скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Художественные стилевые направления в искусстве скачать рефераты

конструкцию и декор, вытесывая то и другое из цельных мраморных блоков, то

римляне, напротив, возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи

скоб навешивали мраморную облицовку, приставляли колонны и профили.

Известные слова Светония о том, что император Август «принял Рим кирпичным,

а оставил мраморным», вероятно, следует понимать именно в этом смысле (см.

августовский классицизм). Римский архитектурный метод, безусловно, ускорял

строительные работы и был неизбежным при выбранной технологии, но и

способствовал скорому вырождению архитектуры как искусства. Тем не менее,

именно метод декоративной обработки фасадов получил развитие в искусстве

Классицизма последующих эпох и, в частности, в зодчестве Итальянского

Возрождения. По сравнению с греками римляне еще более усилили декоративную

сторону ордеров, подняв их на пьедестал и отдав предпочтение наиболее

пышному из них — коринфскому.

Римляне ввели в строительный обиход аркаду, состоящую из «римских

ячеек»,— комбинацию этрусской арки и греческой колонны, которая

использовалась лишь как украшение. Она не поддерживала арочное перекрытие,

а просто приставлялась к стене по сторонам арки, отчего часто превращалась

в декоративную полуколонну или пилястру. К традиционным греческим ордерам

римляне добавили еще один, тосканский — соединение дорического и

этрусского. А к типам капители — сочетание ионических волют с коринфским

акан-том и декоративной скульптурой — так называемую композитную капитель,

как будто пышность и декоративность коринфской казалась им недостаточной.

Несоответствие, художественная неорганичность и двойственность конструкции

и декорации древнеримской архитектуры стала особенно заметной по прошествии

веков. Даже такой апологет античности, как Гёте иронизировал над

«мраморными галереями, которые никуда не ведут» и колоннами «прикованными к

стенам», ведь колонна должна стоять свободно! 2. Спустя столетие Д.

Мережковский писал в своих путевых заметках о том, что развалины римских

зданий из-за того, что они были сложены из кирпича, без облицовки

производят впечатление «огромных, мрачных остовов» 3. Но если в архитектуру

римляне внесли все же много нового, своего, то их вклад в скульптуру менее

позитивен и отражает лишь кризис художественного стиля (см. римская

скульптура, рельефы, саркофаги).

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО (франц. Romanesque, исп. romanico, нем.

Romanik от лат. romanum — римский) — обобщающее название различных

памятников-: второго после раннехристианского периода развития искусства

западноевропейского средневековья (см. средневековое искусство). Термин

«романский», по-французски .. ."""1". яоявился в начале XIX в., когда

историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего

средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает

древнеримскую. Романская эпоха — время возникновения общеевропейского

архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной

Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за

непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке,

в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской

эпохи — открытость внешним влияниям. «Византия обратила античное искусство

в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы.

Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века

стали классическим периодом их искусства... Испания и галлия были

колонизованы еще в греческую эпоху, вся область Рейна со времени Цезаря

была, быть может, главным центром римского провинциального искусства, даже

Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени переселения

народов, не могла избегнуть римского влияния» .

Особый импульс развитие романского искусства получило в период

правления франкской династии Меровингов (486-751). Известный историк А.

Тойнби отмечал, что «франкский режим Меровингов был обращен лицом к

римскому прошлому», поскольку в то время в общественном сознании

«единственно возможным целостным i-iyis.pssrsSAfc.bina римская империя»2.

Интересно также, что первые франкские короли после падения столицы Западной

Римской империи признавали почетное верховенство Константинополя, но

сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы, в

Галлии, Южной

Франции в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян:

дороги, акведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько

прочны, что продолжали использоваться по назначению. В соединении

сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами,

византийским орнаментом и готскими шатрами возник новый «римский»—

романский архитектурный стиль. Он характеризовался простотой и

целесообразностью: вертикальные стены, горизонтальные перекрытия, башни и

своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила

изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру

греческой античности.

Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на

Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации

изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила,

ясность. Романская архитектура — характерный пример рационального

художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского

искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет свое

начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и

развитая в дальнейшем в баптистерии в- Равенне и дворцовой капелле Карла

Великого в Аахене. Другой тип здания — базилика, также заимствованная на

востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела

деревянное покрытие — двускатное для центрального нефа и односкатное для

более низких боковых.

Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили

распространение и в романской. Причем зодчие почти всегда удовлетворялись

тем, что использовали колонны, снятые с языческих римских памятников,

вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителями. Эта

особенность чрезвычайно показательна для переходной эпохи, когда старый

канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты

арок опирали непосредственно на капители, что очень редко делалось в

античности. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме

Итальянского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная

романской эпохой, потеряла свое гармонично антропоморфное значение. В

отличие от античных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без

курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропорции колонн и

капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители развивала

византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она

все более упрощалась вплоть до конической. Романские здания в основном

порывались черепицей в форме «рыбьей Чешуи», известной еще римлянам и очень

Удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были

глав-чым критерием красоты постройки. Суровая кладка из предварительно

обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки,

создавала характерный, несколько мрачный образ, но украшалась вкраплениями

кирпичей или мелкими камнями другого цвета. С западной стороны перед

романской церковью стояли «римские» сторожевые башни, на вершине которых

размещались «престолы для архангелов». Окна первоначально не остеклялись, а

забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях

безопасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как

можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак.

Широко использовались винтовые лестницы. Деревянные стропила крыши изнутри

оставались открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться

«подшивным» потолком. В романскую эпоху появились так называемые

«перспективные» порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических,

не с западной, а с южной стороны собора, где был главный вход. Каменная

резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного и

зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических

животных, зверей и птиц, сплетающихся шеями или хвостами — мотивов, также

занесенных с Востока. Скульптурный декор концентрировался главным образом

на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура

подчинялась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из

порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четырех старцев Апокалипсиса

скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три

клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре

часто самым причудливым образом смешивались библейские, языческие

фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались

росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение

составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские

фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения

апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,

вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры

покойного-

Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении

декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они

перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и

гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта

фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто

приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной

миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и

здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей

одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и

растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль

скрип-ториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный

мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный

стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные

азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли

его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад

или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке

общеевропейского средневекового искусства, началом которого было

раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое

искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские,

византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие романского искусства в период

правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи

с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,

получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно

сохранялись традиции античной культуры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде

свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла

изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,

геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако

расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля.

Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике

исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —

диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также

олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога

из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и

птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и

золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали.

С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.

Лиможа, про- :

славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские

эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование

железа и бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,

замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и

полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме

голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с

рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные

купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы

(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких

изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —

динаноерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток,

полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив

полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху

Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным

примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы»

северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало

строительства которого относится к XII в. Широко использовались

керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной

орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.

мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными

влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-

1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии

в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные

мотивы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям

Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора:

«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг

грифонов.

S. В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце

XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17