Использование проектной методики на уроках иностранного языка
p align="left">Учителю необходимо выработать широкий спектр тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над проектом, а значит -- повысит шансы на успех и мотивацию к учению.Помимо этого ситуация выбора темы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность. Также необходима очень грамотная и гибкая работа на организационном этапе, когда происходит разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, организация групп, распределение ролей и др. Педагогу следует учитывать уровень успеваемость по предмету, межличностные взаимоотношения в коллективе и другие особенности детей. Согласно опыту учителей, стереотип о том, что в группе «слабые» ученики потянутся за «сильными» не всегда находит вое отражение. Довольно часто педагоги являются свидетелями того, что чрезмерная активность одних учеников подавляет других - не уверенных в себе или менее успешных учеников. В этом случае некоторые учителя практикуют способ разделения учеников на группы, разделяя учеников, менее способных или успешных от одноклассников, отличающихся более высокими данными в их предмете. Ситуация отсутствия выраженного лидера в группе создает условия для развития активности и самостоятельности. В процессе работы я убедилась, что использование опорных материалов и инструкций, а также проведение презентации значительно облегчило работу над проектом. Однако были заметны пробелы в навыках групповой работы, умении распределить обязанности и выбрать стратегии действий. Это, на мой взгляд, говорит о необходимости дальнейшего систематического развития навыков проектной работы, самостоятельности и активности детей. Подобная работа, как мне кажется, сможет заметно повысить эффективность проектной работы и отношение к ней самих детей. Ведь, когда все получается - сразу возрастает желание действовать дальше. Также я отметила необходимость уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений. Детальное изучение данных, полученных в ходе исследования, позволяет, таким образом сделать вывод о том, что поставленная нами гипотеза в основном подтвердилась. Так как, в ходе исследований была установлено, что учет особенностей конкретного ученического коллектива, создание ситуации выбора темы и формы работы над проектом, органичное сочетание различных способов формирования проектных групп, а также использование опорных материалов (в целях развития навыков проектной работы) в конечном счете ведет к повышению эффективности использования метода на уроках иностранного языка. Выводы по II главе · Анализ информации, полученной в ходе исследования педагогической деятельности по использованию метода проектов позволил выявить положительное отношение к проектной методике как к педагогической технологии, наличие высокого воспитательного потенциала и возможности использования этого метода в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении, а также успешное применение метода проектов на уроках английского языка. · Проблемными моментами организации проектной работы в средней школе могут быть: 1. организация языкового общения в ходе работы; 2. межличностные проблемы в коллективном общении; 3. организация работы в группах; 4. интеграция проекта в учебный процесс. · Для более эффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку должны быть соблюдены следующие условия: 1. возможность выбирать тему проекта и форму работы; 2. использование опорных инструкций, материалов, компьютерных технологий и.т.д.; 3. проведение работы по развитию навыков проектной деятельности; 4. использование различных методов формирования проектных групп; 5. повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование посвящено изучению использования метода проектов в обучении иностранному языку. Целью исследования было выявление специфики использования метода проектов на уроках иностранного языка и определение условий его эффективности при обучении английскому языку в средней школе. Основной базой для исследования была педагогическая практика в гимназии «Новоскул», в ходе которой проводилась проектная работа с целью дальнейшего исследовательского анализа. По результатам работы можно сформулировать следующие ключевые положения данной моего исследования: 1. Метод проектов как современная педагогическая технология представляет собой способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей и характеризуется самостоятельностью учеников, опорой на личностные потребности, особенности и опыт учеников, а также наличием конкретных практических результатов. 2. Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этого учебного предмета напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную работу с акцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и важность представления результатов. 3. Для преодоления трудностей в организации проектной работы на уроках английского языка и повышения эффективности использования технологии должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп, развитие навыков проектной деятельности и др. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf 2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. - Новгород, 1994. - С. 172-183 3. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc 4. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c. 5. Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка. [Текст] // ИЯШ, 2002. - № 1 - C.11-14. 6. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181с. 7. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып.6 - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн.2. - С.37-41 8. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель. - 2004. - №6. - С. 11-15 9. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. - Л.: «Брокгауз-Ефрон» - 1926. - 88с. 10. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. [Текст]// ИЯШ, 2003 - № 3. 11. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // http://orus.slavica.org/node/235 12. Метод проектов в школьном образовании [Электронный ресурс] // method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100002960 13. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике. [Текст]// ИЯШ, 2002. - № 1. - C.18-21. 14. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - №4. - С.93-96 15. Педагогическая энциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова. [Текст] - М.: Работник просвещения, 1929.- 193с 16. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад [Текст] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с. 17. Петунин, О.В., Шошина, М.Ю. Воспитательная система «Мастерская достижений» [Электронный ресурс]// www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1080 18. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm 19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с. 20. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе. / Г.А. Сокова // ИЯШ, 2002. - № 4. - C.53-55. 21. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. [Текст]/ А.С. Сиденко // Завуч, 2003. - № 6. - C.96-111. 22. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc 23. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002.- № 3. - C.41-46. 24. Трубанева, Н.Н. Использование метода преоктов [Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. - Обнинск: Титул, 2001. - С. 68-76 25. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. [Текст] // Н.В. Туркина. - ИЯШ, 2002. - № 3. - C. 46-48 ПРИЛОЖЕНИЕ А Опорный материал по выполнению индивидуального проекта «If I want to be…» “If I want to be” If I want to be a …, 1. I should … 2. I should … 3. 4. 5. 6. I shouldn't … 7. I shouldn't … 8. 9. 10. If I do so, I will be a … Примеры работ: ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для учеников 1. Нравится ли тебе заниматься английским языком?____________________ 2. Занимаешься ли ты английским дополнительно? _____________________ 3. Что тебе нравится на занятиях английским больше всего? а) читать б) переводить в) заниматься грамматикой г) рассказывать стихи д) играть е) ________________________________(твой вариант) 3. Как тебе больше нравится выполнять задания на уроке? а) самостоятельно (одному) б) в паре в) в группе (команде) 4. Бывает ли на уроках английского языка такой вид работы, как Проекты? а) да, часто б) да, но редко в) не бывает Проект - творческая работа с конкретным результатом (например, стенгазета, альбом, выставка и т.д.) Проект может выполняться самостоятельно или в группе. а) оформить стенгазету, выставку плакатов б) сделать небольшую справочник в) составить альбом по теме г) составить словарик Здоровья д) _________________________________________________ (твой вариант) 6. Какая тема тебе больше всего интересна? а) Справочник здоровья б) Народные лекарства и рецепты в) «Здоровый 5 «А» г) «Здоровый образ жизни» д) Советы по уходу за собой Есть другие идеи? можешь предложить тему! _____________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ В Инструкции для выполнения группового проекта I. Проект «Healthy way of life and Body Care» Ї Выставка или Стенгазета Этапы работы: · Найти информацию про здоровый образ жизни и о том, как необходимо ухаживать за телом. · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать плакаты. · Подготовить текст (текст для стенгазеты или подписи на плакатах). · Оформить стенгазету или выставку. · Распределить роли для выступления перед другими группами Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик - дайте его на проверку преподавателю или тому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность. II. Проект «Healthy 5A» Ї Справочник Этапы работы: · Найти информацию. (3 блока информации: что такое здоровье, что делают ученики нашего класса, чтобы быть здоровыми, их советы + ваши дополнения). · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать рисунки. · Подготовить итоговый текст, который будет написан в справочнике. · Оформить справочник (это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация на компьютере или вариант вашей группы). · Распределить роли для выступления перед другими группами. Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик - дайте его на проверку преподавателю или тому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность III. Проект «Health and Healthy Life» Ї Карманный словарик Этапы работы: · Найти информацию и подготовить текст для словарика 3 блока информации: 1. Почему важно вести здоровый образ жизни? 2. Найти для каждой буквы английского алфавита 1-2 слова на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» (упражнения, витамины, спорт и т.д.) 3. К каждому слову подписать, почему вы отнесли его в этот словарик (Например: vegetables - It is good for health to eat vegetables) 4. Заключительная фраза в конце словарика (пословица про здоровье, совет или все, что вы придумаете) · Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать рисунки. · Оформить Словарик (это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация на компьютере или вариант вашей группы). · Распределить роли для выступления перед другими группами. Внимание: выступать не должен один человек! Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик - дайте его на проверку учителю или тому, кто знает английский! Чтобы не было двоек за грамотность. Презентация или Защита проекта: (Проект защищают один или несколько участников. В вашем случае - не менее 2 человек). Схема презентации: 1. Название проекта · the project is called… · the name of our project is …. 2. Краткое содержание - о чем проект, что в нем отражено. (Несколько предложений, примеры из текста проекта) · The project (it) is about…. · It tells about… · It is devoted (посвящен) to…. · In our project we tell about…. for example ….. 3. Чем хорош или полезен ваш проект. (Помогает задуматься о своем здоровье, рассказывает о здоровье, в проекте есть полезные советы) · this project is useful because …. · It is good because it can help to …. · It is useful because there are good advice (rules) about …. 4. Ваше отношение к проекту (понравилось делать или нет, было интересно или не было и т.д.) · I liked (disliked) to work at the project because… · The project was interesting / boring because we …. (found new words, made pictures, worked in groups и т.д.) ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета по итогам работы над проектом 1. Понравилось ли тебе работать над проектом? ___________ 2. Если да, то почему? а) интересная тема б) понравилась работа в группе) в) потому что это необычная работа г)______________________________ (твой вариант) 3. Активно ли ты работал (а) в проекте? а) да б) не очень в) нет 4. Хотелось бы тебе сделать еще какой-то проект по английскому? а) да б) нет в) пока не решил (а)
Страницы: 1, 2, 3
|