скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Диктатура Цезаря в Древнем Риме скачать рефераты

p align="left">Марк Аней Лукан, своей поэмой «Фарсалия» и своей гибелью заслуживший славу тираноненавистника, очень четко на страницах дает понять, какова его позиция в вопросе о законности власти Цезаря.

Выше уже отмечалось, каково было первоначальное намерение поэта в отношении своего произведения, и что заставило его изменить свои планы. Однако, не следует преувеличивать влияние ссоры с Нероном на душевную метаморфозу Лукана. Автор «Фарсалии» нигде не выказывает особого уважения к памяти Цезаря. Уже в 1 книге, где приводится посвящение Нерону и просьба о его благосклонности, выраженная в форме настоящего панегирика, поэт очень нелестно отзывается о Цезаре. Лукан утверждает, что Цезарь не может признать кого бы то ни было первым1; что Цезарь имел только одну радость- как могучий поток устремляется вперед, не зная пощады2; и что он с ликованьем в душе путь пролагал меж развалин3. Поэт сравнивает Цезаря с молнией4. Однако, вместе с тем необходимо отметить, что и Помпея Лукан также вовсе не оправдывает, когда заверяет, что равных не терпит Помпей5; и утверждает, что в чьем оружии более права - ведать грешно6. Однозначно отрицательным является отношение Лукана к гражданской войне7. Притом такое отношение сохраняется на протяжении всей поэмы. К Помпею же и к Цезарю отношение поэта на протяжении поэмы постепенно меняется. Помпей приобретает все более величественные и, и вместе с тем, трагические черты. В момент своей гибели он изображается просто как какой-нибудь эпический герой. Цезарь же, наоборот, изображается все в большей степени мрачным и отталкивающим злодеем. Лукан называет Цезаря во брани свирепым, ищущим только дороги, залитой кровью8; утверждает, что Цезарь предпочитает не входить открытыми воротами, а разбивать их, и поля мирных поселян, готовых смириться перед ним, жечь огнем1. Притом, с того момента, когда Цезарь отпускал на свободу плененного им Л. Домиция, Лукан восклицает, что для гражданина наихудшая кара - это прощение за принадлежность к числу борцов за свободу Отечества2. Лукан, изображая возвращение Цезаря в Рим, отмечает реакцию народа, что нигде вождя не встречали клики ликующих толп, но Цезарю, по уверению поэта, приятен был ужас, который он внушал3. По Лукану, Цезаря в Риме лишь ненавидеть могли4. Показательно описание Луканом эпизода с созывом Цезарем сената, когда поэт замечает, что его (Цезаря) своевольных решений стал очевидцем сенат5. Описывая осаду Массилии, Лукан возносит хвалу этому городу, который смог хоть на некоторое время задержать будущего властелина над своими согражданами6. Изображая события войны 49 г. в Испании, Лукан словами М.Петрея к войску утверждает, что Цезарь, приняв сдавшихся в плен воинов-сограждан, получит новых рабов7.

Таким образом, на основании всего вышеотмеченного можно совершенно определенно установить, какую же меру легитимности придавал Лукан такому сложившемуся положению вещей, при котором абсолютная и бессрочная власть попала в руки одному человеку. Если выразиться очень коротко, то можно лишь сказать одно - никакую. На всем протяжении поэмы Лукана приводятся такие сведения и в такой постановке, которые однозначно свидетельствуют о том, что Лукан считал Цезаря тираном, насильно получившим немыслимую, с точки зрения традиционной системы римских магистратур (хотя выше было показано, это совсем не так, ибо нарушений римской конституции и до Цезаря было немало) путем вооруженного захвата, честолюбивым злодеем, шагающим по трупам. И при этом, в принципе, такой подход ясен уже с самого начала «Фарсалии», когда еще не произошла пресловутая душевная метаморфоза Лукана. Нетрудно заметить, что Лукан в своих взглядах по этому вопросу очень близко сходится с Цицероном, они занимают, практически, одну и ту же позицию. Из этого следует, что отношение Цицерона к Цезарю как к тирану и узурпатору не осталось на уровне его личного мнения, а также, разумеется, ненависти ярых помпеянцев, а получило свою традицию, так, что Лукан, живший почти через 100 лет после смерти Цицерона, говорит как бы его словами.

Глава II. Должность диктатора в Риме до Цезаря

Интерес к личности Цезаря находился в прямо пропорциональной зависимости от общего внимания к античности в целом. В середине века изучению античности уделяли недостаточное внимание, главным образом в связи с историей первоначального христианства. В Цезаре же в то время видели, прежде всего, некое олицетворение абсолютной императорской власти. Но эпоха Возрождения, которая характеризовалась резким увеличением интереса к античному населению, по новому взглянула на классическую древность и, в соответствии со своим антропоцентризмом, выдвинула ряд ярких образов виднейших деятелей античного мира. Но в основном это относилось к области искусства - для гуманистов истинными кумирами были Цицерон или Вергилий, но никак не Цезарь. Однако, вместе с тем можно утверждать, что Цезаря как личность открыл один из виднейших деятелей Ренессанса, Франческо Петрарка, отказавшись от одностороннего взгляда на Цезаря как на олицетворение абсолютной власти.1

Если же говорить о подробной разработке важнейших моментов в истории перехода от республики к империи в Древнем Рима, одним из основных этапов которого являлась деятельность Юлия Цезаря, то здесь может подразумеваться лишь историография нового времени и дальнейшие исследования современных ученых. Во многом благодаря немецким историкам XIX века сложился тот мифический образ Цезаря - сверхчеловека, который и сейчас, в принципе, принимает немало людей, занимающихся изучением древней истории, особенно дилетантов. Родоначальником такого подхода следует признать известного исследователя Друманна, который в своей истории Рима утверждал, будто бы Цезарь с самых юных лет поставил для себя цель достигнуть монархической власти и стремился добиться этой задачи, преодолевая любые препятствия. По Друманну, Цезарь не исключал в своих действиях на пути к вожделенной мечте, наряду с отчаянной смелостью и решительностью, также и холодный расчет, и что будто бы такие видные деятели, как Помпей, Красс или Цицерон, были только пешками в его руках. Друманн не жалел уничтожительных эпитетов в адрес выдающихся современников Цезаря, третируя даже Цицерона.1

Но как не странно, знаменитому немецкому историку, лауреату Нобелевской премии в области литературы Т. Моммзену, хотя он и был последователем Друманна, удалось создать гораздо более стройную и яркую апологетическую концепцию места Цезаря в истории Древнего Рима в такой степени, что всех последующих исследователей периода поздней римской Республики нельзя не разделить на сторонников концепции Моммзена и на ее противников. Т. Моммзен придавал Юлию Цезарю совершенно исключительную роль не только в римской истории, но даже и во всемирной. «Именно в эпоху Юлия Цезаря были намечены все пути, по которым с тех пор и идет человечество»2. Для Т. Моммзена, Цезарь - гениальный человек. Он прозорливый политик и искусный дипломат, не знающий себе равных полководец и выдающийся писатель и оратор. Но прежде всего Цезарь - государственный человек.3

Главная его отличительная особенность - полнейшая гармония во всем. Эта апологическая концепция была изложена в XI главе III тома «Римской истории». Моммзен также считал, что Цезарь смолоду стремился к монархической власти, и тоже, как и Друманн, принижал роль и значение его современников. Например, Помпей для Моммзена - человек, дюжинный во всем, кроме своих амбиций. Для такого подхода к оценке Т.Моммзеном значения Цезаря для римской истории существовала реальная почва - историк, создавая III том своего труда в 50-е годах XIX в., выразил чаяния немецкой буржуазии, мечтавшей об объединении Германии под властью демократического монарха.4

Из историков ХХ в., склонявшихся в сторону концепции Т. Моммзена, не принимая во внимание таких крайних апологетов, как, например, Гундольф, написавший сочинение «Цезарь. История его славы» или Брондес, создавший двухтомный труд, посвященный Цезарю1, стоит особо выделить выдающегося немецкого историка М. Гельцера. Известный исследователь позднереспубликанского периода существования римского государства, он написал капитальную биографию Цезаря. В своей работе М.Гельцер утверждал, что Цезарь, несмотря на видимое поражение, выраженное в заговоре на его жизнь и в его убийстве в мартовские иды 44г., все-таки остается победителем, ибо политическая жизнь последующего времени развивалась по пути, проложенном им2. Октавиан Август, по мнению Гельцера, хоть и использовал менее вызывающие формы господства, но империя, тем не менее, утвердилась на основах, созданных Цезарем, когда на смену сенатской олигархии пришла военная монархия3.

Гельцер не отрицал наличия у Цезаря монархического поползновения, но полагал, что Цезарь впервые задумался о том, чтобы получить в свои руки абсолютную власть, когда его долго не было в Риме во время Галльской войны и нахождения в окраинных землях тогдашней ойкумены, где полисные традиции отсутствовали4. Кстати, Гельцер не был одинок в своем таком мнении. Например, Паис полагал, что монархический идеал сформировался у Цезаря во время пребывания в Египте под влиянием знаменитой Клеопатры5.

Таким образом, налицо целое направление в историографии XIX-ХХ вв., которое можно назвать апологетическим.

Но почти одновременно с рождением концепции Т.Моммзена появились работы ряда ученых, которые если и не являлись антиподами этой концепции, то, во всяком случае, значительно ей противоречили. К.Нич в своей «Истории римской республики» приписывал Цезарю не созидательную, а разрушительную роль. По мнению Нича, Цезарь виновен в том, что он, благодаря своей деятельности, прекратил существование Римской республики, которой он, однако, не смог создать равноценную замену1.

Противником концепции Т.Моммзена выступил также итальянский историк Г.Ферреро, написавший «Величие и падение Рима». Характеристика Цезаря у Ферреро вытекает из отрицательного отношения к телеологизму Друманна и Моммзена2. По мнению Ферреро, Цезарь - гениальный… авантюрист. Иногда он реализовывал свои дерзкие планы, но зачастую оказывался игрушкой в руках обстоятельств3. Как считал Ферреро, Цезарь стремился избежать гражданской войны, но допускал при этом ощибку за ошибкой4. По Ферреро, после победы в междоусобной борьбе положение Цезаря оказалось непрочным: занимая, по видимости исключительное место в государстве и обладая, казалось бы, абсолютной властью, в действительности диктатор был вынужден угождать то одной, то другой группе своих сторонников и использовать свою, на самом деле шаткую власть, для их задабривания5. То есть, Цезарь не имел, по мнению итальянского исследователя, прочной социальной опоры. Следовательно, по Г.Ферреро, и государство Цезарь оказался не в состоянии восстановить6.

Автор интересного исследования «Монархия Цезаря и принципат Помпея», немецкий историк Э.Мейер развил своеобразную точку зрения на особенности переломного периода в становлении нового римского государственного строя. По мнению Мейера, Помпей и Цезарь являлись создателями двух различных систем государственного устройства7. Помпей своим беспрецедентным положением, когда он, занимая сразу несколько абсолютно несовместимых должностей, а в 52г. был даже консулом «без коллеги», являлся, по Мейеру, неким прообразом принцепса при такой системе, когда существует сенатская республика, а принцепс выступает в роли первоприсутствующего в сенате, в функции охранителя - республиканских устоев1. Как считал Мейер, именно Помпей, а не Цезарь, был непосредственным предшественником Октавиана Августа2, который, как известно, и создал систему принципата, просуществовавшую до конца III в. Цезарь же, по мнению немецкого исследователя, стремился создать монархию эллинистического типа и предвосхитил развитие римского государства на несколько веков вперед3. Характеристике Цезаря Мейер посвятил две главы своего исследования: «Личность и цели Цезаря.» и «Цель Цезаря. Абсолютная монархия»4.

Английский историк Р.Сайм в своей «Римской революции» постарался дать осторожную и взвешенную оценку деятельности Юлия Цезаря. Сайм считал, что практические цели Цезаря определялись стремлением ликвидировать последствия гражданской войны5. Поэтому автократизм диктатора, по мнению Сайма, был вынужденным, он обусловливался обстоятельствами. Исходя из этого, Р.Сайм отрицал стремление Цезаря к абсолютной власти6.

Стоит коснуться и российской историографии. В круг интересов Р.Ю.Виппера, историка широкого профиля, оставившего заметный след в развитии русской историографии7, входило и изучение позднеереспуб-ликанского периода римской истории. Кризис и падение римской республики Виппер связывал с упадком демократии. Виппер считал, что Цезаря нельзя назвать вождем римской демократии и продолжателем дела Гракхов8. Рассматривая историю Цезаря в социальном плане, Виппер выступал противником телеологизма. По Випперу, Цезарь, первоначально действительно сторонник демократической оппозиции и позднее - вождь партии популяров, впоследствии отошел от нее и стал политическим деятелем, опирающимся на военную силу, солдатским вождем9.

М.И.Ростовцев, автор исследования «Рождение Римской империи», считал, что нельзя с достаточной степенью точности определить, допускал ли Цезарь в 50-е года мысль о том, что военное столкновение с Помпеем и сенатской партией неизбежно, но, во всяком случае, он не исключал возможности двоевластия1. Ростовцев, по сути дела, поддерживал теорию Мейера, когда утверждал, что исключительные полномочия Гнея Помпея, которые он сосредоточил в своих руках в 52 г., явились прецедентом для будущего принципата2. Ростовцев полагал, что Цезарь, в результате прихода к власти, не изменил внешнего облика римской конституции, так как остались в наличии те же сенат, народное собрание и магистраты, но внутреннее содержание государственного строя подверглось значительной переделке, ибо над республиканскими структурами выросла неограниченная власть одного, в наибольшей степени напоминающая тиранию греческого образца3.

Советский исследователь Н.А.Машкин в своем капитальном труде «Принципат Августа» уделил значительное место оценке деятельности Цезаря на различных этапах его политической карьеры. Машкин дал развернутую характеристику такому историческому феномену, как «цезаризм». По мнению историка, сущность «цезаризма» заключается в умелом и ловком лавировании между различными слоями римского общества4. Машкин выступил резким противником телеологического подхода.

Много внимания разработке различных аспектов кризиса и падения римской республики и перехода к империи уделил С.Л.Утченко, автор таких исследований, как «Юлий Цезарь», «Цицерон и его время», «Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики и др.

В «Юлии Цезаре», Утченко подробно осветил историю диктатуры Цезаря, высказал свой взгляд на понятие «цезаризм». Утченко отказался от трактовки «цезаризма» как общеисторической категории, укладывая этот феномен только в рамки истории Древнего Рима1.

Таким образом, в самом сжатом виде были представлены основные взгляды виднейших представителей российской и западноевропейской историографии XIX-XX вв. о деятельности Юлия Цезаря как важнейшего этапа переходного периода от республики к империи в Древнем Риме, о личности Цезаря и о характере его власти. Нельзя не признать, что взгляды эти отличаются удивительным разнообразием. Во многом это можно объяснить тем, что все ученые опирались в своих исследованиях на данные, главным образом, почерпнутые из сочинений античных авторов. Можно ли допустить, что было бы такое разнообразие концепций и подходов в новой историографии, если бы они основывались на полностью идентичных друг другу источниках? Едва ли. С другой стороны, такое разнообразие мнений и оценок свидетельствует о необычной сложности и трудноразрешимости проблемы диктатуры Цезаря.

Глава III. Должность диктатора в Риме до Цезаря

Диктатура Цезаря тоже, разумеется, не могла возникнуть на пустом месте, без каких-либо причин. Предпосылки эти нельзя не признавать глубинными, имеющими свои истоки за много десятилетий до 40-х гг. I в. до н.э. Основная причина заключается в том, что система магистратур сложилась еще в то время, когда Рим был совсем не тем, чем он стал впоследствии, не мировой державой, раскинувшей свои владения на трех континентах, а сравнительно скромным городом-государством в Средней Италии1. Система магистратур, включающая в себя такие должности, как два ежегодно сменяемых консула, обладающих высшей властью, а также преторов, ведавших судебными делами, эдилов, занимавшихся благоустройством города и квесторов, ведавших финансами, предназначалась для города-государства, но и как не для мировой державы. Когда Рим начал постепенно, вследствие многочисленных войн, расширять свою территорию и терять черты, присущие полису, тогда стали возникать компромиссные варианты, задача которых заключалась в приспособлении системы магистратур к изменяющимся условиям. Например, консулы и преторы после сложения своих полномочий становились проконсулами и пропреторами с властью наместников в присоединенных территориях. Эти должности тоже были годичными.

Страницы: 1, 2, 3, 4