скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Типология смыслов политического дискурса скачать рефераты

бращение к средствам метафоризации в данном случае позволяет субъекту косвенно сформулировать конкретные установки, отражающие его ожидания и имеющие своими коррелятами соответствующие характеристики гражданина, определяющие его деятельность на пользу государства. К числу таких характеристик относятся следующие: активность, трудолюбие и настойчивость в достижении целей.

? Реализация смысла «Идеальный гражданин» по линии имплицитного развертывания культурно-смысловой доминанты «Добро-Зло» предполагает формирование подсмысла, определяющего деятельность гражданина с точки зрения установления границ ее пользы и вреда для общества и государства.

2.4. Подсмысл «Гражданская критика»

Суть опредмечивания в политическом дискурсе данного подсмысла состоит в необходимости характеризации взаимодействия политика и гражданина. Главной линией такого взаимодействия выступает канал обратной связи, кот
орый в данном случае рассматривается как выражение гражданином критической оценки деятельности политика. При этом политик как субъект дискурса, анализируя критическую активность гражданина, со своих позиций, указывает на ее недостатки, в качестве которых выделяется ее возможная несправедливость, надуманность и ограниченность. Справедливая критика, однако, поощряется и считается даже необходимой и полезной, так как указывает на реальные пробелы в деятельности властных структур.

Средства метафоризации в данном случае служат эмоциональной экспликации позиции субъекта в аспекте анализа высказываемой гражданами неудовлетворенности его действиями. В то же время отдельные средства метафоризации в каждом конкретном случае могут использоваться для реализации специфических интенций субъекта. Так, рассмотрение множества высказываний, на основании которых был выделен данный подсмысл как составляющая смысла «Идеальный гражданин», показало, что антитезы здесь используются для противопоставления смысловых компонентов «справедливость - несправедливость», метафоры - для придания убедительности и воздействующей силы доводам, приводимым субъектом в плане представления своего видения специфики взаимоотношений политика и гражданина, синтаксические средства - для создания динамизма, сжатости, емкости повествования и дополнительной акцентуации смысла.

Пример: Hysterical sensationalism is the poorest weapon wherewith to fight for lasting righteousness. The men who with stern sobriety and truth assail the many evils of our time, whether in the public press, or in magazines, or in books, are the leaders and allies of all engaged in the work for social and political betterment (T. Roosevelt 1899).

Основным средством текстопостроения, например, в данном высказывании выступает антитеза, базирующаяся на противопоставлении существительных «sensationalism» и «sobriety» и сопровождающих их эпитетов «hysterical» и «stern», которые, сохраняя выражаемый определяемыми существительными смысл, подкрепляют его высвечиванием дополнительных признаков. Повышению изобразительного и убеждающего потенциала высказывания и, соответственно, интенсификации выражаемого антитезой противопоставления приветствуемой субъектом разумной критики и не принимаемой им критики, основывающейся на эмоциях, служит также обращение к развернутой военной метафоре. Ее отдельные элементы, выполняющие функцию характеризации противополагаемых линий поведения (the poorest weapon, assail the many evils, leaders and allies) и актуализируемые на всей протяженности высказывания придают ему целостность и связность, создавая единый метафорический контекст и позволяя трактовать позитивно и негативно оцениваемые субъектом явления в рамках использования терминов одной тематической группы, смысловое противопоставление которых (poorest weapon - leaders and allies) служит интенсификации выстраиваемой антитезой оппозиции. Кроме того, создание единого метафорического контекста высказывания в данном случае формирует некоторую смысловую напряженность, подчеркивая необходимость и важность для политика разумных замечаний граждан, которые рассматриваются как помощь и вклад в развитие государства, и возможный вред неподкрепленной реальными фактами, а основывающей на своеобразии индивидуального восприятия действительности критики, создающей панику и способствующей только раздробленности общества.

Утверждая необходимость взаимодействия власти и народа, субъект дискурса задает желательные ориентиры, которых должны придерживаться граждане в оценке его деятельности, а именно: справедливость и беспристрастность.

? Развертывание смысла «Идеальный гражданин» с точки зрения импликации культурно-смысловой доминанты «Прошлое-Настоящее» как усеченного варианта доминанты «Прошлое-Настоящее-Будущее» связано с формированием подсмысла «Национально-гражданские традиции», который актуализирует обращение субъекта дискурса к ценностным установкам и национальным представлениям, нашедшим отражение в национальной картине мира и закрепленным в национальном менталитете.

2.5. Подсмысл «Национально-гражданские традиции»

Конструирование данного подсмысла в американском политическом дискурсе имеет целью выражение необходимости возрождения национальных ценностей, которые, по мнению субъекта дискурса, должны быть положены в основу деятельности каждого гражданина. Цель определяет выбор соответствующих средств текстопостроения, среди которых в данном случае наибольшей частотностью обладают метафоры, аллюзии, аналогии, метон
имии, служащие созданию особой дискурсивной реальности, в которой эти национальные ценности предстают актуализированными в настоящее время.

Пример 1: I ask you to trust that American spirit which knows no ethnic, religious, social, political, regional or economic boundaries; the spirit that burned with zeal in the hearts of millions of immigrants from every corner of the earth who came here in search of freedom (R. Regan 1980);

Пример 2: There are no words to express the extraordinary strength and character of this breed of people we call Americans<…> They are the kind of men and women Tom Paine had in mind when he wrote, during the darkest days of the American Revolution, “We have it in our power to begin the world over again” (R. Reagan 1980).

Так, в приведенных высказываниях, использование абстрактных существительных (spirit) вместо названия конкретного субъекта действия (нация) обусловливает осуществление метонимического переноса, «оживляющего» устойчивую семантическую связь между понятием нации и ее менталитетом и присущими ей качествами. Замена понятий способствует проведению обобщений, вследствие которых характеристики, перечисляемые при помощи нисходящего ряда эпитетов, в свою очередь, служащих введению дополнительных признаков, полагаются субъектом присущими американской нации. Априорность этих характеристик подтверждается и эксплицируется развертываемой во второй части высказывания метафорой, структурно основанной на подхвате (spirit that burned with zeal in the hearts of immigrants), а также аллюзией, используемой далее в тексте (пример 2) и гиперболизировано представляющей безграничность возможностей американской нации (we have it in our power to begin the world over again).

В этом смысле возрождение национальных ценностей соотносится субъектом с надеждой на возрождение качеств национального характера, наличие которых у его предшественников во многом определило ход развития исторических событий и выдвижение Америки на роль «царицы наций». Средства метафоризации при этом, проявляя свои креативные и фасцинативные свойства, способствуют утверждению реальности выполнения поставленной задачи, вследствие косвенной актуализации качеств, полагаемых субъектом присущими американской нации, как то: смелость, трудолюбие, сила духа, внутренняя свобода, лабильность, политическая, национальная и религиозная терпимость.

Рассмотрение специфики использования средств метафоризации для построения смысла «Идеальный гражданин» приводит нас к заключению о схожести способов конструирования смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин». Так в обоих случаях наибольшее значение придается тропеическим (метафора, эпитет, персонификация, аналогия, гипербола, метонимия, перифраз) средствам текстопостроения, из группы лексических средств пробуждения рефлексии отмечается преобладающее обращение к антитезе, нарастанию и литоте, синтаксические средства, как правило, используются в качестве второстепенных, дополнительных средств акцентуации смысла, конструируемого при помощи тропеических и лексических средств смыслообразования.

Единство способов построения смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» также выявляется в аспекте анализа цели обращения к средствам метафоризации, определяющей их функциональное назначение в тексте. Специфика функционирования метафорических средств текстопостроения при конструировании смысла «Идеальный гражданин» заключается в выделении дополнительной функции избежания категоричности, которая особенно ярко проявляется в рамках формирования подсмысла «Гражданский патриотизм».

Сопоставление собственно смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин» обнаруживает также схожесть их импликаций, в рамках выявления которых становится возможным формулирование основных характеристик политика и гражданина (для последнего такие характеристики представлены вместе с соответствующими подсмыслами в табл. 2), а также единство тенденции их преимущественного построения в конце XIX - начале XX века, что позволяет рассматривать данный период как период установления базовых ориентиров и ценностей, определяющих деятельность граждан данного государства на долгое время вперед. Формулирование в дискурсе таких ориентиров, вероятно, отвечает потребностям подведения итогов и постановки новых задач, актуализации которых способствует нахождение субъекта на рубеже веков.

Таблица 2.

Смысл «Идеальный гражданин»

Подсмыслы

Характеристики

Культурно-смысловая доминанта «Сила-Слабость»

Подсмысл «Гражданский патриотизм»

Забота о семье, честность, верность и преданность, смелость, доброта, отзывчивость, здравомыслие.

Подсмысл «Гражданская активность»

Активность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей.

Культурно-смысловая доминанта «Добро-Зло»

Подсмысл «Гражданская критика»

Справедливость, беспристрастность.

Культурно-смысловая доминанта «Прошлое-Настоящее»

Подсмысл Национально-гражданские традиции»

Сила духа, внутренняя свобода, лабильность, политическая, национальная и религиозная терпимость.

3. Смысл «Идеальное государство»

Смысл «Идеальное государство» связан с постоянным выражением в политическом дискурсе стремления субъектов изменить, улучшить существующее в стране положение вещей. Отсюда в основе развертывания данного смысла, как правило, лежит противостояние «Мы-Они», суть которого состоит в критике действий одних субъектов другими субъектами. Реализация данного противостояния на уровне смысловой структуры дискурса зачастую находит отражение в формировании смысла «идеальное» через его имплицитное противопоставление «неидеальному».

В американском политическом дискурсе создание смысла «Идеальное государство» происходит при главенствующей роли подсмыслов, развертывающихся в рамках имплицитного влияния культурно-смысловых доминант «Сила-Слабость» и «Прошлое-Настоящее-Будущее», которые обусловливают возможность определения американского государства, в первую очередь, в качестве сильного государства и в качестве постоянно развивающегося государства, ставящего перед собой новые и новые задачи. Влияние культурно-смысловой доминаты «Добро-Зло» проявляется в связи с актуализацией подсмыслов, отражающих необходимость недопущения и предотвращения мешающих развитию государства действий. Становится очевидным усложнение взаимосвязей между различными подсмыслами, обнаруживаемыми в рамках формирования смысла «Идеальное государство» по сравнению с рассмотрением случаев развертывания предыдущих смыслов «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин», где разграничение между реализациями культурно-смысловых доминант можно было провести более четко, хотя оно также было условно и осуществлялось только в целях анализа. В ситуации формирования смысла «Идеальное государство» связь между культурно-смысловыми доминантами оказывается настолько тесной, что одна смысловая линия служит продолжением и дополнением другой. Кроме того, в процессе анализа смысла «Идеальное государство» прослеживается его четкая взаимосвязь со смыслами «Идеальный политик» и «Идеальный гражданин», поскольку первый представляет собой в некотором смысле родовое понятие, предполагающее включение двух других смыслов.

Средства метафоризации в рамках конструирования смысла «Идеальное государство» выполняют креативную, контекстообразующую, эксплицирующую, изобразительную, актуализирующую функцию, способствуя созданию единого специфического метафорического контекста, в рамках которого на первый план выдвигаются необходимые субъекту аспекты смысла.

? Развертывание смысла «Идеальное государство» с точки зрения имплицитного присутствия культурно-смысловой доминанты «Сила-Слабость» происходит за счет формирования подсмыслов, способствующих определению самого понятия «силы» как признака «идеального государства». В качестве отдельных аспектов этого понятия выступают представления об экономической, политической и моральной устойчивости страны и ее граждан, что приводит к созданию следующих подсмыслов:

3.1. Подсмысл «Национальное единство»

Развертывание данного подсмысла связано с выражением идеи субъекта о необходимости аккумулирования усилий граждан страны для «достижения всеобщего пр
оцветания».

Пример:…that if we are to go forward, we must move as a trained and loyal army willing to sacrifice for the good of a common discipline, because without such discipline no progress is made, no leadership becomes effective. (F. Roosevelt 1933).

Совокупность средств метафоризации в данном случае формирует целостный контекст, в основе которого лежит метафорическое представление, или, пользуясь терминологией когнитивной лингвистики, метафорическая модель, «государство - это армия». Такое представление позволяет субъекту вызвать в сознании реципиента необходимые ассоциации, актуализирующие следующие понятия: единство цели, верность этой цели, жесткое подчинение вышестоящим. Прямое опредмечивание данных понятий в дискурсе могло бы поставить под сомнение демократичность политики субъекта, в то время как косвенное их выражение при помощи развернутой метафоры способствует сглаживанию категоричности утверждения при одновременной и, возможно, даже более действенной, чем в случае ее прямой номинации, реализации интенций субъекта, связанных с выражением идеи необходимости совместного действия.

Метафорический контекст открывается с первых слов высказывания, когда развитие государства представляется как движение вперед (to go forward). При этом ключевую роль в его образовании играет вводимое далее сравнение, которое вследствие заложенной в нем рефлективной мощи, является таковым лишь в силу присутствия в нем формального элемента (as), а, по сути, актуализирует метафорический образ, дополнительно интенсифицированный специфическим использованием синтаксических средств текстопостроения, в частности, подхвата (common discipline - without discipline) и анафорических противительных параллельных конструкций (no progress, no leadership). Создание такого метафорического контекста, реализующего представление государства как дисциплинированной армии, одновременно, имплицирует соотносимый с содержанием выделенного подсмысла смысл высказывания, в соответствии с которым сила государства определяется единством действий его народа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5