скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Использование проектной методики на уроках иностранного языка скачать рефераты

p align="left">Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения. [18]

Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

· наглядное представление результата. [11]

К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:

· коммуникативная направленность проектов;

· приоритет групповой работы в проектной деятельности;

· повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.

Выводы по I главе

Обобщая полученные в ходе анализа данные, можно сделать следующие выводы:

· Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.

· Проектная деятельность обладает четко выраженной структурой и отличительными особенностями, среди которых можно отметить соответствие личностным потребностям учащихся, самостоятельность в работе, творческая направленность, ориентация на практический результат и т.д.

· Использование метода проектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловлена спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уроках английского языка в средней школе

Во второй главе нашего исследования проведен анализ опыта работы учителей применяющих метод проектов в педагогической деятельности, а также представлены данные, полученные в ходе педагогической практики. На основе обобщения имеющейся информации об использовании метода проектов на уроках английского языка, выявлены наиболее важные, на наш взгляд, условия эффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку.

2.1. Обобщение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности

С целью опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя:

1. интервью и беседы с педагогами практиками по проблеме использования метода проектов в образовательном процессе;

2. чтение статей об опыте использования проектной методики;

3. анализ продуктов деятельности (стенгазет, плакатов и др.);

4. наблюдение за работой над проектом и др.

В ходе бесед с педагогами гимназии «Новоскул» (Селянова Наталья Александровна, Трофимова Марина Николаевна) удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.

В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.

Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.

Изучение проектов и методических рекомендаций к ним, данных к курсу «Happy English» и «Enjoy English» [24] а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, мы видим, что в своей работе педагоги реализуют основные принципы организации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учет индивидуальности учащихся и принцип кооперации [8], который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.

Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит -- повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.

Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговому результату [25]. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой.

Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями [20]. Степень координации варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.

Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать. В литературе мне встретились следующие модели оценки: экспертная группа старших школьников [25] или экспертная группа лучших учеников [20].

Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами, позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты)) [2]. Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.

Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.

Для опыта работы педагогов гимназии «Новоскул», а также других отечественных педагогов, с работой которых я ознакомилась в журнале «Иностранные языки в школе», характерны как групповые, так и индивидуальные проекты. Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, учителя склоняются к мнению, что максимальная реализация возможностей метода проектов возможна на более старших ступенях обучения (вторая половина средней школы и старшая школа), когда уровень знаний и умений учеников позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением межпредметной информации. Тем не менее, проектная деятельность присутствует на всех этапах обучения: в начальной, средней и старшей школе.

Анализ опыта педагогов, на мой взгляд, подтверждает эффективность проектной методики и ее большие возможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные приемы создания проектных групп, модели презентации и оценки проектов. Имеющиеся теоретические положения, а также обобщенный опыт работы учителей помогли мне в подготовке к использованию метода проектов во время педагогической практики.

2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики

Неоценимой возможностью применить полученные знания в работе, а также познакомиться с проектной методикой в действии мне предоставила педагогическая практика, которую я проходила в гимназии «Новоскул». В рамках практики я работала с 5 классом, моя языковая группа составляла 14 человек. Стоит отметить, что уровень языка и мотивации к учению у детей был разным, что приходилось учитывать в работе.

В течение своей работы я попыталась применить метод проектов в изучении двух тем «Geography and political outlook of the UK» и «Health and Body Care». Свою деятельность я пыталась построить, прежде всего, в соответствии с возрастными особенностями детей и с требованиями к проектной деятельности.

Что касается коллектива, мне приходилось учитывать специфику познавательных процессов пятиклассников, уровень внимания и мотивации. В этом году дети только перешли в среднюю школу, им было тяжело долго концентрировать внимание, требовались различные игровые элементы и другие методы привлечения внимания. Плюс ко всему, группа не отличалась дисциплиной, так что приходилось тратить дополнительное время на создание нужной обстановки.

Первый опыт проектной работы представлял собой индивидуальный проект «If I want to be…» ученикам предлагалось выбрать, кем бы они хотели стать в будущем или выбрать героя и написать 10 правил или шагов для достижения цели, например «If I want to be a teacher I should be clever». Целью проекта было познакомить учеников с основами технологии, и также отработать грамматическую конструкцию Этот проект выполнялся в качестве домашнего задания. Я предлагала ученикам консультативную помощь во внеурочное время. Результаты были оформлены в качестве своеобразных памяток (Приложение А).

Затем в ходе работы над темой «Health and Body Care» я запланировала групповые проекты. Перед тем как приступить к проектной деятельности, ребятам было предложено заполнить анкету (Приложение Б) с общими вопросами об их отношении к урокам иностранного языка, а также с вопросами по проекту, чтобы выбрать наиболее подходящие формы работы.

Результаты анкеты показали, что из 14 человек лишь 8 нравится заниматься иностранным языком - 5 человек ответили «Не совсем», «50 на 50» и т.д. Зато все участники опроса написали, что любят работать в паре или группе, что послужило для меня дополнительным стимулом к организации проектной деятельности.

На основе ответов анкеты и обсуждения в классе были выбраны три темы проектов:

· «Healthy way of life and Body Care» Ї оформление стенгазеты;

· «Healthy 5A» Ї создание справочника;

· «Health and Healthy Life» Ї создание карманного словарика.

Затем учащиеся поделились на группы на основе выбранных тем. Я подготовила ребятам инструкции для выполнения проекта (Приложение В) и провела презентацию технологии работы над проектом, где рассказала, как этапы должны быть в их работе, как распределять обязанности и как презентовать проект.

Работа ребят осуществлялась во внеурочное время, а также в ходе уроков, где проектам отводилась половина или треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где ребята презентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности и отвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками совместно. В конце урока я предложила ребятам заполнить еще одну анкету по итогам проекта (Приложение Г) и поставила оценки.

Из 13 респондентов все ответили, что им понравилось работать над проектом, в том числе из-за интересной темы или работы в группе. Судя по ответам ребят, активность в группах была разной: 7 человек на вопрос «Активно ли ты работал над проектом» выбрали вариант «да», остальные ответили «не очень».

Положительным моментом в анкете я считаю то, что из 13 человек 9 положительно ответили на вопрос о желании поработать над другими проектами по английскому языку. На мой взгляд, уже это можно считать небольшим успехом в использовании проектной методики.

В ходе практики я определила некоторые проблемные моменты в организации работы над проектами в средней школе.

Прежде всего, они были связаны с языковым общением. Пятиклассникам не хватало словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так что значительная часть общения строилась на родном языке.

Кроме того, мне было приходилось контролировать процесс работы в группах, так как ребята часто отвлекались и предоставляли всю работу своим «активным» одноклассникам.

Еще одна проблема была связана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственно влияли на ход работы. Я сделала выводы, что в моем классе еще недостаточно сформировано умении работать в команде и требуется дальнейшая работа в этом направлении.

Наиболее проблематичным было то, что приходилось буквально «втискивать» проектную работу в учебный план. Ребятам было явно недостаточно 20 минут урока для оформления проекта и консультирования. К тому же из-за лимита времени (в 5 классе у детей только 1 рок английского языка в день) не удалось уделить должное внимание этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит защита проектов, оппонирование, рефлексивный анализ проделанной работы и результатов.

Тем не менее, проектную работу в ходе педагогической практики я могу считать удачной, так как в основном ребята справились с заданиями, в ходе работы ученики прошли все основные этапы, и каждый ученик сделал хотя бы небольшой вклад в работу. Положительным был тот факт, что в презентации проектов участвовали все ученики, и каждый высказался по выбранной теме.

Анализируя проделанную работу и увиденные проблемы, я попыталась определить условия эффективности метода проектов, соблюдение которых, поможет улучшить работу и избежать дальнейших ошибок.

2.3. Условия эффективности использования метода проектов в обучении английскому языку в средней школе

Изучение условий эффективности метода проектов остается до некоторой степени открытым вопросом, прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения технологии в педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе обращаются к вопросу факторов и условий его эффективного применения.

В своем исследовании я попыталась рассмотреть указанный метод в связи со спецификой учебного предмета и определить условия эффективности использования проектной методики, характерные для обучения иностранному языку в средней школе.

Опираясь на анализ информации, полученной в ходе практики и в беседах с педагогами, я решила, прежде всего, обратиться к такой важной составляющей реализации метода проектов в учебном процессе, как роль учителя в проектной деятельности, его цели задачи и характер педагогического общения.

Как утверждают преподаватели, роль педагога очень важна именно на подготовительном этапе. Анализ особенностей коллектива, выработка модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также создание творческой, непринужденной атмосферы значительно повышают мотивацию учеников на работу в проекте, их нацеленность на успех и желание применять полученные знания.

Страницы: 1, 2, 3