Творчество Нестерова на уроках
за ближайшими ее рядами, двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет
конца этому народному движению. Ни на одной русской картине (кроме
репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано с такой
простотою, с таким лаконизмом, но и с такой силою, как здесь у М.В.
Нестерова.
Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна
лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.
Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого,
худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и
бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно
отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит
кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек -
Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают
важным и великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом,
рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы
внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.
Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко
народной фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»),
это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав
юродивого главной фигурой левого плана картины.
Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине
М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на
картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,
отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего
не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он.
Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)
Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался
изображать Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе).
Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с
лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого
не избирает из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И
мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не
ведет, но он ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на
которые столько труда и усилий затратили многие.
«Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись
после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина
на самой картине, внизу слева.
А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда
будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины
(а в них-то и заключается мысль художника), ответ может быть только один:
«Не войдете в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ
поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал
трагедию «души русского народа».
М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец,
нашел в себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную
ясность, которые искал давно, и сохранил при этом свойственную ему
поэтическую взволнованность которая здесь, в создании монументальном,
вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность.
Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему
характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно
необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о
личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий.
Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным
и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал
писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка
в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась
у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону
зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон
головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с
широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой
отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое,
чуть розовеющее вечернее небо.
В советское время работ в области религиозного искусства была для
художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре,
М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и
искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И.
Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд
ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства
духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью
отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения
человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического
пейзажа.
М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К
жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери
(«Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший
большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А.
Флоренского - двух известных русских ученых-философов.
Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935).
Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой
возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии.
Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими
морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти
черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик
академика, его острый ум и вспыльчивость характера.
Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и
портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень
многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны
два автопортрета.
Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной.
М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно
из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал
мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого.
И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и
романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось
глубоко реалистическим.
Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только
незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в
развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое
собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими
событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только
понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения.
Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять,
казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас
в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца.
[9]
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Специфика структуры уроков по МХК
Искусство играет большую роль в формировании нравственности
подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно
оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким
свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи
(30, стр. 12).
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека,
развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить
жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание
человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического
развития.
В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть
красота в душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного
отражения действительности, без понимания языка и художественных средств
искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит
удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую
подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы -
обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в
большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей
действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого
необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная
культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают
процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это
прекрасное связано с искусством, с художественным отражением
действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков
дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В
этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной
художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на
формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного
понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных
понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований
в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также
познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении
человека.
Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их
направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого
развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у
учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в
постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого
воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и
умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного
отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся
отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства,
выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую
направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает
формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и
переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и
гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную
взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.
Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является
приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и
способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.
Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их
направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства,
приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим
эстетическим суждениям.
В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная
подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и
эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или
изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в
различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми
внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их
эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в
приобщении к искусству.
Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное
значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных
произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений,
стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного
отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов,
направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином
произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их
восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не
только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать
чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить
экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит
знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность
увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования»
произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического
отношения к реальности.
Простейшие эстетические представления и суждения формируются в
начальных классах. Однако, основная работа в этом направлении
осуществляется с учащимися - подростками и старшими школьниками,
обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому
пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся
представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,
которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе.
В познании художественных средств изображения действительности в
искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция
произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора,
сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном
искусстве) и мн. др.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся
художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет
работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между
различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на
занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы.
Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова,
можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций
художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова-
Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать
стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать
одноименный романс А. Варламова.
Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной
работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов
искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического
восприятия деятельности.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|