скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реалии как средство выражения национально-культурного своеобразия рассказов О'Генри скачать рефераты

p align="left"> Вот как случилось, что Длинный Билл Лонгли, гонимый женой человек, покинул заросли чапарраля возле Бар Серкл Бранч на Фрио и прибыл в город, дабы вкусить от более утонченных радостей успеха.

Способ перевода - прозвище - калька, имя - транскрипция.

THE PRINCESS AND THE PUMA - "Принцесса и пума" (Сб. "Сердце Запада") Пер. М.Урнова

Bully for youthundered Whispering Ben from the darkness of the royal chamber.

Ты у меня молодчина! - прогремел Бен Шептун из мрака королевской опочивальни.

Способ перевода - прозвище - калька, имя - транскрипция.

THE PIMIENTA PANCAKES - "Пимиентские блинчики" (Сб. "Сердце Запада") Пер. М.Урнова

'Why,' says Uncle Emsley, 'she's gone riding with Jackson Bird, the sheep man from over at Mired Mule Canada.'

- А она, - говорит дядюшка Эмсли, - поехала покататься с Джексоном Птицей, овцеводом из лощины Шелудивого Осла.

Способ перевода - прозвище - калька, имя - транскрипция.

Как средство художественного изображения, «естественное» имя собственное употребляется я качестве метафоры, метонимии, синекдохи, сравнения, парафразы.

К именам - символам, нередко являющиеся компонентами крылатых выражений, следует относить имена популярных мифических, исторических, библейских, сказочных героев, персонажей общеизвестных книг и фильмов, среди которых немало имен с преходящей популярностью. В отличие от большинства говорящих имен, они обычно транскрибируются, но в каждом отдельном случае переводчик должен учитывать «степень знакомости» имени:

HYGEINA AT THE SOLITO "Санаторий на ранчо" (Сб. "Сердце Запада") Пер. Т.Озерской

But Rus Sage himself would have snatched at it. - A ведь на такую приманку клюнул бы и сам Рокфеллер.

Способ перевода - функциональный аналог.

"THE GUILTY PARTY"--AN EAST SIDE TRAGEDY "Чья вина" (сборник "Горящий светильник").

Пер. под ред. М.Лорие.

I thought I was in the next world. I don't know how I got there; I suppose I had been riding on the Ninth avenue elevated or taking patent medicine or trying to pull Jim Jeffries's nose, or doing some such little injudicious stunt.

Мне приснилось, что я на том свете. Не знаю, как я туда попал. Вероятно, ехал поездом надземной железной дороги по Девятой авеню, или принял патентованое лекарство, или пытался потянуть за нос Джима Джеффриса*, или предпринял еще какой-нибудь неосмотрительный шаг.

* Известный американский боксер.

Способ перевода - транскрибирование с объяснением в подстрочном примечании.

EXTRADITED FROM BOHEMIA "Похищение Медоры" (сборник "Голос большого города").

Пер Н. Дарузес.

Camille, Lola Montez, Royal Mary, Zaza - such a name as one of these would that of Medora Martin be to future generations.

Камилла, Лола Монтес, Мария Стюарт, Заза * - таким же громким именем станет для грядущих поколений имя Медоры Мартин.

* Камилла - героиня английского варианта "Дамы с камелиями"; Лола Монтес - фаворитка баварского короля Людовика 1; Заза - героиня одноименной пьесы Бертона, актриса и куртизанка.

Способ перевода - транскрибирование с объяснением в подстрочном примечании.

HEARTS AND CROSSES "Сердце и крест" (Сб. "Сердце Запада") Пер. М.Урнова

Baldy emptied his glass to the ratification of his Warwick* pose.

И Бэлди опорожнил стакан в подтверждение своих слов, достойных Варвика, делателя королей.

* Warwick

n

1. <Earl of> (Richard Neville, Earl of Salisbury) (" the Kingmaker "), 1428-71, English military leader and statesman.

Способ перевода - описательный перевод.

Тесная связь имя собственное с определенным народом, национальными традициями и культурой роднит их с реалиями. Имена собственные, безусловно, являются элементом внеязыковой действительности, подлежащим отражению в тексте перевода.

Перевод обращений

Среди обращений - слов или сочетаний слов, используемых для называния лиц и предметов, к которым обращена речь - имеется значительное число как собственно реалий (единиц - носителей национального колорита), так и ложных реалий, элементов, не обладающих колоритом в рамках языка оригинала.

В зависимости от их употребления обращения можно объединить в следующие группы:

- обращения обычной вежливости;

- обращения в зависимости от общественного и социального положения;

- обращения в зависимости от родственных и других близких отношений;

- обращения в зависимости от эмоционально-экспрессивного содержания;

- узуальные обороты;

- оклики, окрики, обращения к животным [Влахов С., Флорин С. 1986, стр. 298]

При переводе обращений обычно прибегают к таким приемам, как

- транскрибирование,

- функциональный эквивалент,

- функциональный аналог,

- нулевой перевод.

Так, в зависимости от контекста, вежливые обращения либо транскрибируются, если содержат яркий национальный колорит, либо переводятся эквивалентами.

LITTLE SPECK IN GARNERED FRUIT "Персики" (Сб. "Голос большого города")

Пер. Е.Калашниковой.

Kid seized this and plucked forth a black man in a white tie and the garb of a servitor. "Get up!" commanded the Kid. "Are you in charge of this free lunch?"

"Yes, sah, I was. Has they done pinched us ag'in, boss?"

Малыш… извлек на свет Божий негра-официанта во фраке и белом галстуке…

- Ты состоишь при этой кормушке?

- Да, сэр, я состоял. Неужели нас опять сцапали, сэр?

JEFF PETERS AS A PERSONAL MAGNET - "Джефф Питерс как персональный магнит" (Сб. "Благородный жулик") Пер. К.Чуковского

"Mrs. Peevy, ma'am, would you mind choking off that kid of yours…"

- Миссис Пиви, мадам, будьте любезны, заткните глотку вашему младенцу..

Обращения в зависимости от общественного и социального положения подлежат переводу с использованием функциональных аналогов с учетом эпохи, социальной среды и отношений персонажей.

JEFF PETERS AS A PERSONAL MAGNET - "Джефф Питерс как персональный магнит" (Сб. "Благородный жулик") Пер. К.Чуковского

"'Now do your duty, officer,' says the mayor..

- А теперь приступите к исполнению ваших обязанностей, сержант, - говорит мэр…

Обращения, выражающие родственные и близкие отношения, передаются эквивалентами языка перевода, либо, редко, транскрибируются как реалии.

JEFF PETERS AS A PERSONAL MAGNET - "Джефф Питерс как персональный магнит" (Сб. "Благородный жулик") Пер. К.Чуковского

'Do you feel like you could eat some ham and eggs, Uncle James?'

А что, дядя Джеймс, - обращается он к судье, - не думаете ли вы, что могли бы скушать яичницу с ветчиной?

Узуальные обращения передаются функциональными аналогами языка перевода.

EXTRADITED FROM BOHEMIA - "Похищения Медоры" (Сб. "Голос большого города.")

Пер. Н. Дарузес

Dear Sir: Henceforth, consider me as dead to you forever.

Милостивый государь! Отныне я умерла для вас навеки.

Экспрессивные обращения, окрики, оклики, обращения к животными переводятся функциональными эквивалентами или опускаются (нулевой перевод).

ULYSSES AND THE DOGMAN - "Улисс и собачник" (Сб. "Всего понемножку") Пер. Т.Озерской

"You old fat rascal!"

- Ах ты, чертова перечница!

Способ перевода - функциональный эквивалент.

MAKES THE WHOLE WORLD KIN - "Родственные души" (Сб. "Всего понемножку")
Пер. Т.Озерской

"Say, old man,"…

- Послушайте, старина, …

THE MEMENTO - "Святыня" (Сб. Голос большого города") Пер. М. Богословской

"'My dear Ida,' says Arthur

- Дорогая Ида, - продолжал Артур…

Способ перевода - функциональный эквивалент.

JEFF PETERS AS A PERSONAL MAGNET - Джефф Питерс как персональный магнит"

(Сб. "Благородный жулик") Пер. К.Чуковского

What was it you said I had, doc?' the mayorlaughs…

Какую болезнь вы нашли у меня?

Способ перевода - нулевой перевод.

Перевод отклонений от литературной нормы

В научной литературе представлен ряд диаметрально противоположных мнений о том, что считать литературной нормой и ее нарушением (Я.И. Рецкер, А.В.Федоров, И.Левый, С.И.Виноградов). С.Влахов и В.Флорин вводят термин "отклонения от литературной нормы", объединяющий все случаи искажений литературного языка и речи.

Отклонения от литературной нормы можно представить в виде слудующей схемы:

I. Коллективные:

- просторечие;

- диалекты и народные говоры;

- арго, жаргоны, сленг;

- профессиональные языки.

II. Индивидуальные:

- вольности устной речи;

- детский язык;

- ломаная речь;

- дефекты речи;

- ошибки в произношении и правописании.

Определенные отклонения от литературной нормы могут считаться реалиями. Реалии встречаются прежде всего среди диалектизмов, немногие принадлежат к просторечию и жаргонной лексике - элементам сниженного стиля, практически нет их среди отклонений, возникших как стилистический прием автора (относимых к группе индивидуальных отклонений от литературной нормы).

В соответствии с вышеизложенным рассмотрим приемы передачи коллективных отклонений от литературной нормы, которые потенциально могут быть реалиями.

"Территориальные" отклонения (диалектизмы) передаются обычно средствами сниженного стиля, просторечием, однако, никогда - диалектами языка перевода. Диалекты и говоры, функционирующие в границах США, как и территориальные варианты основного языка (англо-китайский, французско-креольский), характеризующиеся фонетическими искажениями и смешанной с местными словами лексикой, успешно переводят ломаной речью.

JEFF PETERS AS A PERSONAL MAGNET - "Джефф Питерс как персональный магнит" (Сб. "Благородный жулик") Пер. К.Чуковского

"'Boss,' says he. 'Doc Hoskins am done gone twenty miles in de country to see some sick persons. He's de only doctor in de town, and Massa Banks am powerful bad off. He sent me to ax you to please, suh, come.

- Ах, господин, - говорит дядя Том, - доктора Хоскина уехала из города за двадцать миль…в деревню… его вызвали к больному… Он один врач на весь город, а судья Бэнкса очень плоха… Он послал меня. Пожалуйста, идите к нему. Он очень, очень просит.

A MUNICIPAL REPORT "Город без происшествий" (Сб. "Деловые люди")

Пер. под ред. Ив. Кашкина

This Negro stood by a carriage … "Step right in, suh; ain't a speck of dust in it--jus' got back from a funeral, suh."

Негр стоял около кареты… - Пожалуйте, сар. Карета чистая, ни пылинки нет. Прямо с похорон, сар.

THE WHIRLIGIG OF LIFE "Коловращения жизни" (Сб. "Коловращение") Пер. Т. Озерской

"A divo'ce," repeated Ransie, with a solemn Dod. "We-all can't git along together nohow. It's lonesome

enough fur to live in the mount'ins when a man and a woman keers fur one another."

- Развестись, - повторил Рэнси, подкрепляя свои слова торжественным кивком. - Мы, вот, не можем ужиться, хоть ты тресни! В горах-то у нас глушь - одиноко, стало быть, жить-то. Ну, когда муж или, к примеру, жена стараются друг для дружки - еще куда ни шло.

К жаргонным словам, профессионализмам, арго и сленгу реально подобрать соответствия в языке перевода, принимая во внимание временной фактор, поскольку словарный состав этих групп подвержен частым изменениям. При этом функциональные аналоги переводимых единиц должны быть лишены национальной окраски языка перевода.

ULYSSES AND THE DOGMAN - "Улисс и собачник" (Сб. "Всего понемножку") Пер. Т.Озерской

"Well, I'm a son of a gun*!"

- Чтоб мне сдохнуть!

* son' of a gun' n. pl. <sons of guns> Slang

1. rogue; rascal.

[1700-10; perh. orig. the illegitimate offspring of a soldier, though later influenced by Brit. argot gun thief.

(Random House Websters Electronic Dictionary and Thesaurus, College Edition, ver. 1.0)

Способ перевода - замещение лексикой сниженного стиля.

Перевод иноязычных вкраплений

В лингвистической литературе (И.Левый, Нора Галь и др.) различные иноязычные и заимствованные элементы лексики и фразеологии обозначаются терминами «иностранное слово», «чужое слово», «варваризм», «экзотизм», «алиенизм», «заимствование» и пр. Мы предлагаем придерживаться термина «иноязычное вкрапление», введенного С. Влаховым и С.Флориным, т.к. он кажется нам наиболее точной характеристикой данного языкового явления.

По определению С.Влахова и С.Флорина, иноязычными вкраплениями являются слова и выражения на чужом для подлинника языке или транскрибированные без морфологических или синтаксических изменений, введенные автором для придания тексту аутентичности, для создания колорита, атмосферы или впечатления начитанности или учености, иногда -- оттенка комичности или иронии.

Иноязычные вкрапления, введенные автором для создания колорита, можно называть реалиями.

Авторы художественных текстов чаще всего пользуются иноязычными вкраплениями следующим образом: вводят в текст без пояснений, рассчитывая на контекстуальное осмысление и эрудицию читателя, либо тем или иным образом раскрывают их значение в тексте или в подстрочном примечании. Отдельно следует упомянуть о случаях, когда иноязычное вкрапление является элементом атмосферы, для ощущения которой смысловое восприятие лексической единицы не обязательно.

В отношении перевода иноязычных вкраплений может быть предложено несколько вариантов:

- перевести / прокомментировать в сносках;

- перевести важнейшие в смысловом отношении фразы при сохранении аутентичной формы приветствия и кратких реплик, содержание которых ясно из контекста;

- осуществить перевод иноязычного вкрапления, намекнув на атмосферу чужеязычности поясненими типа «обронил он по-турецки» [Левый И. 1974, стр. 148];

- добавить перевод иноязычного вкрапления непосредственно после него в тексте.

Особо следует рассмотреть иноязычные заглавия произведений и отдельных глав.

С.Влахов с С.Флорин полагают, что заглавия следует оставлять в том виде, в каком их дает автор.

В ряде рассказов О'Генри для воспроизведения жизни и быта ковбоев и речевой характеристики персонажей автором введены вкрапления на испанской языке. Их мы рассматриваем как реалии.

HEARTS AND CROSSES "Сердце и крест" (Сб. "Сердце Запада") Пер. М.Урнова

As a consequence, one day a sunburned, capable, silk-kerchiefed nonchalant youth, garnished with revolvers, and attended by three Mexican /vaqueros/, alighted at the Nopalito ranch …

И в результате однажды загорелый, ловкий, франтоватый юноша с шелковым платком на шее, украшенный револьверами и сопровождаемый тремя мексиканскими vaqueros*, спешился на ранчо Нопалито.

* Ковбои (исп.)

Способ перевода - перевод в сноске.

HYGEIA AT THE SOLITO "Санаторий на ранчо" (Сб. "Сердце Запада") Пер. Т.Озерской

«Listen. This /senorito/ is my friend. He is very sick. Place yourself at his side… And when he is well, or--and when he is well, instead of /vaquero/ I will make you /mayordomo/ of the Rancho de las Piedras. /Esta bueno/?»

- Ну, слушай. Этот Senorito - мой друг. Он очень болен. Будешь ему прислуживать... А когда он поправится или… а когда он поправится, я сделаю тебя не vaquero, а mayordomo* на ранчо де ла Пьедрас. Esta bueno?**

* Старший объездчик (исп.)

**Хорошо? (исп.)

Способ перевода - 1 - перенос в текст ПЯ без перевода в расчете на контекстуальное объяснение. 2 - перевод был дан в предыдущем рассказе. 3, 4 - перевод в сносках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав наиболее важные положения лингвистики и лингвострановедения для проведения лингвокультуроведческого сопоставле-ния английского и русского языков, мы приходим к следующим выводам:

- в переводоведении термином "перевод" называют как процесс пе-редачи содержания, выраженного на одном языке, средствами друго-го языка, так и результат этого процесса -- текст устный или письменный;

- эквивалентность, или адекватность, перевода подразумевает сохранение всех видов информации, в том числе содержательной, смысловой, семантической, стилистиче-ской и функционально -- коммуникативной, содержа-щейся в тексте оригинала;

- основными критериями оценки перевода можно считать передачу смысловой информации и сохранение национального и исторического колорита текста оригинала;

- несмотря на существенные формальные различия между языками, все тексты переводимы.

Рассмотрев понятие "перевод" с позиций психолингвистики, отметим следующее:

- перевод является наименее изученным проявлением речевой деятельности;

- в процессе перевода можно выделить этап восприятия, распадающийся на фазы допереводного и переводного восприятия, и этап воспроизведения, включающий фазы перевыражения и идентификации;

- процесс перевода, как правило, осуществляется по нескольким моделям;

- с термином "перевод" соприкасаются понятия "переводческая компетенция" и "коммуникативная компетенция".

Рассмотрев существующие в лингвистике, переводоведении и лингвострановедении дефиниции понятия "реалия", делаем следующие выводы:

- реалии являются лексическими единицами, называющими предметы, явления, объекты, характерные для жизни, быта, культуры, социального и исторического развития одного народа и малознакомые либо чуждые другому народу, выражающие национальный и (или) временной колорит;

- по структуре реалии представляют собой отдельные слова и словосочетания, семантически равные словам;

- чаще всего по своей грамматической форме реалии являются существительными либо отыменными прилагательными.

Сопоставление реалий с другими классами лексики показало, что

- реалии являются одним из классов безэквивалентной лексики;

- реалии могут одновременно относиться к нескольким лексическим категориям;

- многие реалии являются выразителями коннотативных значений;

- основным критерием отличия реалии от других классов лексических единиц является её национальная и (или) временная окраска;

- реалии, как правило, не имеют точных соответствий в другом языке и потому требуют особого подхода при переводе.

В современной лингвистической литературе представлены классификации реалий по временному, семантическому, грамматическому, местному признакам.

Основными приемами передачи реалий в языке перевода являются

- транскрипция и/или транслитерация;

- перевод.

Перевод реалии осуществляется следующими способами:

- неологизмом (калька, полукалька, освоение, семантический неологизм);

- заменой реалии;

- приблизительным переводом (родовидовая замена, функциональный аналог, описание, объяснение);

- контекстуальным переводом.

Исследование национально-культурного своеобразия рассказов О'Генри проводилось на основе оригинальных текстов рассказов автора. При сопоставлении текстов языка оригинала с их переводами на русский язык были выявлены реалии и их эквиваленты в тексте перевода. Данные лексические единицы были классифицированы нами по отнесенности к определенным лексическим категориям и были рассмотрены с позиций способа их перевода на русский язык.

Таким образом, из 87 реалий 17 являются именами нарицательными, отражающими предметы быта и культуру языковой общности, 5 являются реалиями - денежными единицами, 7 - единицами меры, 23 - именами собственными, 17 - фразеологическими единицами, 9 - обращениями, 5 - иноязычными вкраплениями, 4 - отклонениями от литературной нормы.

Анализ способов перевода английских реалий показал, что к транскрбированию переводчики прибегли в 16 случаях, к остальным был применен один из видов перевода. Так, калькой переведены 15 реалий, полукалькой - 3; функциональным аналогом - 15; замена реалии имела место в 2 случаях, родовидовая замена - в 3; описательный перевод использован в 5 случаях, контекстуальный - в 3.

Перевод фразеологических единиц-реалий осуществлялся следующими способами: фразеологическим аналогом - в 7 случаях, фразеологическим эквивалентом - в 6, калькой - в 2, индивидуальным эквивалентом - в 1, описательным переводом - в 1.

Большинству иноязычных вкраплений дан перевод в сноске.

Такие отклонения от литературной нормы, как диалектизмы, переданы средствами сниженного стиля или просторечием; к сленгу и жаргонным словам подобраны функциональные аналоги.

При воспроизведении человеческих имен применялась транскрипция, прозвища во всех случаях переведены калькой.

При переводе обращений, большинство которых передано функциональными аналогами, отмечаются случаи нулевого перевода (опускания).

С нашей точки зрения, переводчикам рассказов О'Генри удалось в той или иной степени воспроизвести все случаи национально-культурной специфики.

БИБЛИОГРАФИЯ

I.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.

2. Советский энциклопедический словарь. - М., 1985.

3. Краткий философский словарь. - М., 1982.

4. Большой англо-русский словарь. / Под ред. И.Р. Гальперина. Т. 1, 2 - М., 1972.

5. Денисова М. А. Лингвострановедческий словарь. - М., 1978.

6. Random House Webster's Electronic Dictionary and Thesaurus, College Edition, ver. 1.0

II. 7. The Project Gutenberg Etext of The Four Million, by O Henry / August, 2001 [Etext # 2776]

8. О' Генри Рассказы. / Пер. с англ. - Алма-Ата, 1986.

9. О' Генри Сердце и крест: Рассказы. / Пер. с англ. - М., 1993.

III. 10. Алексеев М. П. Проблемы художественного перевода. - Иркутск, 1931.

11. Аристов Н.Б. Основы перевода. - М., 1959.

12. Бархударов Л.С- Язык и перевод. - М., 1975.

13. Берков В.П. Вопросы двуязычной лексикографии. - Л., 1973.

14. Вайсбурд М.Л. Реалии как элемент страноведения. - РЯзР 1972, № 3, с. 98-100.

15. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Изд., 3-е, перераб. и доп. - М., 1983.

16. Виноградов В. С. Лексические вопросы перевода художествен-ной прозы. - М., 1978.

17. Виноградов В.С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). - М.: Изд. института общего среднего образования РАО, 2001.

18. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. - М.: Высшая школа, 1986.

19. Глухов В. М. Вопросы многозначности фразеологических еди-ниц. // Сб. Проблемы устойчивости и вариантности фразеологи-ческих единиц. - Тула, 1968, с. 321--330.

20. Дяков В. Интерференция художественного образа в переводе. - БР, 1984, № 2, с. 61-66.

21. Комиссаров В.Н. Слово о переводе. - М., 1975.

22. Крупнов В. Н. В творческой лаборатории переводчика. - М., 1976.

23. Левый Иржи. Искусство перевода. - М., 1974.

24. Лилова А. Введение в общую теорию перевода. - М., 1985.

25. Любимов Н. М. Перевод -- искусство. Изд. 2-е, доп. - М.., 1982.

26. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978.

27. Репин Б. И. Национально-специфические слова-реалии как особая часть лексики в переводимом произведении. //Сб. Теоретические и практические вопросы преподавания иностр. яз. - М., 1970, с. 87-98.

28. Реформатский А. А. Введение в языкознание, изд. 4-е. - М., 1967.

29. Рецкер Я. И. Теория перевода' и переводческая практика. - М.. 1974.

30. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М., 1973.

31. Томахин Г.Д. Прагматический аспект лексиче-ского фона слова // Филологические науки, № 5, 1988. С. 82- 90.

32. Чернов Г.В. Теория без эксперимента и эксперимент без теории. // Тетради переводчика, № 10. - М., 1973.

33. Федоров А. В. Введение в теорию перевода. - М., 1953.

34. Федоров А. В. Основы общей теории перевода. - М., 1985.

35. Швейцер А. Д. Перевод и лингвистика. - М., 1973.

36. Швейцер А. Д. Перевод и социолингвистика. Тезисы. - М. 1975, с. 66-68.

37. Якобсон Р.О. О лингвистческих аспектах перевода.// Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. - М., 1978, с. 16 - 24.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7