скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Законы и принципы в современной риторике скачать рефераты

p align="left">5. Обстановке неинформированности, т.е. отсутствия гласности;

6. Отсутствию культуры;

7. Дефектам денежного обращения, несправедливости;

8. Бесструктурности и беспорядку в обществе;

9. Падению образованности;

10. Неразвитию знаний и мнений;

11. Стагнации жизни;

12. Бездуховности.

Тот, кто стоит во главе общества или коллектива, должен организовывать дебатирование во всех жанрах диалогов в зависимости от того, какой вид возмущения в данный момент представлен.

Логос в диалогах представлен следующим образом:

Общие места возникают как знания участников. Общие места постоянно развиваются и составляют умственное и духовное достояние общества с точки зрения широты представленности общих мест. Общие места или топосы бывают частные, профессиональные, или специализированные и обобщенно-личные.

Частные общие места возникают в результате уговора в малых коллективах (например: распределение ролей в семье, философия предприятия и т.п.). Профессиональные, или специализированные, складываются в истории какого-либо вида деятельности (например: исходные положения науки или основания права в том или ином государстве положения конституционного права). Обобщенно-личные представляют собой общее знание, которое не критикуется (например: положения морали, «символический зонтик» массовой информации).

Общие места проходят культурный отсев: часть из них забывается, часть остается навечно, подчиняясь следующим законам культуры:

Раз запрещенное нельзя разрешать.

Всякое запрещение должно развивать деятельность.

С точки зрения культурной значимости общих мест наибольшее значение имеют наука и мораль. Общие места науки - те отправные положения, которые составляют ее аксиоматическую часть и к которым должны логически возводиться любые научные разработки - как подкрепленные научными наблюдениями и экспериментами, так и дедуктивно выведенные (как в математике).

Важнейшей частью общих мест являются положения морали. Положения морали зафиксированы в текстах, так же как и общие места наук в классических сочинениях основоположников той или иной науки. Общие места морали фиксируются в текстах в зависимости от развития родов словесности. Общие места практической морали фиксируются в фольклоре (лапидарным образом в пословицах), общие места духовной морали - в текстах священных писаний, общие места профессиональной морали - в профессиональных присягах и клятвах. Общие места морали общества XX века еще не определились полностью. Их еще следует определить исходя из опыта социальных движений XX века и не в противоречии с положениями практической, духовной и профессиональной морали.

7. Речевое управление обществом

Речевая структура общества дана, с одной стороны, как виды словесности, характеризующие данное общество, с другой стороны - системой классов речедеятелей. Виды словесности даны в теории словесности (см. Ю.В. Рождественский. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996). Классами речедеятелей называются группы людей, определяемые по отношению к видам словесности, например: фольклор - разделяет людей на диалектные и языковые группы; письменная речь - разделяет людей на грамотных и неграмотных; печатная речь - делит грамотных на читателей, книготорговцев, издателей и авторов. Более подробное деление по видам словесности разделяет речедеятелей на более дробные подклассы. Классы речедеятелей, распределенные относительно родов и видов словесности и по отношению к характеру физического труда, выглядят так:

1. Работники физического труда.

2. Работники торговли, военные, врачи.

3. Финансовые работники.

4. Управленцы.

5. Работники развлечений.

6. Изобретатели.

7. Информационные работники (архив, библиотека, музей).

8. Работники образования.

Степень вовлеченности в речевой труд выражается гистограммой

Чем больше степень вовлеченности в речевой труд, тем больше мера культурно-исторической глубины текстов, потребная для данной категории работников, и тем больше число затрат времени на речевой труд в сравнении с другими затратами времени.

Оптимизация жизни общества сводится к оптимизации временных затрат на каждый вид речевого и неречевого труда. Это доказано японской системой языкового существования речевых коммуникаций.

Этос речевых коммуникаций - организованное воздействие средствами морали, административными мерами и юридическими установлениями на отправление речевых действий:

1. Фольклорная речь - речевой этикет.

2. Судебная речь - речевой этикет и процессуальный кодекс.

3. Совещательная речь - речевой этикет и регламент собрания;

4. Показательная речь - речевой этикет и ритуал.

5. Учебная речь - этикет и школьные правила.

6. Проповедь - этикет, литургика, каноническое право.

7. Пропагандистская речь - этикет, гражданское законодательство, административные нормы.

8. Документная речь - этикет, канцелярские правила, административные нормы, архивные правила.

9. Письмо - этикет, почтовые правила.

10. Рукописная книжная речь - этикет, духовная мораль, правила исполнения рукописей.

11. Печатная речь - этикет, авторское право, цензурные правила.

12. Массовая информация - этикет, цензурные правила, авторское право, лицензионное право, трудовое право.

13. Информатика - этикет, цензурные правила, авторское право, трудовое право.

14. Реклама - этикет, законы о рекламе, авторское право, лицензионное право, цензурные правила, трудовое право. Этос в речевых коммуникациях усложняется по мере усложнения техники речи и развития классов речедеятелей.

Этос речевых коммуникаций образует системы.

Основное правило управления речевыми коммуникациями состоит в совершенствовании системы этоса. Если система несовершенна, то возникают тяжелые социальные эксцессы, происхождение которых неясно для людей и имеет в глазах людей как бы стихийный характер.

Пафос в речевых коммуникациях - тот эффект, который может быть достигнут тем или иным видом словесности (см. таблицу).

Управление обществом, его настроениями, деятельностью определяется тем, насколько мощно соотносительно с другими видами словесности представлен данный вид словесности. Общество может быть устремлено на практическую деятельность, если в нем большое место занимает диалог, обмен письмами и документами и массовая коммуникация.

Общество может быть пассивным, если эти виды речи ослаблены по отношению к слову, к молве, фольклору, судебной и совещательной речам, всем видам гомилетики и всем видам литературы. Стагнация в СССР была связана с предпочтением недейственных видов речи («Дух играл, а дела мало»).

Правильный баланс объемов разных видов речи дает оптимизацию всех видов речи. Отсюда повсеместное требование гласности. Гласность же обеспечивается всеми видами эффективно построенного этоса речевых коммуникаций.

Логос в речевых коммуникациях с точки зрения развития диалогов представлен, прежде всего, общими местами морали (см. таблицу ниже).

Роды и виды словесности

Сферы эффективности речи

Эмоция

Внимание

Знание

Навыки

Намерения

Действия

Диалог

+

+

+

+

+

+

Молва

+

+

--

--

--

--

Фольклор

+

--

+

+

--

--

Судебная речь

+

--

--

--

+

--

Совещательная речь

+

-

-

-

+

-

Показательная речь

+

+

+

-

-

-

Проповедь

+

+

+

+

-

-

Учебная речь

+

+

+

+

+

+

Пропаганда

+

+

+

+

-

-

Письма

+

+

+

+

+

+

Документы

+

+

+

+

+

+

Рукописные сочинения

+

+

+

+

-

-

Художеств, литература

+

+

-

-

-

-

Научная литература

-

+

+

+

-

-

Журналистика

+

+

+

+

+

-

Массовая информация

+

+

-

-

+

+

Информатика

-

-

+

+

+

+

Реклама

+

+

-

-

+

+

Правила морали как общие места не отменяются, т.к. составляют достояние культуры, а наслаиваются по мере развития речевых коммуникаций и выстраиваются в сложную систему, требующую искусного применения разных правил морали по отношению к возникающим ситуациям. Чем сложнее мораль, тем большее искусство в нравственных суждениях требуется от членов общества.

С развитием речевых коммуникаций углубляется асимметрия между создателем речи и получателем речи. Симметрия существует только в устном домашнем диалоге и его бытовом аналоге.

ПМ - практическая мораль, ДМ - духовная мораль, ПрМ - профессиональная мораль, НЭМ - новая экологическая мораль

Письменная рукописная речь делает позицию вла деющего письменным языком преимущественной по сравнению с неграмотным. Книгопечатание делает позицию малой группы людей: авторов, издателей и книготорговцев - фактически господствующей над всеми грамотными и через них над неграмотными. Средства массовой информации и рекламы владеют максимально широкой аудиторией, а люди, составляющие эту аудиторию, фактически лишены возможности вступить в диалог с коллективами, создателями СМИ, и только компьютеры через системы типа Интернет как бы возвращают себе, хотя бы в потенции, контроль над создателями текстов путем прямых реплик через E - mail . Однако массовость пользователей Интернет делает общение хаотичным. Так складывается тоталитаризм в создании текстов.

Получатели текстов отвечают на это развитием устной речи и письменных обменов, а также развитием «риторики для слушающих» (получателей текстов). Эта риторика для получателей текстов становится основой критики текстов. Искусство риторической критики становится ведущим направлением в риторике. Оно позволяет не совершать необдуманных поступков под влиянием всей мощи коллективно создаваемых и снабженных мощной техникой создателей текстов.

8. Речевая этика и речевое право

Речевая этика в условиях господства мощных технических средств создания и распространения речи выдвигает на первый план этические требования к создателю речи. Платон в диалоге «Кратил» еще во времена ораторов-демагогов отверг неэтичную речь, противопоставив им речь учительную и диалектическую, ученую. Этим Платон наложил запрет на содержание речи: речь вне морали не должна создаваться. Мораль, по Платону, - главный критерий достоинства речевого произведения.

Этот запрет в принципе действует и сейчас, но с развитием художественной литературы и, особенно с развитием СМИ моральные запреты на области речевой этики ослабевали. Эстетика в любом ее виде, в том числе и в художественной речи, не признает обязательности моральных критериев. Для художественного произведения важно привлечь внимание, навести на аудиторию разнообразие эмоций. Для решения этой задачи, особенно в условиях рынка (со времени сложения рынка книги), уже не столь существенны моральные нормы.

Сначала общество боролось с аморализмом в печатной продукции путем цензуры. Задача цензуры состояла в том, чтобы защитить читателя и его интересы. Цензурные законы ограждали граждан от диффамации, от нарушения нравственности и поддерживали гражданский порядок в обществе. Эти цензурные установления, по-разному организованные в разных странах (разные формы превентивной и карательной цензуры), все же поддерживали законодательными мерами риторическую этику. Впрочем, никакой закон и никакие меры по его соблюдению не могут удержать иных создателей речи от того, чтобы разными формами обойти закон. Примеры того, как готовились и проходили Великая французская революция XVIII в. и Великая Октябрьская революция XX в. в России, показывают, что право бессильно против изобретательности авторов и их влияния на общество.

В XX веке создание СМИ как коллективного и глобального текста сделало фактически невозможным правовой контроль над содержанием текстов. СМИ постепенно содействовали распространению безграничной возможности диффамации уже не только личности, но и целых общественных групп, институтов, страны, продукции; расшатывали семейные устои, агитировали за разрушение гражданского порядка в обществе. Притом что de - jure цензурные законы по-прежнему сохраняются в разных формах и направлены на то, чтобы препятствовать развитию общества вседозволенности.

Несмотря на тщетность усилий права, их фактическую ограниченность в отношении СМИ лицензионным правом, существуют возможности противостоять неэтичным действиям коллегиальных и коллективных авторов. Эти возможности скрыты в конкуренции на книжном рынке и конкуренции в сфере массовой информации и информатики.

Эта конкуренция (в том, что касается речевой этики) состоит в борьбе за идеи и идейное влияние. Одна книга по своему содержанию может быть противопоставлена другой, один орган массовой информации - другому, один стиль программирования информационных систем - другому. Так может быть сформулирован диалог между разными коллегиальными и коллективными речедеятелями. Но это не прямой диалог, хотя он тоже может иметь место как полемика. Это диалог-театр, в котором зрители дают оценку речам сторон, а зрительская оценка может быть оценкой как этической, так и политической.

Этическая оценка состоит в том, что каждый коллективный и коллегиальный создатель речи рассматривается аудиторией с точки зрения морали. Политическая оценка состоит в том, что разные части аудитории разделяют создателей речи в зависимости от своих интересов. Таким образом, оценка аудитории состоит в том, что с этической точки зрения эта оценка в принципе одна, т.к. этические требования аудитории в принципе едины, а политические оценки, напротив, разные.

Таким образом, диалог-театр приводит как к соединению, так и разделению мнений. Эти соотношения постоянно колеблются. Если различия во мнениях становятся острыми, разные части общества находят оправдание этического характера своим политическим взглядам, выстраивая свою схему моральных суждений. Если моральные суждения сильно различаются в зависимости от политической ориентации каждой части аудитории, то аудитория переходит от слов к делу: забастовкам, демонстрациям, помехам в работе, расстройству экономики и даже вооруженным выступлениям.

Принцип гласности, т.е. максимальной осведомленности аудитории, что необходимо особенно в настоящее время, по экономическим условиям опасен, если политическим мнениям не дается общего этического толкования. Но общее этическое толкование, независимо от моральных суждений, вызванных политическими пристрастиями, может быть дано лишь тогда, когда моральные нормы разовьются до того, чтобы охватить и упорядочить современную ситуацию в области речевых коммуникаций. Современная жизнь может исправить свои пороки: экологические, политические, нравственные - только развив новый слой морали и тем упорядочив моральные суждения.

Пока право ограничивается в своих основаниях на так называемые источники права и ценности. При этом никто не может сказать, какие в самом деле у права «источники» и что такое туманное понятие «ценности».

Список литературы

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики. 2-е изд., М., 1999.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М-., 1990.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык, -М-.,1997

4. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 1. Киев, 1952.

5. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972.

6. Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н. Современный русский язык: Теоретический курс. М., 1997.

7. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. М., 1941.

8. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е издание, исправленное и дополненное. М., 2002.

9. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978.

10. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

11. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. 3-е изд. - Спб,, 1834.

12. Михайличенко Н.А. Риторика-М: Новая школа, 1994г.

13. И.Л Башев Принципы риторики. Москва, 1987г.

Страницы: 1, 2, 3, 4