Законы и принципы в современной риторике
p align="left">Язык научной литературы и жанры научной речи не были достаточно осмыслены ни на русском, ни на языках народов СССР. Работы над терминологией велись неэффективно, и терминологическая дисциплина была слабой из-за отсутствия понимания разнообразия в способах и формах терминации и единства терминологического хозяйства.Язык и риторика прессы, телевидения и радио подвергались нормированию в пределах ведомственных подходов, но без понимания их роли в масштабах всей совокупности речевых действий. Словом, риторике ни в образовании, ни в академической науке не находилось места. Нельзя назвать конкретных лиц, кто был бы в этом виноват. Таков был стиль филологической интеллигенции и тип философского мышления. В этих условиях построение систематической риторики, ее преподавание и использование риторической теории для нормализации жизни общества затруднены. Особую трудность составляет то, что в отличие от США и Японии речь в СССР и в России практически не подвергалась систематическому исследованию и потому ее характер, речевая эмпирия недостаточно представлены в фактических данных. Поэтому строить современную русскую риторику приходится чисто теоретически, дедуктивно, на основании знаний о фактической стороне речи в других странах и используя дедукцию. Для построения дедуктивной системы необходимо сформулировать основные понятия, которые могут играть роль аксиоматических положений. Классическая риторика была и остается теорией монологической речи. Она не есть дедуктивная наука, так как руководствуется анализом специально выделенных удачных монологов и опытом риторов, создавших эмпирические анализы удачных монологов. Принцип ее построения - индуктивный, идущий от эмпирии ораторской практики. Перемены, происходившие в теории монологической речи, были связаны с переменой общественного стиля как целого, проявлявшегося в поведении людей и, в особенности в семиотическом поведении. Отсюда можно сделать вывод о том, что монологическая речь зависит от стиля жизни и стиля речевых произведений. 5. Теория словесности Стилистикой общей, и особенно речевой, занималась теория словесности. Универсальная теория словесности получила название «общая филология», т.к. она рассматривает опыт не одной речевой культуры, в частности русской, а всех речевых культур мира и кодифицирует речевые произведения как итог сравнения разных речевых культур. В соответствии с данными общей филологии основные вехи в развитии стиля речи и стиля жизни связаны с созданием новых материалов речи и соответствующих им новых орудий речи. Создание новых материалов и орудий речи приводит к появлению новых видов и разновидностей речевых произведений таким образом, что возможности новых материалов и орудий речи используются полностью. Образование новых орудий и материалов речи, т.е. новой фактуры речи, образует возможность создания нового стиля жизни и соответственно нового стиля речи. Образование нового стиля жизни связано с новыми возможностями речевой коммуникации, изменяющей условия жизни людей. При этом в речи выделяется ее материальная сторона, ее фактура и ее смысловая сторона, ее духовное содержание. Поскольку речь есть ведущая социальная деятельность людей, эта деятельность должна быть организована правилами. Правила должны быть созданы отдельно для фактуры речи и ее производных видов словесности и для законов построения смысла. Правила для фактуры речи и ее производных называются внешними правилами словесности, т.к. они управляют использованием фактуры речи и не определяют построения содержания речи. Они внешние по отношению к содержанию. Построение содержания речи определяется внутренними правилами словесности. Внутренние правила словесности, грубо говоря, определяют, какие слова употреблять, в каких формах и порядке составлять из них речь. Внешние и внутренние правила связаны между собой. Эта связь и есть стиль. Соответственно этому стилистика разделяется на функциональную, определяющую использование и составление текстов в разных видах словесности, и грамматико-риторическую - учение о тропах и фигурах речи, которые универсальны для любого вида словесности, а их использование определяется задачами построения данного произведения и вкусом его создателя. Риторика формулирует внутренние правила словесности. Она рядоположена грамматике (лингвистике) и стилистике. Грамматика (лингвистика) предполагает, что говорящий и слушающий, создатель и получатель речи, должны достигнуть единого восприятия и понимания речи обладать одинаковым кодом, шифрующим и дешифрующим речевые сообщения. Но при этом не возникает полного, единого понимания, а только понимание значений слов и форм. Эти объединенные значения есть абстракция, сделанная лингвистом в любых случаях использования слов и форм в любых видах словесности. Поэтому лингвистические понятия обладают такой степенью абстрагированности, что допускают широкое их толкование, а с лингвистической точки зрения во всяком акте речи есть понимание и непонимание одновременно. Для того чтобы ликвидировать эту неопределенность, прибегают к риторике. С помощью правил риторики можно донести содержание речевого сообщения до воспринимающего его лица с надлежащей полнотой и конкретностью. Риторика призвана ликвидировать недопонимание. В этом риторика дополняется изучением стиля, т.к. одним из факторов недопонимания является стиль. Знание стилистических средств стиля обоими участниками речевого акта обеспечивает возможности понимания (не все), а незнание приводит к недопониманию. Таким образом стилистика, как одно из внутренних правил словесности обращена и к лингвистике. Основой современной риторики становится диалог. Диалог может быть изображен так: (О -- говорящий, > речь, О? -- слушающий) Существуют минимум две фазы речи: монолог и еще монолог, когда говорящий становится слушающим. Отсюда возникают следующие новые категории риторики: A) Условия, которые предъявляет слушающий говорящему - этос. B) Намерение говорящего и реализация намерения сообщить нечто слушающему - пафос. C) Понимание данной речи слушающим при условии единства языкового кода и единства толкования категорий стиля - логос. Этос - реализуется в законах и правилах, таких, как этикет, регламент собрания, процессуальный кодекс (в суде), цензурные правила и т.п. Пафос - реализуется под влиянием и нужды в установлении совместной деятельности. Логос - реализуется в формировании общих мест через диалог: самых широких (мораль) и самых узких (семейная традиция или направление деятельности конкретной организации). Этос, пафос и логос соотнесены друг с другом так: |
Категории риторики | Соотносительные позиции в устной речи | | | I | II | III | | Пафос | + | + | - | | Логос | - | + | + | | Этос | + | - | + | | |
Этос, пафос и логос - отправные понятия риторики, ее «начала», т.е. аксиоматические положения, благодаря которым можно строить дедуктивную систему понятий риторики, соотнеся полученные результаты с речевой практикой, ее успехами и неудачами. 6. Законы диалога Диалог является элементарной единицей управления обществом. Общие законы диалога выглядят так: 1. Если диалог на одну тему в одном виде словесности продолжается достаточно долго, его смысл сокращается и исчезает. Если диалог ведется на одну тему и ведется в разных видах словесности, его смысл нарастает. 2. Если диалог на одну тему ведется в большой или неограниченно большой аудитории без смены видов словесности, его смысл сокращается и исчезает. 3. Если диалог ведется на данную тему в полностью компетентной аудитории, то результата не будет. Если диалог ведется на данную тему в неполностью компетентной аудитории, то возможен результат в виде наращения знаний, воспитания чувств и действий. Первый закон - закон видов речи, второй - закон широты аудитории, третий - закон качества аудитории. Правила ведения диалога в соответствии с этими законами следующие: Правило а). Если хочешь свести неприятную тему к нулю и покончить с ней, продолжай диалог в одном виде словесности или расширяй аудиторию. Правило б). Если хочешь достичь успеха в управлении коллективом, ограничь время диалога, его аудиторию и число участников и меняй виды словесности. Правило в). Если хочешь достичь успеха в управлении, бойся полностью компетентной или считающей себя компетентной аудитории и сам формируй аудиторию так, чтобы новые сведения были бы новы для аудитории. Подчеркни и выдели новизну. Эти три правила могут быть названы правилами дебатирования. Правила дебатирования есть искусство организации диалога в конкретных условиях. Нельзя вступать в диалог, а тем более организовывать диалог тогда, когда не поняты и не организованы условия дебатирования. Дебатирование организуется по характеру предметных действий в связи с задачей решить определенный вопрос в сфере знаний, чувств и предметной деятельности. Этос диалогов разделяется на три категории: диалектику, эристику и софистику. Диалектика - условие ведения диалога, при котором стороны согласились совместно искать истину и действовать в общих интересах. Пример: ученый диспут, организация кампании. Эристика - условие ведения диалога, при котором все стороны стремятся только к личной пользе. Пример: спор сторон в суде, ведение пропаганды. Софистика - условие ведения диалога, при котором стороны прибегают к диалектическим аргументам, но имеют в виду свою выгоду. Пример: дебаты в парламенте, обсуждение условий кредита в банке. Условия диалектики, эристики и софистики либо заранее оговорены, либо молчаливо подразумеваются (например, торговля на базаре), либо осуществляются по установленной традиции. Фигуры диалектики известны. Это логика. Фигуры эристики исчислены мной в книге «Теория риторики» (М., 1999, с. 209 - 213). Фигуры софистики основаны на разном толковании значений слов и выражений. С точки зрения этоса диалога виды словесности распределяются следующим образом: |
Диалог устный (бытовой диалог) | Диалектика | Эристика, | Софистика | | Обмен письмами | Диалектика | Эристика | Софистика | | Обмен документами | Диалектика | Эристика | Софистика | | Создание художественной литературы | | | Софистика | | Создание научной литературы | Диалектика | | | | Следственный диалог | Диалектика | | | | Судебный диалог | | Эристика | | | Диалог в журналистике | Диалектика | Эристика | Софистика | | Массовая информация | | Эристика | Софистика | | Реклама (массовая) | Диалектика | | Софистика | | Информатика | Диалектика | | | | |
Пафос диалогов выглядит следующим образом Названия видов диалогов условны. Диалоги определяются по целям, т.е. по пафосу дебатирования и его организации. Условность названия существенна. Она дана по видам деятельности, где пафос данного вида представлен наиболее ярко. Диалог семейный - пафос неопределенный, совмещающий в себе все виды пафоса. Диалог властный состоит из: 1. Формулирования нужды совершить что-либо; 2. Формирования предложений по условиям, в которых совершение задуманного возможно; 3. В согласии всех на предложенные условия. Диалог военный состоит из: 1. Определения критерия успеха определенного действия; 2. Определения плана действий; 3. Доведения плана до исполнителей. Диалог дипломатический («искусство жить») состоит из: 1. Поддержания отношений путем речевых контактов; 2. Невмешательства в действия и речи других лиц и групп; 3. Недопущения вмешательства в свои планы и действия. Диалог разведывательный состоит из: 1. Установления общих идеалов и целей, гарантирующих безопасность сторон; 2. Расспросов на интересующую тему; 3. Сообщения информации на интересующую тему. Диалог следственный и судебный состоит из: 1. Обнаружения истинного состояния или события в прошлом; 2. Истолкования причин и факторов прошлого состояния или события; 3. Заключения о характере прошлого состояния или события как урока на будущее. Диалог финансовый состоит из: 1. Установления интересов сторон; 2. Оценки меры труда по объему и сложности; 3. Установления денежного эквивалента по затратам труда. Диалог административный состоит из: 1. Определения оптимальной структуры коллективной деятельности; 2. Приказа о полномочиях лиц, начале и прекращении действий; 3. Отчета о результатах деятельности с их анализом. Диалог образовательный состоит из: 1. Сообщения суммы знаний или сведений; 2. Повторения и воспроизведения знаний и сведений; 3. Оценки усвоенности знаний и сведений. Диалог ученый состоит из: 1. Сообщения положений о природе предмета; 2. Критики сообщения; 3. Выдвижения нового положения. Диалог деловой состоит из: 1. Формулирования наблюдений за интересующей стороной жизни объектов; 2. Принятия решений на деятельность; 3. Определения и конституирования структуры деятельности. Диалог обрядовый состоит из: 1. Эпидейктической (показательной) речи; 2. Повторения положений эпидейктической речи; 3. Изменения внутреннего состояния человека и общества путем внутренней речи (солилоквии). Все двенадцать видов пафоса разделяют диалоги на жанры. Жанры диалогов образуют полноту речевой жизни общества. Недостаток какого-либо жанра приводит к возмущению в обществе, соответственно: 1. Бессемейственности и падению рождаемости; 2. Беззаконию и криминалитету; 3. Бездеятельности; 4. Личной неуверенности и одиночеству;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|