скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Использование интернета в обучении иностранному языку скачать рефераты

зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его "фокусирующими" деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение - читать её или нет. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объёмом языкового материала. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуацию просмотра. Конечно, работая непосредственно с Интернет, ученики также могут найти огромное количество аутентичных материалов для чтения по изучаемой теме. [35] В связи с этим возможны задания типа:

по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;

по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);

по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст.

Следует отметить, что при использовании Интернет на уроке, учитель может предоставить учащимся возможность изучить огромное количество материала (письма, фотографии, различные рекламы, объявления и т.д.) непосредственно связанного с определённой темой, в том числе страноведческого характера, что способствует формированию у детей представления о культуре страны изучаемого языка.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информации. Для такого чтения учитель может до урока в медиатеке школы или со своего домашнего компьютера, если таковой имеется, подобрать тексты для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей. Затем, на уроке учителю нужно будет только раздать адреса Интернет-текстов или если нет возможности работать на уроке с компьютером - распечатать эти тексты. [26]

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нём основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. При обучении данному виду чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

Прочитав текст, определить какие вопросы задеты по данной теме.

Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и т.д.

Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном языке.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 - 30% избыточной, второстепенной информации. Что касается Интернет, то, обладая огромным количеством разнообразного материала, остаётся незаменимым помощником при обучении ознакомительному виду чтения.

Изучающее чтение предусматривает максимально точное и полное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Изучающее чтение - внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. [15; 129]

Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом "изучения" при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материала. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчётливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путём анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. При обучении этого вида чтения подойдут следующие упражнения:

Постарайтесь понять значения выделенных слов по контексту; проверьте себя по словарю.

Прочитайте предложение (абзац) и найдите слова, подтверждающие, что речь идёт о …

Прочитайте абзац и выпишите все глаголы с предлогами, обозначающими движение (время действия, место действия)

Тем не менее, также не стоит забывать о том, что при работе с текстами для изучающего чтения выделяется трехчастная структура работы (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Тем не менее, процент такой работы с Интернет будет меньше, т.к изучающее чтение предполагает продолжительную работу с текстом, а в наше время процесс обучения направлен на сохранение здоровья детей. В то же время Интернет может стать для учителя неиссякаемым источником текстов для изучающего чтения.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определённых данных (факторов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Просмотровое чтение предполагает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определённой проблеме. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации в Интернете, как правило, осуществляется по указаниям преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. [13]

Таким образом, если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, то учителю также следует подыскать подходящие тексты в сети заранее. Чтение таких текстов лучше давать ребятам как домашнее задание, чтобы на уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного. На уроке учитель организует деятельность учащихся в соответствии со спецификой данного вида чтения.

Незаменимым помощником в плане овладения умением чтения является онлайновая газета. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.

BBC World Service предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.

ABC News сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.

CNN World News также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK). The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками. [38]

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать Интернет - статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и письма, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. [18; 5-11]

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. С помощью Интернет учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий. [39] Т. е. Интернет может в полной мере обеспечить нас текстовой информацией.

Также одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь [9; 18-22]. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Долгие годы письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. [37]

Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Интернет не развивает навык письма напрямую, а можно только найти ряд упражнений и правил по отработке техники письма. [29; 18-36] Вот эти упражнения.

Первая группа упражнений включает написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец, что характерно для начальных классов. Например, написать поздравление своему любимому учителю на иностранном языке.

Вторая группа - это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, план, логическая схема) и вербально - изобразительных (картина, фотография, фразы, выражения). Используются в основной школе. Например, Описать картину по плану.

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без опоры на вербальные элементы. Например, написать эссе по данной проблеме.

В этом могут помочь некоторые услуги Интернет: электронная почта, различные форумы и чаты.

Итак, с помощью Интернета можно успешно осуществлять эффективное обучение продуктивным видам иноязычной речевой деятельности - письму и чтению. [9; 18-22]

2.2 Интернет в обучении устным видам речевой деятельности

Индивидуальное иноязычное говорение одного ученика и слушание его другим ещё не означает, что перед нами пример подлинного парного общения как типичного межличностного взаимодействия. [2; 2]

Основная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. [22; 5]

Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудированием. Понятия "аудирование" и "слушание" не синонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звучащей речи, а аудирование - это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий ещё слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Учителя английского языка с грустью констатируют, что многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности с восприятием речи носителей языка на слух. Формирование навыка аудирования - один из способов решения данной проблемы. [3; 44]

Проблема заключается в том, что не очень просто найти качественные материалы для этих заданий. Конечно, можно покупать пособия типа книга + аудиокассета уважаемых Британских издательств, но эти книги довольно дороги и найти их можно в основном в крупных городах. Где же в таком случае могут найти такие материалы учителя небольших городов, посёлков, сельских школ? В решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителей языка (в том числе и профессиональных актёров) в виде звуковых файлов и текстов к этим звуковым фрагментам в виде текстовых файлов. В этом случае учитель или методист имеет возможность переписать звуковой фрагмент на аудиокассету и распечатать текст. Далее этот материал можно использовать в любой форме для подготовки к урокам. Кроме того, имеется возможность устанавливать контакты через Интернет с актёрами и авторами страничек. На некоторых из них авторы и дикторы просят оценивать их работы, высылать замечания, комментарии, критику и могут даже начитать какое-нибудь произведение по просьбе посетителей их сайтов.

Грамотное использование аудиоматериалов может значительно способствовать подготовке слушателей к ситуациям реального общения и снять возможные трудности. Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. В этом случае аудирование является средством обучения. [4; 15]

Аудирование - очень сложный вид речевой деятельности и, соответственно, содержит в себе некоторые трудности.

Рассмотрим трудности, связанные с условиями восприятия:

1) однократность и кратковременность предъявления информации, что требуют от слушающего быстрой реакции при восприятии звучащего текста;

2) мы не в состоянии что-либо изменить, не можем приспособить речь говорящего под свой уровень понимания (у каждого человека свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями);

3) темп, задаваемый говорящим. Средний темп английской речи 250 слогов в минуту. [8; 5]

При обучении аудированию преподаватель ориентируется на речевой опыт учащегося, корректирует его и выбирает соответствующую структуру работы с аудиотекстом.

Знание выше перечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно, и создать, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения. [11]

Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков. Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. [32] Речевые упражнения представляют собой управляемую речевую деятельность, обеспечивающие практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей. [34]

Приведём некоторые упражнения:

Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение.

Прослушайте несколько глаголов и назовите те, которые употреблены в простом прошедшем времени.

Озаглавить прослушанный текст.

Разбить аудиотекст на смысловые куски.

В тех случаях, когда школа располагает возможностью копировать звуковую информацию из сети, можно использовать аутентичную информацию для совершенствования умений аудирования. Необходимо только иметь в виду, что практически любой текст для аудирования нуждается в некоторой обработке, адаптации за счет его возможного сокращения. Кроме того, текст может содержать некоторое количество незнакомых для данной группы учащихся слов, которые трудно понять даже из контекста. Эти слова лучше заранее выписать и, если они значимы для дальнейшей работы, объединить их в словосочетания и записать на магнитофон в виде двухтактного паузированного упражнения, чтобы ребята смогли привыкнуть к их звучанию, узнавали на слух и правильно произносили. Дальнейшая работа организуется обычным образом по замыслу учителей. Важно привлекать для дискуссий на уроке живые высказывания носителей языка, полученные из разных ресурсов Интернета. [19]

Страницы: 1, 2, 3, 4