скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Топонимы как средства стилистики английского языка скачать рефераты

ыводы по главе 1.

Итак, топонимы, как и любая лексическая единица, могут использоваться как стилистические маркированные. Это происходит за счет их способности подвергаться метонимическому и метафорическому переносу. В этом переносе участвуют в основном за счет наличия таксономических сем, семы координат и в больше степени потенциальных сем в структуре значения топонима. Однако переход топонима в класс стилистически маркированных все же затруднен за счет наличия семы единичности.

Семантико-стилистическая классификация топонимов включает две большие группы количественных и качественных топонимов. Деление происходит по двум основаниям семантических изменений в топонимах и их употребления в тексте.

Качественные топонимы в сою очередь делятся на:

1) топонимы-коллоквиализмы, топонимы-поэтизмы, топонимические перифразы, топонимы-варваризмы;

2) стилистически маркированные топонимы так называемых первого и второго типа. У первых стилистический эффект происходит за счет изменения и топонимического и нарицательного значений, а у вторых только за счет топонимического.

Количественные топонимы - это, по большому счету, скопление топонимов, получающее образность в речи, так называемы топонимические массивы разных видов (маршрута, обширности, жизнеописания и т.п.)

Глава 2. Анализ употребления топонимов в художественной речи как средств стилистики.

Качественные СМТ первого типа с ведущим нарицательным значением:

- And you found he was an Oxford man, said Jordan helpfully.

- An Oxford man! Hе was incredulous: Like hell he is. He wares a pink suit.

- Nevertheless he's an Oxford-man.

- Oxford, New Mexico, snorted Tom contemptuously. (F. Fitzgerald)

Топоним Oxford коннотирует широко известный признак, позволявший использовать его в качестве социально-апробированного стилистически маркированного топонима. При его функционировании в роли определений существительного, обозначающего одушевленное лицо топоним не только передает уровень образования изображаемого персонажа, но и его принадлежность к состоятельному привилегированному сословию населения. Принадлежность Гатсби, о котором идет речь, к этому сословию вызывает недоверие окружающих. Последнее выражено в реплике Тома, в которой в линейном бессоюзном предложений оказываются два топонима, называющие далекие, расположенные в разных странах объекты: Oxford - город Великобритании, всемирно известный своим университетом, New Mexico - один из штатов Соединенных штатов Америки, не пользующийся аналогичной известностью. Соединение этих разноплановых топонимов несет четкое стилистическое задание, отражая, с одной стороны, недоверие говорящего, с другой - социально-ориенти-рованную характеристику Гатсби.

What does a forty-eight-year-old man look like ... Ruins. The walls of Pompeii. The trenches of Versus. Hiroshima, (I. Shaw)

Далекие в географическом и историческом планах названия объединяются в приведенном отрывке на основе признака, выраженного существительным ruins своеобразно переносящим все названия в одну плоскость, где каждый из топонимов дополнительно к топонимическому реализует нарицательное значение. Топонимическое значение поддерживается номинативной функцией топонимов, которые, будучи формально включенными в состав назывных предложений, несут указание на индивидуальные топообъекты, Нарицательное значение актуализируется посредством стилистического приема аллюзии на общеизвестные исторические факты. Нарицательное значение оказывается в данном примере ведущим, так как основное назначение данных топонимов -- это утверждение признака «ruins», характеризующего отношение говорящего к самому себе.

The slump didn't only make Dufton miserable and broken-spirited... (Jh. Braine)

Необычное сочетание названия города с прилагательными miserable и broken-spirited, для которых типичной является сочетаемость с существительными обозначающими людей, создает образ живого существа, воспринимаемого как олицетворение города. Вследствие этого, сочетания стилистически маркированный топоним Dufton приобретает признак одушевленности, выражающийся на семантическом уровне появлении окказиональной семы «одушевленности» в семной структуре его значения. Актуализация этой семы лежит в основе ситуативного метонимического перехода топонима имена нарицательные по соотношению город - люди

Качественные СМТ первого типа с равноценными топонимическим и нарицательным значением:

- I wonder if you know this place, I'd never heard of it before. Angel Pavement.

- Angel Pavement? No, I never heard of that... Meet any angels here? (J. Priestley)

Angel Pavement - вымышленное название с прозрачным значением составляющих его компонентов. В приведенном высказывании оно несет указание на топообъект (улицу Лондона), что свидетельствует о реализации топонимического значения. Одновре-менно отчетливо ощущается и нарицательное значение одного из компонентов названия. Преднамеренное оживление нарицательного значения существительного angel осуществляется посредствам приема взаимоналожения топонима и омонимичного ему апеллятива.

Качественные СМТ второго типа:

Dead Dufton, I muttered to mysels. Dirty Dufton, Dreary Dufton, despicable Dufton. (J. Braine)

В этом высказывании реализация стилистически маркированного топонима Dufton происходит благодаря сочетанию трёх стилистических приемов: эпитета, повтора, аллитерации. Целый род эпитетов, объединенных общим признаком негативной направленности «неприязни», заостренно передает резко отрицательное отношение одного из персонажей романа к городу Dufton. Негативная направленность понятий, выражаемых эпитетами, возрастает благодаря аллитерации: звук d, повторяющийся и в эпитетах, и в самом названии города, как бы поддерживает негативную направленность эпитетов и способствует её переносу на название Dufton. Семная структура значения топонима Dufton расширяется за счет введения эмоционально-оценочных сем, усиленных четырехкратным повтором топонима.

Количественные стилистически маркированные топонимы:

Dear Papa had been fairly decently educated and brought up; he had, when a young man, travelled annually for several weeks, and had seen the Fields of Waterloo, Paris, and Ramsgate. (A. Aldingtor)

Каждый из перечисленных топонимов указывает в отдельности на определенный объект, реализуя лишь свое топонимическое значение. Однако существенным в данном высказывании представляется не указание на объект, а ироническое отношение автора к тому образованию, которое получает один из персонажей романа, что находит выражение в соединении трех неравных с точки зрения образовательных возможностей топонимов: с одной стороны, всемирно-известные Waterloo и Paris, с другой - небольшое курортное местечко в Англии - Ramsgate. Поэтому значение отдельного топонима как бы отступает перед их совокупностью, где все три названия обрастают стилистическими смыслами эмоционально-оценочной направленности, передавая ироническое отношение автора.

Или наоборот, автор подчеркивает значительность жизненного пути своего героя:

[Borth] was of Hungarian, and he had lived in many places - in Budapest, where he had taken pre-medical studies, in /.../ Marseilles, where he had been secretary to a rich exporter, in Boston, where he had been a reporter for the Herald, and in San Francisco, where he sold radios. Still he was less than thirty. (J. Hersey)

Дистантное сочетание географических имен собственных примерно одного порядка (между топонимами содержится пояснительная информация о деятельности героя в данном городе) в сочетании с некоторой градацией помогает создать у читателя впечатление значительности жизни персонажа, показывает положительное отношение автора к нему.

Выводы по главе 2.

Топонимы приобретают свою образность только при наличии каких-либо стилистических тропов и фигур. При этом топонимы в свою очередь сами придают этим элементам стилистики особую образность, сообщая всему высказыванию географически шарм.

Стилистически маркированные топонимы используются авторами для характеристики персонажей как прямо, так и опосредованно. Служат своего рода эпитетами, или через перечисление выражают отношение автора к описываемому объекту, к его истории (жизни персонажа), могут помогать в создании реалистичной атмосферы описываемых событий, придают им некоторую колоритность.

В целом топонимы являются замечательными выразительными средствами языка.

Заключение.

Можно сделать вывод о том, что в общем виде стилистический потенциал топонимов определяется несколькими факторами, а именно:

Ш их употреблением в переносном смысле;

Ш их синтагматическим взаимодействием.

Топонимам, как и нарицательным именам существительным, может быть присуща как внутренняя, так в контекстуальная экспрессивность. Первая является следствием их стилистической неоднородности и может нейтрализоваться контекстом. Вторая возникает в стилистически нейтральных топонимах под воздействием контекста.

В то же время семантическая специфика топонимов вносит свои особенности в их стилистический потенциал:

1. Все-таки небольшой диапазон стилистической дифференциации топонимов. При этом интенсивное развитие топонимических перифразов можно рассматривать как своего рода компенсацию относительно слабого развития стилистической способности топонимов.

2. Специфический характер метонимического, метафорического переноса у топонимов. В реализации различ-ных моделей такого переноса разную роль играют наблюдаемые в значении топонимов семы: таксономические семы, семы координат, самые разнообразные потенциальные семы. Актуализация таксономических сем опирается на тесную связь между топонимами и соответствующими параллельными апеллятивами, тогда как семы координат сугубо специфичны именно для топонимов. Умение распознать потенциальные семы в значении топонимов опирается на комплекс сведений лингвострановедческого характера, имеющихся у получателя художественной информации.

3. «Пространственный» характер экспрессии, создаваемой при синтагматическом взаимодействии топонимов, который вытекает из природы топонимов - имен географических объектов. Фактически всё создаваемые с помощью топонимов синтаксические фигуры имеют аналогии в сфере параллельных им инеем нарицательных: фразеологизмы со специфическим наполнением, параллелизмы, перечисления, повторы. Однако присутствие во всех топонимах, заполняющих такие фигуры, семы соотнесенности с земной поверхностью отличает эти конструкции от построений с апеллятивным наполнением и предопределяет смысловые особенно-сти создаваемой ими эмфазы.

В стилистическом функционировании топонимов в художественных произведениях, возможно определить четыре, наиболее типичных для топонимов стилистических функций:

Ш характеристическая

Ш обобщенно-символическая

Ш фоновая

Ш описательно-изобразительная.

1. Суть характеристической функций состоит в том, что топонимы в тексте художественного произведе-ния используются как средство указания на какой-либо признак или состояние, характерное для топо- или иных объектов, явлений, а также для действующих лиц. По способу передачи различаются непосредственная и опосредованная характеристики, по содержанию -- квалификативная, когда топоним отражает какое-либо свойство или качество описываемого объекта иди одушевленного лица, социально-ориентированная, когда топонимы передают социально-закрепленную оценку какого-либо объекта или лица, используемую в целях характеристики; эмоционально-ориентированная, когда топонимы указывают на эмоциональное состояние говорящего

2) Под обобщенно-символической функцией понимается использование топонима в целях конкретизированного выражения, какого-либо обобщенного понятия (как, например, употребление названия улицы Лондона Piccadilly для обозначения понятия «дом» в романе «The Quiet Aineriean», Gr. Greene).

3) Фоновая функция определяется как способность топонимов функционировать в качестве фона изображаемых в романе событий. В зависимости от способа лингвистической выраженности выделяется две разновидности фона: национально-стилизованный и емкий экстралингвистического содержания

4) И, наконец, описательно-изобразительная функция квалифицируется как способность топонимов делать описание зрительно-ощущаемым, рельефным, что возможно проследить на следующем примере:

He was rather glad that they were all out, it was amusing to wander through the house as though one were exploring a dead, deserted Pompeii. (A .Hurley)

Библиография.

1. Верещагин E.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - 2-е изд., перерераб. и доп, - М.: Русский язык, 1976.

2. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. - Горький, 1975.

3. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии о методике историко-семантических исследований, - Л.: Наука, 1979

4. Кухаренко B.А. Лингвистическое исследование английской художественной речи, - Одесса, 1973

5. Колшанский Г.В. О понятиях контекстной семантики. Об.: Теория языка. Англистика. Кельтология. M., I976.

6. Перкас С.В. О взаимосвязи между собственными и нарицательными именами в современном английском языке. - Иностр. языки в школе, 1975, № 2

7. Перкас С.В. Урбанонимы в художественном тексте. - В кн.: Имя на-рицательное и имя собственное. М. , 1978.

8. Перкас С.В. Топонимы-американизмы и их стилистическое использо-вание: Опыт лингвострановедческого анализа. - Иностр. языки в школе, 1979, № 2

9. Перкас С.В. Парадигматические и синтагматические аспекты лингвостилистического потенциала топонимов в современном английском языке. Автореферат диссертации... М.: 1980.

10. Ириханова К.М. Функционирование топонимов в художественной литературе (английский язык). Автореферат диссертации... М.: 1978

11. Суперанская А.В. Что такое топонимика? М.: Наука, 1985

12. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: 1978

13. Ganong W.P. An essay towards an understanding of the principles of places nomenolature // Geographical names of New Brunswick. Ottawa: 1979

14. Munro M. Native toponyms of the excessive length // Onoma, 1978, #4

15. Harder K. Illustrated dictionary of place names. United States & Canada, New-York - Van Nostrand, 1976

16. Shaw I. Short Stories: Five Decades. Chicago: 2000

17. Fitzgerald F.S. Trimalchio: An early version of the Great Gatsby. Cambridge: 2000

18. Updike J. Gertrude & Clandius: A novel. New-York: Holiday House, 1999

19. Hersey J. Antonetta. New-York: Knopf, 1991

20. Jerome K.J. Three men in a boat. M.: IKAR Publisher, 2002

Приложение.

Список некоторых географических имен собственных.

Accra [?'kra:] Аккра

Addis Ababa ['жdis'жb?b?] Аддис-Абеба

Aden ['a:dn] Аден

Adriatic Sea [,eidri'жtik'si:] Адриатическое море

Aegean Sea[i:'dзi:an'si:] Эгейское море

Alghanistan [жf'gжnistжn] Афганистан; Republic of Afghanistan Республика Афганистан

Africa ['жfrik?] Африка

Еland Islands[oula:nd'ail?ndz] Аландские острова

Alaska [э'lжsk?] Аляска

Albania [жl'beinj?] Албания; People's Socialist Republic of Albania Народная Социалистическая Республика Албания

Aleutian Islands [э'lu:??n'ail?ndz] Алеутские острова

Alexandria [,жlig'za:ndri?] Александрия

Algeria [жl'dзi?ri?] Алжир

Algiers [жl'dзi?z] Алжир

Alma-Ata [,a:lma:a:'ta:] Алма-Ата

Alps [жlps] Альпы

Amazon ['жm?z?n] Амазонка

America (North, South) [э'merik? (no:и, sauи)] Америка (Северная, Южная)

Amsterdam ['жmst?dжm] Амстердам

Amu Darya [a:'mu:da:r'ja:] р. Амударья

Amur [?'mu?] р. Амур

Andes ['жndi:z] Анды

Angola [ж?'goul?] Ангола; People's Republic of Angola Народная Республика Ангола

Ankara ['ж?k?r?] Анкара

Antarctic Continent [жnt'a:ktik'kontn?nt] Антарктида

Antarctic Region [жnt'a:ktik'ri:dз(?)n] Антарктика

Apennines['жpinainz]Апеннины

Appalachians [,жp?'lжt?i?nz] Аппалачи

Arabia [э'reibj?] Аравия

Aral Sea ['a:r?l'si:] Apaльскoe море

Arctic Ocean ['a:ktik'ou?(?)n] Северный Ледовитый океан

Arctic Region ['a:ktik'ri:ds(?)n] Арктика

Argentina [,a:dз?n'ti:n?] Apгентина

Armenia [a:'mi:nj?] Армянская

Ashkhabad [,a:?ka:'ba:d] Ашхабад

Asia ['ei??] Азия

Asia Minor ['ei??'main?] Малая Азия

Athens ['жи?nz] Афины

Atlantic Ocean [эt'lжntik'ou?(?)n] Атлантический океан

Australia [o:s'treilj?] Австралия

Austria ['o:stri?] Австрия

Azerbaijan [a:,z?bai'dзa:n] Азербайджан

Azov, Sea of ['si: ?va:'zo:f] Азовское море

Страницы: 1, 2, 3