скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эрмитаж скачать рефераты

искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.

На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля

Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других

всемирно известных фламандских художников.

2.2.5. искусство голландии xvii в.

В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям

Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое

для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций

(Голландия).

Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века

сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди

которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие

картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников,

бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух

жанрах.

Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале.

Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие

с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»,

«Даная».

2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв.

Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву

считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире

не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по

первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений

французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков,

фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена,

многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-

многое другое.

2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ.

На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в

основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета

английского искусства.

Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа

Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А

между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч

картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже

представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также

можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого

английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо.

2.3. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931

году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот

тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие

первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного

отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня

(палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные

материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы

Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения

различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы

и раннего железа.

Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения

Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и

культуре кочевого населения горного Алтая той же поры.

2.3.1. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СССР.

Из памятников первобытной культуры нашей страны в экспозиции

представлены орудия труда древнего человека, найденные в Армении на холме

Сатани-дар, отдельные монолитные глыбы с восточного берега Онежского озера

с письменами и наскальными рисунками, памятники кобанско-колхидской

культуры (бронзовые изделия), скифские памятники, вещи из курганов скифских

царей, керамика Немировского городища и многие другие замечательные

памятники древних цивилизаций и народов.

2.3.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РАННИХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ.

Выставка, знакомящая с культурой и искусством ранних кочевников Алтая,

содержит богатейшие и уникальные материалы, обнаруженные при раскопках

группы курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган (Восточный Алтай),

производившихся советскими археологами в 1927—1949 годах.

В двух залах (N 25 и 26) сосредоточены вещи из Пятого Пазырыкского

кургана (раскопок в 1949 г.), относящиеся к V—IV векам до н.э.

2.4. отдел истории культуры и искусства СТРАН ВОСТОКА

Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники

культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила

систематического характера и не давала полного представления об огромном

вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры.

Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории

культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание

которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч

памятников.

2.4.1. культура и искусство народов средней азии.

Эту выставку, вероятно, можно назвать одной из самых больших и

интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных

росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления,

использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым,

туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом

является камень-памятник с надписью Тимура.

2.4.2. культура и искусство византии.

На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего

три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего

более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на

трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье

Средиземного моря).

Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из

резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную

ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап

развития культуры человечества в обширном районе.

2.4.3. кУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА.

Знакомясь с этой выставкой, можно увидеть прекрасные серебряные,

бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику.

2.5. ОТДЕЛ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Отдел истории русской культуры создан в Эрмитаже сравнительно недавно,

в 1941 году. Однако многие памятники, входящие в состав его собрания,

находились здесь с давних пор. Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов,

составляющих ныне фонды отдела, с большой полнотой характеризуют важные

этапы истории, культуры и быта России, а также отдельные стороны развития

ее искусства (главным образом прикладного).

2.5.1. ВЫСТАВКА „МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОй КУЛЬТУРЫ XVIII в."

В богатейшем собрании памятников русской культуры, хранящихся в

Эрмитаже, значительное место занимают разнообразные по характеру

произведения прикладного искусства работы выдающихся изобретателей,

народных мастеров – художественная резная кость, изделия мастера О.Х.

Дудина, две пары ваз Н.С. Верещагина, часы работы И.П. Кулибина, дрожки

работы Е.Г. Кузнецова, фарфор Д.И. Виноградова, мозаика мастерской М.В.

Ломоносова.

2.5.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА конца XVII—первой четверти XVIII в.

Основу этой коллекции составили вещи из „Кабинета Петра Великого",

организованного при Кунсткамере вскоре после смерти

Петра I, а также ряд других материалов, дающих представление о различных

сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме

экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства.

Многие экспонаты выставки непосредственно принадлежали Петру I, иногда

это вещи, изготовленные самим Петром I или при его участии, изображения

царя и его сподвижников.

2.6. выставка ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XV—XVII вв.

Основное место на выставке „Искусство Германии XV—XVII вв." занимают

произведения крупнейших мастеров немецкого Возрождения: А. Дюрера, Л.

Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего.

Творчество Альбрехта Дюрера (1471—1528)—величайшего из этих

художников, представлено в Эрмитаже лишь рядом графических работ („Четыре

всадника", „Вавилонская блудница", „Михаил-архангел, поражающий дьявола"

из серии „Апокалипсис", гравюры из серий „Большие страсти" и „Жизнь Марии",

а также поздние произведения—так называемые „Мастерские гравюры": „Рыцарь,

смерть и дьявол", „Святой Иероним в келье" и „Меланхолия").

В экспозиции полисе охарактеризовано искусство другого выдающегося

мастера эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). На выставке

имеются его картины „Венера и Амур", „Мадонна с младенцем под яблоней" и

„Портрет рыцаря с двумя сыновьями", а также графические работы.

Настоящим описанием далеко не заканчивается весь перечень выставок,

залов и отделов Эрмитажа. Полное ознакомление со всеми богатствами

Эрмитажа требует написания отдельной работы. Многими авторами написаны

целые книги, путеводители. Однако, даже такое краткое описание дает

представление о разнообразии и богатстве сокровищ нашего главного музея.

3. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ.

В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат

имеет огромную ценность, художественную и историческую.

Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит

для себя те самые произведения и работы, которые являются для него наиболее

значимыми. Нельзя создать объективную градацию экспонатов по значимости.

Она всегда будет субъективной.

В этой работе также была сделана попытка отобрать наиболее яркие,

выдающиеся, с нашей точки зрения, экспонаты. Мы уверены, что внимание

посетителей Эрмитажа также привлекут эти произведения.

Часы "Павлин".

В Павильонном зале находится довольно любопытный экспонат — часы

"Павлин". Часы созданы в Англии мастером Джемсом Коксом в XVIII веке, в

период, когда особенно увлекались диковинными и необычными механизмами. В

застекленной клетке расположены дуб и несколько фигурок птиц и белок. В

центре этой группы находится павлин, который во время боя часов

поворачивается, распуская пышный хвост, и двигает головой. „Оживают" и его

соседи — сова вертит головой и хлопает глазами, петух, широко открывая

клюв, кукарекает. Для того чтобы определить время, смотрят на гриб,

расположенный около дерева. Внутри его шляпки вращались два диска (один над

другим), а в прорези виднелись начертанные на них цифры — обозначение часов

и минут. Часы были куплены в 1780 году Г. А. Потемкиным в подарок Екатерине

II. В Эрмитаж они попали в 1797 году и являются, таким образом, одним из

самых ранних экспонатов музея.

Колыванская ваза

Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого

является знаменитая Колыванская ваза (в зале № 128). Созданная из красивого

камня —ревневской яшмы,— она поражает своими размерами, красотой формы и

совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной

метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех метров. При

весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из

твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная

овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися

„ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость. Ваза

изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на

месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на

Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы

через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по

проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики

трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В

Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит

из пяти частей, причем основная из них — чаша — монолитна). До Урала вазу

везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста

шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской

системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После

предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили

ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время.

Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по

мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по

праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.

„Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи создал немало шедевров. Одним из произведений,

выполненных в характерной манере Леонардо, является «Мадонна Литта», на

которой мы и остановились.

В картине „Мадонна Литта" Леонардо стремился воплотить черты идеально

прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова

мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден

ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник

выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о

судьбе своего сына. Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый

взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием

посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас. Глаза его

подернуты легкой поволокой. Фигурка младенца расположена на руках мадонны

так, что хорошо ощутим вес детского тельца. Великолепно переданы в картине

объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы

которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи

материальных форм. Картина проста и лаконична. В ней нет элементов

будничности. Лаконичны и краски, где доминируют красная, синяя, черная.

Сама композиция картины, лишенная движения (оно показалось бы здесь

неуместным), с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает

впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает

равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для

произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в

целом.

„Даная" Тициана

Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его

картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к

греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции

.

Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал

смерть от руки внука. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5