Теория финансов и управление финансами
б) от областных исполнительных комитетов -- материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Совета- ми депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отче- ты об их исполнении.
Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:
ограничивать и приостанавливать финансирование расхо-дов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного по-лучения указанных средств либо использования не по целевому назначению;
вкладывать свободные средства республиканского бюдже-та в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бума-ги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организаци-ям в соответствии с законодательством;
давать обязательные для выполнения всеми банками рес-публики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;
взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целево-му назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджет-ным ссудам и проценты по займам;
расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до при-нятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
проводить проверки соблюдения порядка аудиторской де-ятельности аудиторами, работающими на основе индивидуаль-ного предпринимательства, и аудиторскими организациями;
осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.
В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения -- Главные управле-ния и управления. На низовом уровне Министерство осущест-вляет свои функции через региональные, областные финансо-вые управления, а в районах и городах -- через районные и го-родские финансовые отделы. Характерная особенность управ-ления в системе Минфина -- двойное подчинение его республи-канских и местных органов. Так, например, областные финан-совые управления подчиняются одновременно областным орга-нам власти и Министерству финансов.
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспече-нием правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
разработка предложений по совершенствованию налого-вого законодательства и работы налоговых органов;
подготовка налоговых соглашений с другими государства-ми, осуществление связей с их налоговыми службами и изуче-ние опыта их работы;
принятие нормативных правовых актов о порядке исчис-ления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по нало-гам и сборам осуществляет следующие функции:
контролирует соблюдение налогового законодательства;
организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
разрабатывает в пределах своей компетенции предложе-ния по совершенствованию налоговой политики, законода-тельства о налогах и предпринимательстве;
проводит разъяснительную работу по применению зако-нодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-тивные правовые акты по вопросам, входящим в его компетен-цию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления
уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекции, входящих в его структуру;
* обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Мини-стерства и его налоговых инспекций утверждается министром.
Органом управления финансами является Государствен-ный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейши-ми его функциями являются:
участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
принятие мер по защите прав и интересов граждан, пред-приятий, учреждений и организаций при осуществлении тамо-женного дела;
обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
защита экономических интересов страны;
применение средств таможенного регулирования торго-во-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен-ных платежей;
участие в разработке и реализации мер экономической по-литики в отношении товаров, перемещаемых через таможен-ную границу страны;
обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в раз-работке международных договоров, затрагивающих таможен-ное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, меж-дународными организациями, занимающимися вопросами та-моженного дела;
реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы тамо-женных органов и др.
Управление финансами в отраслевых министерствах, госу-дарственных комитетах осуществляют финансовые управле-ния (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение та-ких функций, как:
* составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;
проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, по-вышению рентабельности и максимальному увеличению де-нежных накоплений на подведомственных предприятиях;
контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и слу-жащими;
финансирование подведомственных предприятий и уч-реждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.
В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред-приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсут-ствии -- другие экономические службы (в частности, бухгалте-рии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансо-вые управления (отделы) министерств и ведомств, но в преде-лах конкретного предприятия.
Необходимо отметить, что финансовый аппарат как орган управлении финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мо-билизации финансовых ресурсов любого предприятия, минис-терства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финан-совых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.
Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реа-лизации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государст-венной собственности, поддержке рыночных структур. Одно-временно финансовый аппарат -- это и бюрократический аппа-рат. После распада СССР в Российской Федерации и Респуб-лике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в облас-ти налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны -- тщательно просчитывать все решения, изу-чать опыт ведущих стран мира и соседних государств.
В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государствен-ными органами. Так, в Италии его проводят четыре государ-ственных органа: казначейство (государственные расходы и фи-нансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство
бюджета (составление государственного бюджета и ко-ординирование финансовых ресурсов); министерство внутрен-них дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведом-ству по финансам и федеральному управлению государствен-ным долгом -- органам, подчиненным федеральному министер-ству финансов. В Великобритании государственным управле-нием финансами занимается казначейство, а в США -- минис-терство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).
Общее управление финансами в этих странах находится в ведении высших законодательных органов власти -- парламен-тов: в ФРГ -- бундестага, во Франции -- национального собра-ния, в Великобритании -- парламента, в США -- конгресса.
Вопрос 3: Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права.
3.1. Министерство финансов РБ.
1. Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
2. Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.
3. Основными задачами Минфина являются:
3.1. проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
3.2. обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
3.3. разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
3.4. эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
3.5. участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
3.6. контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
3.7. государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
3.8. формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
3.9. проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
3.10. осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
3.11. государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
3.12. государственное регулирование аудиторской деятельности.
4. Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:
4.1. осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
4.2. организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г. Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
4.3. участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
4.4. разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
4.5. разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;
4.6. на основе расчетных показателей бюджетов областей и г.Минска определяет нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в бюджеты областей и г.Минска, исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих отчислений в установленном порядке;
4.7. осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
4.8. проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
4.9. определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
4.10. обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;
4.11. осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
4.12. регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
4.13. анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
4.14. анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
4.15. организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
4.16. осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
4.17. управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
4.18. формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|