скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Художественные стилевые направления в искусстве скачать рефераты

целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни и

своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила

изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру

греческой античности.

Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Восто-

ке, основывалась на предельном обоб-щении, геометризации и схематизации

изоб-разительного образа. Во всем чувство-валась простота, мощь, сила,

ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального

художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского

искусства - центри-ческая купольная постройка, композиция которой берет

свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и

развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне и дворцовой капелле Карла

Великого в Аахене. Другой тип здания - базилика, также заимствованная на

востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела

деревянное покрытие - двускатное для центрального

нефа и односкатное для более низких бо-ковых.

Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили распростра-

нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда удовлетворялись тем, что

ис-пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку,

разной высоты и ордера, с различными капителя-ми. Эта особенность

чрезвычайно показа-

Романские капители

тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а новый еще

не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на

капите-ли, что очень редко делалось в антично-сти. Именно этот прием в

дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян-ского Возрождения, в

частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла

свое гармонично антро-поморфное значение. В отличие от антич-ных, новые

романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее

унаследовано Готикой. Пропор-ции колонн и капителей следовали моду-То

каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип, получаемый от

пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до

кони-ческой. Романские здания в основном по-рывались черепицей в форме

"рыбьей Чешуи", известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с

дождливым клима-том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием

красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в

отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак-терный,

несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей или мел-кими

камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя-ли

"римские" сторожевые башни, на вер-шине которых размещались "престолы для

архангелов". Окна первоначально не осте-клялись, а забирались резными

каменными решетками. Для утепления и в целях безо-пасности оконные проемы

делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому

внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис-пользовались винтовые

лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь в

относительно поздний период стали закрываться "под-шивным" потолком. В

романскую эпоху появились так называемые "перспектив-ные" порталы,

находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной

стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная резьба украшала на-ружные

стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента,

изображений сказочных чудовищ, экзоти-ческих животных, зверей и птиц,

сплетаю-щихся шеями или хвостами - мотивов, также занесенных с Востока.

Скульптур-ный декор концентрировался главным об-разом на капителях,

тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня-лась

архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов

церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех старцев Апокалипсиса скульптор

изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых

камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто самым

причудливым образом смешивались библейские, язычес-кие фольклорные и

экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями,

которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени. Исключение соста-вляют

оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии "каталонские фре-ски".

Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид и

алтарей, техника которых сохрани-лась со времен античности. Типичными для

романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро-

ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного-

Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы в размещении де-

коративных мотивов: геометрических, "зве-риных", библейских - они

перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и

гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали-стов считает, что вся

эта фантасмагориче-ская фауна лишена символического смысла, который им

часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми-

ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и

здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве иллюминирования рукописей

одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти-

тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль

скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото-рых разработали декоративный

мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать ро-манское искусство как "чисто западный

стиль". Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви-дели в романском искусстве

сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния и даже

называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка вопроса

"Запад или Вос-ток" по отношению к романской эпохе была бы неверна. В

подготовке общеевро-пейского средневекового искусства, нача-лом которого

было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом -

готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто-ки,

норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские

элементы.

Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства в период правления

Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с

основанием в 962 г. "Священной Римской империи" Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живо-писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,

получая образование в монастырях, где в течение столетий бере-жно

сохранялись традиции античной куль-туры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде

свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла

изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и бесцветные,

геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч-ками. Однако

расцвет витражного искус-ства наступил позже, в эпоху готического стиля.

Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол-

нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис-ных книг, реликварии, складни -

диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также

олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога

из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и

птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и

золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее - перегородчатой эмали.

С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа,

про- :

славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские эмали).

Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и

бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки,

оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми

завитками, i Бронза применялась для дверных молот-ков в форме голов

животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами -

эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для

баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц.

aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий

происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название -

динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток, полу-

круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой

ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он

будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером

романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и

южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого

относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки

с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается

производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских

тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов,

особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь

домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани,

византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином

стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда

излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа

жизни" и изображения вписанных в круг грифонов.

oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце

XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское",

"саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже

византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения,

несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи-

анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов:

куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных

построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве

были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась

"винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми

орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же

достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и

дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента".

Важно, что по-

oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно

пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в

новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство

Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,

искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем

византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную

Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского

искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика,

торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское

искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом

искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только

начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го

средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис-

торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по

существу (см. также штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна

из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен-

ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали

называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим

или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что

происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась

тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое

толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов,

преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому,

анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные

произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных,

народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали

искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую

эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная

история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил.

Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как

свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто

возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом

и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро-

мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему

и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души

человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут

существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира,

времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство

всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек-

тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На

про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная

тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в

том числе и в худо-жественной деятельности.

Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес-

кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле-

ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству вообще и является

неотъ-емлемой основой художественного созна-ния. Но в различные

исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи-мого в

действительности принимает разли-чные формы. Немецкий философ-романтик Ф.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17