скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Творчество Нестерова на уроках скачать рефераты

за ближайшими ее рядами, двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет

конца этому народному движению. Ни на одной русской картине (кроме

репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано с такой

простотою, с таким лаконизмом, но и с такой силою, как здесь у М.В.

Нестерова.

Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна

лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.

Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого,

худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и

бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно

отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит

кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек -

Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают

важным и великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом,

рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы

внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.

Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко

народной фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»),

это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав

юродивого главной фигурой левого плана картины.

Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине

М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на

картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,

отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего

не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он.

Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)

Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался

изображать Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе).

Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с

лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого

не избирает из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И

мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не

ведет, но он ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на

которые столько труда и усилий затратили многие.

«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись

после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина

на самой картине, внизу слева.

А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда

будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины

(а в них-то и заключается мысль художника), ответ может быть только один:

«Не войдете в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ

поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал

трагедию «души русского народа».

М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец,

нашел в себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную

ясность, которые искал давно, и сохранил при этом свойственную ему

поэтическую взволнованность которая здесь, в создании монументальном,

вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность.

Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему

характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно

необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о

личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий.

Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным

и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал

писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка

в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась

у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону

зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон

головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с

широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой

отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое,

чуть розовеющее вечернее небо.

В советское время работ в области религиозного искусства была для

художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре,

М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и

искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.

Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд

ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства

духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью

отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения

человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического

пейзажа.

М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К

жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери

(«Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший

большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А.

Флоренского - двух известных русских ученых-философов.

Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).

Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой

возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.

Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими

морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти

черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик

академика, его острый ум и вспыльчивость характера.

Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и

портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень

многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны

два автопортрета.

Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной.

М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно

из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал

мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.

И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и

романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось

глубоко реалистическим.

Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только

незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в

развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое

собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими

событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только

понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения.

Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять,

казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас

в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца.

[9]

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Специфика структуры уроков по МХК

Искусство играет большую роль в формировании нравственности

подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно

оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким

свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи

(30, стр. 12).

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,

развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить

жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание

человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического

развития.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть

красота в душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного

отражения действительности, без понимания языка и художественных средств

искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит

удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую

подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы -

обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в

большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей

действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого

необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная

культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают

процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это

прекрасное связано с искусством, с художественным отражением

действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков

дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В

этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной

художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на

формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного

понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных

понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований

в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также

познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении

человека.

Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их

направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого

развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у

учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в

постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого

воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и

умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного

отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся

отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства,

выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую

направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает

формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и

переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и

гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную

взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.

Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является

приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и

способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.

Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их

направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства,

приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим

эстетическим суждениям.

В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная

подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и

эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или

изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в

различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми

внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их

эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в

приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное

значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных

произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений,

стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного

отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов,

направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином

произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их

восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не

только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать

чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить

экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит

знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность

увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования»

произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического

отношения к реальности.

Простейшие эстетические представления и суждения формируются в

начальных классах. Однако, основная работа в этом направлении

осуществляется с учащимися - подростками и старшими школьниками,

обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому

пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся

представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,

которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе.

В познании художественных средств изображения действительности в

искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция

произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора,

сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном

искусстве) и мн. др.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся

художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет

работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между

различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на

занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы.

Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова,

можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,

привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций

художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова-

Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать

стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать

одноименный романс А. Варламова.

Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной

работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов

искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического

восприятия деятельности.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6