л юбимов Л.Д. Искуство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещние, 1974. - С 113. .Самым первым художником, который упоминается в летописях, являяется некий Алимпий, но как писал Любимов Л.Д.: «Алимпий! Увы, это для нас только имя. Мы ничего не знаем о его индивидуальной живописной манере,о его творческом развитии. Но это имя для нас очень славное и очень дорогое».

«Древнерусские мастера сравнительно рано завладели техникой майоликовой керамики. Этому сопутствовало широкое строительство каменных сооружений, для опоряджения которых использовалась керамическая плитка, покрытая разноцветной поливой. Раскопки в Киеве и Белграде обнаружили полихромные плитки белого, зелёного цветов» Культура украинского народа: Учебное пособие/ Под ред. В.М Русановского, Г.Д.,Русановского, М.В Гончаренко.. - К.: Лыбидь, 1994. - С.58. Так, «В 1197г. на месте деревянной церкви, по распоряжению Рюрика соорудили каменный храм святых Апостолов, украшенных фресковой и золотой росписью, разноцветными майоликовыми плитками» История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. - К.:Наукова думка, 1981. - С.375..

Ещё одним городом, имевшим большое значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ - грифонов, орлов, соколов, павлинов.

Далее мы предлагаем более подробное описание плиток, т.к. приложения с рисунками здесь, к сожалению, отсутствуют.

При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного,лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё сIXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.

С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин,происходящий из Италии от названия о.Мальорка - Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О.С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. Для XII в. наиболее типичны плитки жёлтого, коричневого и зелёного цветов, но изготовлялись белые, чёрные, фиолетовые плитки. Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов подчёркивало красные и чёрные тона в одеждах людей, изображённых на фресках.

Из плиток составляли дкоративные композиции от простейших шахматных до циркульных фигур, плетёнки и народных мотивов. Поэтому изготовлялись плитки самых разнообразных геометрических и лекальных форм. По сложности орнамента особо выделяется майоликовый пол в Гродно. Для его выстилки понадобились плитки около 20-ти фасонов. Майоликовыми плитками выстилались полы не только храмов, но и гражданских зданий.

Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками.

Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.

Страницы: 1, 2, 3