скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Концепт "женщина" во французской паремиологии скачать рефераты

p align="left">4. Р.И. Павиленис рассматривает концепт как « систему определенных представлений человека о мире и отождествляет его со смыслом»[24]. «Концепт» предполагает наличие идеального содержания, любого мыслительного образования, включающего в себя множества предметов и явлений и имеющий некий единый смысл в процессе отражения знаний человека о фактах реального мира. Концепт - это типовой образ, который в процессе осмысления «обрастает» представлениями, знаниями, ассоциациями, переживаниями и превращается в некое мыслительное образование, которое отражает знание человека о данном факте реальной действительности.

Следовательно, концепт формируется спиралеобразно от чувственного образа, который представляет собой чувственный образ, окутанный знаниями, представлениями, ассоциациями.

5. С точки зрения В.Н. Телии, концепт представляет собой продукт человеческой мысли и явление идеальное, а следовательно, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому. Концепт - это конструкт, он не воссоздается, а «реконструируется» через свое языковое выражение и внеязыковое знание [16,c.35]. Маслова В.А. отмечает также, что существуют и другие определения данного термина:

- Концепт - термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека;

- Концепт - единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике.

Из определений можно выделить признаки концепта:

- это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализирующаяся с помощью слова;

- это основные единицы обработки и хранения и передачи знаний;

- концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

- концепт социален;

- это основная ячейка культуры[11].

Таким образом, в сознании человека мир представляется через концепты, которые кодируются в человеческом языке, то есть в слове.

Изучая природу концепта, мы сталкиваемся с рядом смежных понятий и терминов. До недавнего времени термин «концепт» воспринимался как эквивалент термина «понятие». Исходя из этимологии этих слов, Ю.С. Степанов объясняет причину отождествления терминов «концепт» и «понятие»: «По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: «концепт» является калькой от латинского слова сопсер1ш «понятие» от глагола сопсгреге «зачинать», то есть значит буквально «понятие, зачатие», понятие от глагола «пояти», что в древнерусском языке означало «схватить, взять в собственность», буквально значит, в общем, то же самое».

Проблема дифференциации концепта, понятия и значения слова - одна из самых дискуссионных и трудно решаемых в теоретическом языкознании. В решении этой проблемы существует множество точек зрения.

- Концепт значительно шире, чем лексическое значение [10].

- Концепт соотносится со словом в одном из его значений [12,c.36]. Относительно независимы от языка именно концепты, идеи. Именно поэтому только их часть находит свою языковую объективацию. Например, союзы «и» и «но» вряд ли имеют значение, однако концепты очевидны - соединение, противопоставление.

Психофизиологической основой концепта является некий чувственный образ, который несет знания о мире.

Значение слова (семема) - это совокупность компонентов (сем). Вычленяя и описывая семемы, устанавливая системные (парадигматические) отношения между семами по семам в рамках семантемы (совокупности семем одного слова), лингвист должен понимать, что это еще не сами концепты из концептосферы, а их отдельные составляющие, представленные, представленные семемой или семой.

Мир мыслей никогда не находит полного выражения в языковой системе, поэтому даже вся совокупность признаков концепта не сможет его представить полностью.

Современная семасиология представляет смысловое содержание слова как систему семем и сем (семантических признаков), имеющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию.

Концепт в сознании отдельного человека может быть полностью личностным по содержанию. Такой человек будет употреблять для экспликации своего концепта общеизвестные слова, но в таком смысле, который не является общепринятым.

Таким образом, нельзя смешивать значение и концепт.

- Концепт - единица концептосферы

- Значение - единица семантической системы, семантического пространства языка.

Значение передает лишь часть смыслового содержания концепта. Так для объяснения концепта требуется несколько лексических единиц, а следовательно и несколько лексических значений.

Многие лингвисты считают концепт более широким, чем лексическое значение [10].Другие исследователи считают, что концепт соотносится со словом в одном из его значений [4,c.11]. Концепт и значение не находятся во взаимнооднозначном соответствии. Концепт являет собой относительно стабильный и устойчивый когнитивный слепок с объекта действительности, так как он связан с миром более непосредственно, чем значение. Слово же своим значением всегда представляет лишь часть концепта. Однако получить доступ к концепту лучше всего через средства языка, через слово, предложение, дискурс.

Что касается понятия, по своей внутренней форме слова концепт и понятие одинаковы: концепт (с лат, «понятие»). В традиционной лингвистике понятия долгое время считались высшей формой итоговой ступени познания, а термины «концепт» и «понятие» были взаимозаменяемы. Однако, на современном этапе, по замечанию В.Н. Телии, происходит «переразложение» понятия и, соответственно, разграничение этих терминов. Однако сейчас четко разграничивают эти термины. Если понятием считается совокупность познанных существенных признаков объекта, то концепт - ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения - совокупность языковых средств (лексических, фразеологических и др.). Концепты - это не любые понятия, а лишь наиболее сложные, важные из них, без которых трудно себе представить данную культуру. Таким образом, понятие является пропозиционно - логическим компонентом концепта, своего рода типовым образом [16].

Есть и другие отличия: понятие включает существенные и необходимые признаки; концепт же - и несущественные признаки [22]. В сравнении с концептами понятия имеют более простую структуру: в ней преобладает содержательная составляющая и присутствуют не все компоненты, представленные в структуре концепта.

«Концепт» и «понятие» объединяет то, что они являются продуктами ментальной репрезентации, но они различны по уровню обобщения. Понятие выделяет из мира «действительность» обозначаемый объект, отвечая на вопрос «Что это?», концепт же - это все знания об обозначаемом, во всех его связях и отношениях, и отвечает на вопрос «что известно об этом?»[23]. Ю.С. Степанов утверждает, что в отличие от понятий концепты не только мыслятся, но и переживаются. Он считает также концепт и понятие терминами разных наук; понятие употребляется главным образом в логике и философии, тогда как концепт является термином в математической логике, а в последнее время закрепился также в науке о культуре (культурологи) и лингвистике [22].А.П. Бабушкин считает термины концепт и понятие тождественными и заявляет о вытеснении из научного обихода термин «понятие»: «сегодня языковеды почти не оперируют термином «понятие» в его классическом смысле и предпочитают говорить о мыслительных конструктах, именуемых концептами» [4,c.12].Н.Н. Болдырев, напротив разводит их: «Если у понятия в общенаучном смысле различают его объем (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержанием (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов), то концепт скорее предполагает только второе - содержание понятия, а также понятийную часть значения, смысла слова» [5].

Между концептами и понятиями не существует непроходимой границы: при определенных условиях понятия могут переходить в концепты.

Обычно термином «концепт» обозначают содержание понятия, рассматривая данный термин («концепт») как синоним термина «смысл». Синоним же «понятия» - термин «значение». То есть значение - это то предмет или те предметы, к которым это слово правильно, в соответствии с нормами данного языка применимо, а концепт - это смысл слова.

Таким образом, концепт и понятие - два параллельных термина: они принадлежат разным наукам: понятие - термин логики и философии, а концепт - математической логики, культурологи, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, хотя по своей внутренней форме они сходны.

1.3 Место концепта «женщина» в концептуальной и языковой картине мира в свете антропоцентрической теории.

Концептов выражающих особей человеческого рода не очень много. Наиболее часто встречающиеся среди них это концепт «мужчина» и концепт «женщина». Причем первый появляется гораздо чаще, чем второй.

Однако это обстоятельство нисколько не уменьшает важность концепта «женщина». Можно сказать, что он является одним из ключевых коцептов мира. Женщина-мать, вот тот первый человек, с которым будет взаимодействовать новорождённый, и можно сказать, что именно её глазами маленькое существо смотрит на окружающий его мир, т.е. он воспринимает его через призму материнского восприятия. Иными словами, мать закладывает в сознание своего ребенка основы картины мира, которые характерна для его народа и нации. И именно она способствует тому, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к женщине. Потому как именно с неё начинается жизнь на земле. Женщина является носительницей некоей тайны, тайны рождения, которая для всего остального мира является непостижимой и недосягаемой. Она - священный сосуд, который осенён Божьим благословлением и является залогом того, что таинственный процесс воспроизведения рода человеческого не прервётся никогда. Материнство-вот та основная функция, которую призвана выполнять на земле женщина. Но именно из-за этого отличия её и начали притеснять. Мужская гордость не смогла вынести того факта, что существует нечто, чего они ни при каком условии не смогут сделать (даже если очень сильно постараются).

Из глубокой древности пошло то, против чего сейчас борются современные женщины: неравенство полов. Согласно священной функции, что выполняет женщина, мужчина старался её защищать до тех пор, пока, трепет и благоговение по отношению к Ней не сменилось пренебрежением и даже презрением. Женщина превратилась в предмет имущества, с которым можно делать все что, угодно не согласуясь с его желанием. Это всего лишь тихое, покорное существо, превращенное в автомат по ведению домашнего хозяйства и воспроизведения человеческой породы.

Но 19 век положил начало коренным преобразованием образа и концепта женщина. Она во всеуслышание объявила о своих правах как о правах полноценной личности. И это обстоятельство незамедлительно отразилось на структуре этого концепта. С ней стали считаться, правда, весьма неохотно: ей позволили получать образование, зарабатывать больше мужчины, голосовать на выборах и водить машину и т.д. Но, все это по-прежнему сопровождается различными фразеологизмами, с помощью которых мужчины пытаются вернуть утраченное превосходство (волос длин, ум короток; мужик в юбке; женщина за рулем хуже обезьяны и т.д.).

Но если задуматься, то можно обнаружить, что практически 75% всех предметов, которые нас окружают, имеют женский род. Даже земля, которая всегда являлась объектом гордости и яростных торгов мужчин, и та женского рода. Мать - сыра земля, это выражение пошло с незапамятных времен.

Как бы ни пытались шовинисты от мужчин, принизить значение женщины, именно Она является тем вечным двигателем, что заставляет совершать различные поступки. Именно в честь Неё был покорён Эверест, именно из-за Елены Троянской была развязана одна из наиболее кровавых войн человечества, в ЕЁ честь вспыхивали, вспыхивают, и будут вспыхивать различные конфликты (подчас и вооруженные).

Все вышеперечисленные трансформации образа женщины повлияли и на её лексическую репрезентацию, постепенно добавляясь к ядру концепта всё новыми и новыми значениями. Но одно является неизменным и бесспорным: сам факт первостатейной значимости этого концепта для всех языковых и неязыковых картин мира.

1.4 Структура концепта «женщина» во французской языковой картине мира

Исследователи единодушны во мнении, что концепт структурирован. Существует множество способов номинации концепта, отражающие не только неединичность точек зрения на него, сколько множественность его сторон, которые, собственно, и открываются с этих «точек зрения». Сложность структуры концепта определяется, с одной стороны, тем, что «к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия»; с другой стороны, в структуру концепта входит все то, что делает его фактом культуры -- исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.. Согласно трактовке концепта «женщина» данной в словаре Mйvel J.P. Dictionnaire Hachette encyclopйdique illustrй / Jean - PierreMйvel. - Paris, 2007:

Женщина-(Xe); лат.femina;

I.Человеческое существо относящееся к женскому полу, которое способно в период овуляции зачать ребенка и носить его вплоть до его рождения.

1.Человеческое существо женского пола в тот период жизни, когда его возраст позволяет рассмотреть половые признаки (противоположно ребенку). Чаще всего термин «женщина» относят к взрослому периоду (после половой зрелости) который связывают с оптимальным возрастом для замужества (противоположно девочке). Фамильярно: баба(gonzesse), полюбовница (nana, nenette). Наиболее употребительные словосочетания: женщина, женщины (une femme, des femmes); мужчины и женщины (les femmes et les hommes); мужчина, женщина и два ребенка (un homme, une femme et deux enfants);девочка, молодая девушка, женщина (une petite fille, une jeune fille et une femme ).

“ Взросление - самое волшебное преобразование, когда смешиваются начало и конец, когда угловатая девочка-подросток превращается в женщину “.-(V.Hugo)

“Я был любим четырьмя женщинами, которые сделали меня самым счастливым на свете; это мои мать, сестра, жена и дочь”.(Renau)

“Мужчина это сын женщины. Его мать начинает его воспитание, его любовницы заканчивают этот процесс”. (Audiberti)

Физиологический характер женщины: функция воспроизводства человеческих существ (этапы: менструация, овуляция, беременность, материнство, менопауза). Черты характера, приписываемые женщинам: интуиция, воображение, чувствительность.

Наиболее известный фильм французского режиссера Годара, признанный классикой мирового кино- “ Une femme est une femme”.

Женщина, сопровождающая мужчину это подруга, соратница, супруга, любовница.

Права женщины, - предмет для жарких дебатов и диспутов на протяжении нескольких веков, имеют свое место в дефинициях данных словарем:

“Независимость женщины исчезла без следа в среде замужества”.(Tocqueville)

“ Когда будет разрушено нескончаемое рабство женщины, когда она будет жить собой и для себя, тогда она сможет быть поэтом, так же как и мужчины!”( Rimbaud)

“Эта моральная слабость, приписываемая женщинам, ранит мою гордость ”. (Sand)

Свободная женщина - символ начала 20 века.

2. Родиться женщиной - понятие женственности. «Она женщина, настоящая женщина: она обладает всеми чертами, что приписывают женщинам». ”Elle est femme dans toute l`acceptation du mot, par ses cheveux blonds, par sa taille fine [...] par le timbre argentin de sa voix “. Она женщина во всех смыслах этого слова, от кончиков своих волос цвета блонд, своего маленького роста, благозвучия своего аргентинского акцента.(Gautier)

“Reponse bien feminine! Que vous etes femme, mon Dieu, que vous etes femme ! Que vous etes charmante !'' Очень женский ответ (ответ настоящей женщины)! Боже мой, насколько же вы женщина! Насколько же вы очаровательны! ( C.Aveline)

3.Женщина - взрослая, физически оформившаяся особь женского пола.

“Cosette devenait peu a peu une femme et se developpait''(Hugo). Козетта развивалась и становилась понемногу женщиной. Быть женщиной - достичь половой зрелости, оформиться физически. Elle se fait femme.

Страницы: 1, 2, 3, 4