скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Диктатура Цезаря в Древнем Риме скачать рефераты

p align="left">Как и Цицерон, Саллюстий происходил из всаднического сословия и не был уроженцем Рима - он родился в Амитерне в 86 г.3 Таким образом, Саллюстий был младшим современником Цезаря, в то время как Цицерон - старшим. Саллюстий также получил образование в Риме4. Интересно отметить, что Саллюстий дважды обращался к литературной деятельности: в начале и в конце своего жизненного пути; в первом случае он был членом кружка Нигидия Фигула (кстати сказать, в будущем ревностного помпеянца)1. Между этими периодами лежит большой промежуток времени, который Саллюстий посвятил занятию государственной деятельности. Саллюстий с молодых лет стремился к политической карьере и начал ее в рядах «Народной партии» как противник нобилитета2. В 55 г. Саллюстий был квестором и, вместо того, чтобы занять следующую ступень в иерархии магистратур - должность эдила, предпочел сделаться плебейским трибуном, обязанности которого он исполнял в 52 г. Саллюстий, будучи трибуном, возбуждал на сходках народ против Милона, убийцы «народного вождя» Клодия. В своей политической деятельности Саллюстий ориентировался на Цезаря. Странно, однако, что цезарианец Саллюстий, в следующем году подвизался в качестве легала (в провинции Сирия) явного недоброжелателя Цезаря, М. Бибула, немедленно вступившего в ряды помпейской партии два года спустя3. Очевидно, это можно объяснить тем, что Саллюстий, в первую очередь, все-таки руководствовался соображениями личной выгоды. В 50 г. Саллюстию пришлось испытать очень неприятные переживания, так как он был исключен из сената за якобы безнравственное поведение, но на самом деле как цезарианец4. По мнению некоторых исследователей, именно это событие сильно озлобило Саллюстия против нобилитета5 и окончательно толкнуло его в ряды цезарианской партии, тем более, что сам Цезарь восстановил его в составе сената с началом гражданской войны6. Во время военных действий Саллюстий отличился и после разгрома Цезарем армии Сципиона в Африке: наш автор был назначен наместником образованной из бывшего царства Юбы провинции Новая Африка7. После мартовских ид 44 г. Саллюстий счел для себя за благо отказаться от продолжения государственной деятельности и возобновить литературное творчество, удалившись в свою усадьбу1.

Саллюстий является автором ряда произведений, в которых очень четко прослеживается его политическое мировоззрение. В 43-42 гг. вышла в свет его монография «О заговоре Катилины», где давалось подробное изложение событий, которые потрясли римское государство. В этом сочинении центральный герой - Катилина, подан на фоне разложения римского общества, как продукт этого разложения2. Саллюстий рисует картину вырождения идеального староримского общественного порядка, которое началось с разрушения Карфагена, после чего непомерно возросли корыстолюбие и честолюбие3. Саллюстий утверждает, что корень зла содержит в себе плутократическая олигархия, из среды которой вышел и Каталина4. Следующая монография, «Югуртинская война», выпущенная в свет в 42-41 гг., содержала изображение ужасной коррумпированности и продажности римского нобилитета, что использовал в своих целях Югурта, в связи с чем военные действия на первых порах протекали чрезвычайно вяло и нерешительно. Римскому нобилитету противопоставил Саллюстий в своем сочинении такого же «нового человека», как и он сам - Гая Мария, который является для автора «Югуртинской войны» подлинным героем, гордостью римского народа5. Последним произведением Саллюстия, к сожалению лишь частично сохранившемся, является «История» - последовательное изложение событий за период с 78 по 67 гг. Однако, и по уцелевшим фрагментам имеется возможность судить, что Саллюстий хотел показать накал напряженной борьбы между народом и нобилитетом, лишь изредка затухавший, когда угрожала внешняя опасность6.

Таким образом, на основании приведенных выше кратких характеристик литературных произведений Саллюстия можно сделать вывод, что Саллюстий, как и Цицерон, не идеализировал современное ему состояние государства, но в отличии от Цицерона он не был защитником существующих устоев. Обвиняя римский нобилитет в разложении, Саллюстий и Каталину клеймит вовсе не как одного из мятежников, столь ненавистных Цицерону, а в качестве того же нобиля. А один из главных виновников гражданской войны 80-х гг. Гай Марий оказывается для Саллюстия героем только потому, что тот противостоял коррумпированности нобилитету.

Причина, по которой Саллюстий привлечен в качестве автора, дающего сведения о диктатуре Цезаря - это наличие среди его сочинений двух писем к Цезарю о государственных делах. Одно из них датируется 50 или началом 49 г., а другое - 46г. Здесь, разумеется, не место для анализа самих этих писем, об этом речь пойдет ниже. Сейчас же можно лишь указать на то обстоятельство, что подлинность этих писем неоднократно подвергалась сомнению1. Такие сомнения были высказаны еще в XVI веке2. В дальнейшем в историографии были высказаны мнения и «за», и «против». Например, Т. Моммзен считал «Письма» подложными, но Э. Мейер склонялся в пользу подлинности «Писем». В 20-30 годах XX века подавляющее большинство исследователей высказалось в пользу подлинности этих «Писем», однако Р. Сайм поколебал эту уверенность3. Но сейчас все же принято считать, что письма написаны в I веке до н.э. и принадлежат Саллюстию4.

Саллюстий и Цицерон в общем ряду авторов, информация которых по интересующей нас проблеме будет подвергнута анализу, выделяются в том отношении, что они являлись и современниками Цезаря, и людьми, в той или иной степени лично с ним соприкасавшимися. И прежде чем перейти к изложению кратких сведений о других авторах, нелишним было бы сопоставить Цицерона и Саллюстия.

Оба они являются типичными идеологами эпохи гражданских войн1. В древности господствовало представление, по которому Цицерон и Саллюстий были личными врагами. Это представление основывалось, главным образом, на взаимных инвективах, якобы действительно написанных Цицероном и Саллюстием. Но подлинность этих инвектив вызывает сильные сомнения. Например, в своем памфлете Саллюстий не мог упрекать Цицерона за то, что тот является «новым человеком», так как сам Саллюстий выступал в том же качестве2. Кроме того, Саллюстий, как сторонник Цезаря, не мог поносить Цицерона за угождение перед диктатором3.

Как уже было отмечено выше, Саллюстий еще до гражданской войны в своей политической деятельности ориентировался на Цезаря, а когда разразилась междоусобица, будущий историк выступил в рядах цезарианцев. Саллюстий, как тоже уже отмечалось, адресовал Цезарю два письма о государственных делах, первое из которых (в рукописи значится вторым) датируется приблизительно 50 г. или самым началом 49 г., а второе - однозначно 46 г., уже после африканской кампании Цезаря. Второе письмо Саллюстия дает ретроспективный взгляд на события начала гражданской войны. Так, Саллюстий писал Цезарю, что тот воевал с человеком, «прославленным, могущественным, жадным до власти, не столько мудрым, сколько удачливым; за ним последовали лишь немногие, ставшие твоими недругами, из-за того, что считали себя несправедливо обиженными, а также те, кто был связан с ним родственными или иными тесными узами. Власти же не разделял с ним никто, а если бы Помпей смог это стерпеть, война не потрясла бы всего мира»1.

Нетрудно заметить, что Саллюстий вполне сходится с Цезарем в объяснении причин гражданской войны, обвиняя в ее развязывании не самого Цезаря, а его недоброжелателей. Из этого следует, что если Саллюстий считал ведение войны со стороны Цезаря справедливым делом, то и то положение, которое последний занял вследствие своей победы в этой войне, Саллюстий не мог не признавать вполне законным, тем более, что он, в своих письмах, предлагал Цезарю как диктатору целый ряд мероприятий по устройству государства, сотрясенного войной.

Резким диссонансом позиции Цезаря и Саллюстия выступают сведения, которые имеется возможность извлечь из соответствующих писем третьего современника и участника гражданской войны - Марка Туллия Цицерона. Письма Цицерона, написанные по самым горячим следам тех переломных событий, являются ценнейшим источником сведений. Сквозь них проглядывает человек, который всей своей душой за государство, оказывающееся на краю гибели, который находится в смятении и трепете.

Еще за три месяца до начало гражданской войны Цицерон писал к Аттику из Малой Азии, что он прослышал о поразительных ужасах со стороны Цезаря, в связи с тем, что тот не распустит свое войско ни при каких условиях1. Нельзя не заметить резкий контраст с подходом к этой проблеме самого Цезаря и Саллюстия, которые вовсе не считали, что необходимо было распускать армию. У Цицерона было острое предчувствие гражданской войны. Примерно в то же время(то есть, осенью 50 г.) он писал Аттику, что ему кажется, что он предвидит такую великую схватку, какой не бывало раньше2. И, наконец, Цицерон вовсе не был в восторге от такой перспективы. И вместе с тем, уж если это неизбежно, то Цицерон безаппеляционно заявляет своему адресату, что, по его мнению, лучше разделить с Помпеем поражение, чем с Цезарем - победу3. Цицерон желал предотвратить стремительно нараставшие грозные события. Он писал в декабре 50 г., что, хоть и согласен с Помпеем, но самого Помпея будет склонять к согласию4, что, все более опасаясь за положение государства, он полагает, что во что бы ни стало нужен мир, ибо победа принесет много бед и, конечно, тиранию1; что в результате разговора с Помпеем о создавшейся ситуации, он, Цицерон, увидел, что нет не только надежды на примирение, но, со стороны Помпея - и желания2 и что наконец, никогда государство не было в большей опасности3.

Как видно из приведенных свидетельств, Цицерон отнюдь не входил в число ярых помпеянцев, которые готовы были, не раздумывая, ринуться вслед за своим вождем в водоворот войны. Цицерон не победы хочет для Помпея, он не хочет самой войны, считая её величайшим бедствием4.

Нельзя не заметить также разочарованности Цицерона в предводителе республиканцев, неуверенность в котором он высказывал еще до начала гражданской войны. Например, в январе 49 г., Цицерон пишет о действиях Помпея, называя их глупыми и неосмотрительными5. Цицерон уверяет, что нет ничего более нелепого, чем то, что Помпей бежал из Рима6; что Помпей слаб, так как у него нет ни присутствия духа, ни осмотрительности7, и так далее. Однако, в итоге Цицерон все-таки последовал за Помпеем, но по двум причинам: во-первых, он считал себя лично ему обязанным за содействие в возвращении из изгнания еще в 57 г., а во-вторых, и это главное, так как все-таки Помпей состоял во главе сил, защищавших незыблемость существующего государственного строя.

Но как же Цицерон относился к Цезарю во время разгара гражданской войны, что определяет, разумеется, и ту меру легитимности, которую он предавал положению, занятому Цезарем в результате победы в этой междоусобице? В письме от 12 января 49 г., т.е. через 2 дня после начала военных действий, Цицерон отмечает, что Цезарь несколько бессовестен, что удерживает за собой и войска, и провинцию (т.е. - Цизальпинскую Галлию) против воле сената8. Очевидно, что Цицерон считал Цезаря обязанным повиноваться воли сената, как высшего правительственного органа римского государства, в то время, как ни Цезарь за собой, ни Саллюстий за ним такой обязанности не признавали. В другом письме Цицерон сравнивает Цезаря с Ганнибалом (в отношении к Италии и Риму), уверяет, что Цезарь - безумный и жалкий человек, никогда не видевший даже тени прекрасного. Потрясают слова Цицерона: «И все это он делает, по его словам, ради достоинства. Но где достоинство, если не там, где честь? Честь, следовательно, иметь войска без официального разрешения; занимать города, населенные гражданами; …задумать множество преступлений, чтобы высшую богиню - власть иметь?.. Клянусь, я предпочел бы… умереть тысячу раз, чем однажды задумать такое.»1. В другом месте Цицерон именует Цезаря Писистратом2, который был знаменитым тираном древности. И еще одно место, где, весной 49 г. Цицерон пишет о Цезаре, что тот пылает яростью и преступлением и требует назначить себя тираном. И если так Цицерон определял роль Цезаря, которую тот играл в развязывании гражданской войны и в ее ходе, то можно себе представить, какую меру законности отводил Цицерон положению Цезаря, занятому им в результате его победы в той войне, где он выступал, по глубокому убеждению Цицерона, в качестве посягающего на республиканские устои римского государства, столь священные для Цицерона, хоть и видевшего недостатки существующей системы, а потому и идеализировавшего несовременное ему состояние государства, а прошлое3.

Теперь, установив, какую меру легитимности придавал тому исклю-чительному положению в римском государстве, которое он занял, сам Цезарь, а также два его современника - Саллюстий (полностью солидарный с ним) и Цицерон (резко ему противоречащий), необходимо перейти к характеристике сведений авторов родившихся после гражданской войны 49-45 гг. и диктатуры Цезаря, взгляд которых на степень законности положения Цезаря представлял собой ретроспекцию - с дистанцией от примерно семидесяти лет (у Веллея Патеркула) до целых двухсот (у Аппиана).

Понятное дело, Веллей Патеркул, как наиболее близко отстоящий по времени от той эпохи автор, и должен быть первым в этом ряду. Событием, связанным с гражданской войной и с диктатурой Цезаря историк посвятил главы с 48-й по 56-ю своего труда, а позже, уже после описания убийства Цезаря, Веллей вновь возвращается к тому времени, упоминая о движении Милона Целия Руфа, в 68-й главе. У Веллея Патеркула мы находим характеристику обоих соперников - и Помпея, и Цезаря. Так, Помпея историк ставит очень высоко, заверяя, что описание величия этого мужа потребовало бы многих томов, но в столь кратком сочинении он, Веллей, вынужден сказать лишь немногое1. Цезаря, Веллей также считает величайшим деятелем2. Историк восхищается ими обоими в равной степени и считает их равновеликими. Однако, Веллей признает, что эти два величайших деятеля не могли мирно сосуществовать, так как согласие между ними было неустойчивым из-за борьбы за власть3. Историк немало места в своем, в целом кратком сочинении, отводит описанию предыстории гражданской войны, ее началу и характеристике противоборствующих сторон. Нельзя не отметить, в первую очередь, что Веллей Патеркул, так же как и Цицерон, считает эту войну величайшим бедствием и горем для государства и его граждан. Так, историк поздравляет Кв. Катулла, обоих Лукуллов, Метелла и Гортензия, которые процветали в государстве, не знавшем взаимной вражды(конечно, это явная натяжка) и благополучно скончались еще до того, как началась гражданская война и государство было ввергнуто в пучину гибели и хаоса4. Историк резко порицает губительную деятельность народного трибуна Куриона, разжигателя междоусобных расприй5.

Веллей считает вполне справедливым и законным, чтобы и Цезарь, и Помпей одновременно распустили бы свои войска1, и разоблачает, по его мнению, лицемерное поведение Помпея, который, поддакивая тем, кто требовал от Цезаря роспуска армии, в то же время отказывался разоружиться сам2. Веллей признает требования Цезаря вполне справедливыми и что войне не было бы места, если б не злокозненная деятельность Куриона и ему подобных3. Характеризуя дело каждого из соперников в вспыхнувшей войне, Веллей признает Помпеево дело более справедливым, а Цезарево - более надежным4; отмечает, что там (т.е., со стороны Помпея) - все блистательно, что Помпея вооружает авторитет сената, а Цезаря - доверие воинов5. Веллей утверждает, что Цезарь не упустил ничего из того, что могло бы способствовать сохранению мира6, а когда все средства были исчерпаны и тому угрожала участь стать частным лицом, он решился перейти Рубикон7.

Таким образом, в отношении сведений Веллея Патеркула по данной проблеме можно сделать следующие обобщающие замечания. Как раз таки у Веллея и может идти речь об определении какой-то меры законности в исключительном положении Цезаря, которое он занял вследствие победы в гражданской войне, потому что, в процентном выражении сам Цезарь, а также Саллюстий определяли эту меру в 100, а Цицерон, наоборот, в 0%. У Веллея же налицо осторожный и взвешенный подход. Автор «Римской истории» признает, что лучше, если б этой войны не было вовсе, а причиной ее считает противостояние двух великих личностей, которых столкнули низкие и завистливые люди. Веллей признает наличие попыток Цезаря решить дело миром, но переход его через Рубикон он все-таки явно не одобряет, что видно из того указания, что дело Помпея более справедливое. Следовательно, Веллей считает, что то положение, которое впоследствии занял Цезарь, является законным с точки зрения победителя, но вовсе не законным с точки зрения гражданина своего государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4