скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эрмитаж скачать рефераты

посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны

внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год.

Во второй половине XIX – начале XX века собрание Эрмитажа значительно

пополнилось не только за счет покупок за рубежом, но и благодаря

поступлению отечественных коллекций, а также материалов раскопок, которые

проводились под наблюдением Археологической комиссии, созданной в 1859

году. Некоторые приобретения имели для музея особо важное значение. Так,

коллекция маркиза Кампана, поступившая в 1866 году, содержала ценные и

разнообразные памятники античного искусства (скульптуры и керамики, и в том

числе знаменитая «царица ваз», статуи Августа, Юпитера и т.п.)

Значительно пополнили коллекции Эрмитажа собрание

А.П. Базилевского, купленное в Париже в 1884-85 г. (памятники византийской

культуры, первоклассные произведения прикладного искусства и др.), картины

из галереи дворца Барбариго в Венеции, купленные в 1850 году, собрание

французского маршала Сульто (1852г.), которое принесло шесть картин Тициана

из восьми, которыми располагает ныне музей.

Покупка в 1866 году в Милане «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, а в

1870 году в Перудже «Мадонны Контестабиле» Рафаэля и, наконец, в 1912 году

в Петербурге «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи восполнили существовавший

пробел в показе творчества великих мастеров итальянского Возрождения.

Передача в 1885 году коллекции Царскосельского арсенала обогатила

Эрмитаж великолепными образцами западноевропейского и восточного оружия,

многие из которых уникальны.

Совершенно особое место в истории Эрмитажа занимает купленное в 1910

году у знаменитого русского графа П.П. Семенова-Тян-Шанского собрание

картин голландской и фламандской школ. Составлявшееся в течение полувека,

оно насчитывало около семисот работ. Крайне важно, что ученый собрал свою

коллекцию именно для Эрмитажа, отказываясь от более выгодных предложений.

Работы в этой коллекции были не всегда первоклассные, но принадлежащие

кисти самых разных и порою редких, не представленных ныне даже в музеях

самой Голландии мастеров.

Важную роль в пополнении коллекции в начале XX сыграли дары. Среди них

выделяются «Похищение сабинянок» Тьеполо, поступившее в 1910 году от С.М.

Волконского, картина «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, отданная музею в

1911 году П.П. Дурново. Подаренная в августе 1917 года академиком И.И.

Толстым коллекция русских монет и медалей увеличила уже имевшиеся собрания

почти в 4 раза.

Большую ценность представили переданные в 1911 году по завещанию из

коллекции Г.С. Строганова в Риме «Мадонна» Симона Мартини и из собрания

П.С. Строганова в Петербурге «Поклонение младенцу Христа» Филиппино Липпи.

Перед началом первой империалистической войны в Эрмитаже насчитывалось

уже 673 000 экспонатов.

Во время войны связи с военными действиями коллекции были временно

эвакуированы в Москву и Эрмитаж закрыт. Возобновил он свою работу уже в

1919-21 году как советский музей. Музею, располагавшемуся в

предреволюционном году в одном здании Нового Эрмитажа, были переданы

помещения Старого и Малого Эрмитажей. С 1922 года музей постепенно занимает

все большее количество залов Зимнего дворца, и, наконец, после

Отечественной войны все здание целиком.

В 1920-х годах значительное количество памятников пришло из

национализированных царских дворцов – Зимнего, Аничкова, Мраморного и

других. Немаловажны были поступления и из пригородных дворцов, в которых к

началу ХХ века скопилось значительное количество картин, в том числе ранее

входивших в состав Эрмитажа. Так, из Гатчинского дворца в музей вернулась

серия видов Дрездена работы Белотто и «Бегство в Египет» Тициана. Оттуда же

Эрмитаж получил прекрасный «Пейзаж» Гварди, картины Маньяско, Батони и

других итальянских художников XVIII века, полотно школы Рубенса «Сусанна и

старцы». Из Мраморного дворца поступило известное поступление Сурбарана

«Распятие». Голландская коллекция пополнилась работами XIX века,

находившимися в Аничковом дворце.

Тогда же в Эрмитаж были переданы художественные сокровища из

национализированных частных коллекций и собраний. Целиком или частично в

Эрмитаж поступили исключительно ценные собрания аристократических домов

Олив, Мятлевых, Воронцовых-Дашковых, Паскевича, Мусиной-Пушкиной,

Горчаковых, Гагариных и других.

Весьма существенными для роста музея оказались передачи из различных

институтов, обществ и комиссий. Так, из музея Общества поощрения художников

были получены западноевропейские ткани и вышивки, немецкая и нидерландская

деревянная скульптура, французская и итальянская бронза. Материалы,

частично возвращенные в 1931 году Советскому правительству Русским

археологическим институтом в Константинополе, влились в античные и

восточные коллекции музея. Оттуда же пришли превосходные памятники Византии

и древней Пальмиры. Передачи Академии наук, Ленинградского университета,

Археологического общества и многих других учреждений преумножили

нумизматические коллекции Эрмитажа.

В состав Эрмитажа вошел также и целый ряд первоклассных личных

собраний деятелей русской науки и искусства: выдающегося египтолога Б.А.

Тураева, ученого-археолога Н.И. Веселовского, собирателя среднеазиатских

памятников Б.Н. Кастальского, многолетнего руководителя Археологической

комиссии А.А. Бобринского. В Античный зал Эрмитажа поступили от академика

живописи

М.П. Боткина замечательные расписные вазы, от коллекционера

А.И. Нелидова ювелирные изделия, от профессора античной филологии и ученого-

нумизмата И.И. Толстого бронзы, терракоты, стекло. Раздел графики

пополнился почти 4300 листами, завещанными художником и сотрудником

Эрмитажа С.П. Яремичем.

Большую ценность представили многочисленные передачи из других музеев

страны. Среди важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в 1862

году поступившей по завещанию ее владельца, графа Н.А. Кушелева-Безбородко,

в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в Эрмитаж. Из Музея

Академии художеств Эрмитаж получил и большое количество (около пятнадцати

тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея.

Богатейшими коллекциями пополнился Эрмитаж в разные сроки из Музея

художественно-промышленного училища Штиглица. Здесь были первоклассные

произведения западного и восточного прикладного искусства, в частности

иранские и турецкие ковры и ткани, изразцы и керамика, многочисленные

бронзовые изделия, отдельные памятники византийского искусства,

иллюминированные рукописные книги, около девяти тысяч рисунков, свыше

пятидесяти тысяч графических листов, касающихся прикладного искусства, и

многое другое.

В 1933 году Эрмитаж получил из Русского музея ценнейшие

археологические материалы, доставленные экспедициями русского

путешественника П.К. Козлова из древнего тангутского города Хара-Хото в

1909 и 1926 годах. Его всемирно известные находки 1924-1925 годов из

гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.

Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает

Эрмитажу интереснейшие памятники буддийского искусства – лёссовую

скульптуру и части стенных росписей средневековых пещерных храмов

Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ

столетия.

Из бывшего Азиатского музея приходит знаменитая коллекция восточных

монет, на основе которой в свое время была составлена классификация монет

Востока, принятая во всем мире.

Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы.

С 1934 года музей возглавил выдающийся востоковед, академик И.А.

Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа в период

разработки нового профиля музея и в трудные военные годы. В это время

Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и

искусства.

Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа.

Еще в 1920 году был образован Отдел Востока, скоро превратившийся в

значительный центр советской востоковедческой науки.

В 1931 году возникает Отдел истории первобытной культуры, хранящий

материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза.

Наконец, в апреле 1941 года был сформирован Отдел истории русской

культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время.

Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной

войны.

Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В первые

же дни войны все ценности были тщательно упакованы и подготовлены к

эвакуации. 30 июня 1941 года на восток ушел первый эшелон с наиболее

ценными произведениями искусства. В глубокий тыл на Урал было отправлено

всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом предметы убранства,

спустили в подвалы Зимнего дворца.

Фашистские воздушные бомбардировки и артиллерийский обстрел нанесли

зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового Эрмитажа,

Гербовый и Николаевский залы и некоторые другие помещения. В окнах были

выбиты стекла, от сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен,

лепка и позолота, наборные полы художественной работы.

Еще в период фашистской блокады Ленинграда разрабатывались планы

восстановления музея. И как только враг был отброшен от стен города,

начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы огромные

средства, но и выделены кадры высококвалифицированных мастеров различных

специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков.

8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись двери

музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов.

Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех.

В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться залы и коллекции.

Так, картинная галерея преобразуется в Отдел западноевропейского искусства

– самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении фондов

которого принимает участие большое число высококвалифицированных

специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но

и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства. Были

не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы, но, что весьма

важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания. Так, появились произведения

итальянских мастеров XIII-XIV веков, французских и нидерландских XV-XVI

столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала XX

века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела передача, уже

в послевоенное время, более трехсот полотен, скульптуры и экспонатов из

московского музея новой западной живописи, в свое время сформированного на

основе богатейших коллекций картин импрессионистов и постимпрессионистов,

принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М. Морозову. Это

приобретение выдвинуло эрмитажное собрание произведений искусства XIX-

первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире.

Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.

Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок

высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-

1949 годах.

В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана,

проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в

Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее

отдельную экспозицию.

Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда,

обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой

скульптурой средневекового Пенджикента.

Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на

Кавказе.

Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за

последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний,

посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная

живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.

Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют

многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими

экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном

Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура,

надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие

украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды,

характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.

Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в

музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много

внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.

Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической

экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой

экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI

веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.

Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили

материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на

территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым

после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия,

представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.

Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных

поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе

России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения

главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и

дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также

поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770

года.

И наконец, несколько примеров пополнения за последние двадцать лет

собрания западноевропейского искусства.

В 1967 году музею была предложена жителем Таллина картина, как

считалось, испанской школы. Расчистка полотна обнаружила его высокие

живописные качества, а скрупулезное исследование подтвердило предположение

сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением французского

художника начала XVII века Жака Белланжа. Его полотна высоко ценились

современниками, он был известен и как мастер эстампа, но для последующих

поколений как живописец он представлял загадку, так как картины его не

сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость.

В числе работ старых мастеров, приобретенных Эрмитажем за последние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5