скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Творчество Нестерова на уроках скачать рефераты

Творчество Нестерова на уроках

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова

на уроках МХК общеобразовательной школы

2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины IXI – первой

половины XX в

1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6

2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода

рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12

3. Становление М.В. Нестерова как художника

и характеристика его творчества ……………………………..20

Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы

2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33

2.2. Организация процессов восприятия учениками

5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46

2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53

Заключение ……………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на

уроках МХК общеобразовательной школы».

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского

художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического

идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты

людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе

его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды,

картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был

талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы

изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета»,

упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в

завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел

прославиться как талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и

искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С

течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более

выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для

портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты,

найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в

единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В.

Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в

общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а

это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины.

Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и

художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для

этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический

подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX -

начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной

школы.

Цель определяет задачи:

1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX –

первой половины XX в. в мировой культуре.

2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

3. Проанализировать педагогические и психологические особенности

преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах

общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст

дипломной работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список

использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в.

рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика

творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания

творчества М.В. Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х

классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В.

Нестерова в курсе МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х

классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности

развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при

ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в

контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

2. Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

3. Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В.

Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его

направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование

навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала

подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии

такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие

нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов

у учеников 5 – 6-х классов.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1. Общая характеристика российского искусства эпохи

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а

после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух

десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода,

можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании

национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический

реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные

проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в

российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к

действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию.

Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения

задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди,

размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только

иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического

реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда

общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же

время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое

образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в

так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на

предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы

намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и

организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов

этого бунта и артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские

художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с

1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило

общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.

Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была

своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными

проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -

гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и

Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.

Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин,

В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с

середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И.

Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение

современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало

зрителя к наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная

и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию

монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий

батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.

Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал

модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси

стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.

Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма

и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием

революции 1905-1917 гг.

Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного

искусства России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые

до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой,

доказывая истинность своего видения искусства для народа.

В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у

каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители

средств. Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация

художественной революции России»), поддерживавшая политику государства

(возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных

выставок). С 1928-го г. была переименована в «АХР» («Ассоциация художников

революции»). В нее вошли художники из «Союза русских художников» и др.

Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д.

Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь

и быт Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти

художники работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная,

в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада».

В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной

жизни крестьян и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А.

Касаткина посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы.

Смена.» 1895 г.).

Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о

революционных событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»).

Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи.

В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия»,

«Портрет писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные

черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-

обобщенное лицо модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница»

Н.А. Касаткина).

Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так

возникает индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой,

«Купола и ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.)

Осмеркина, «Голубая весна» (30 г.) Бакшеева и др).

Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы

специфики изобразительности искусства и выразительности художественной

формы, лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.).

«Общество молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать

материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-

теперовки (П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская»

Маликова и др.).

Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра

(«Булыжник - оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве

использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями

искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового

пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского

вокзала, победил проект скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также

работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в

портретном жанре. Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой

возникла его композиция «Смерть вождя».

Памятники Ленину создавались для разных городов.

В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и

Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах

индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В

классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал

композицию «Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов

(«ОРС»), в него входили многие мастера разных школ и направлений, их

объединял интерес к современности. Просуществовало оно до 1932 года.

В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В

нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы

конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм

представлен в проекте «Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был

осуществлен. Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в

архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий,

театров, дворцов культуры, домов культуры («Дом на набережной Мосова»,

«Мавзолей Ленина» Щусева А.В и др).

В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и

неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6