Теория финансов и управление финансами
Теория финансов и управление финансами
1
Содержание.
Содержание……………………………………………………стр. 1
Введение……………………………………………………….стр. 2
Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами….. стр. 5
Вопрос 2: Органы управления финансами…………………..стр. 9
Вопрос 3: Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права…………..стр. 17
3.1. Министерство финансов РБ………… стр. 17
3.2. Министерство по налогам и сборам РБ…… стр. 40
3.3. Примечание……………………………. стр. 53
Заключение………………………………………………………стр. 54
Список литературы……………………………………………...стр. 55
Введение.
Одна из характерных черт экономических отношений - прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.
Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель полагает через какое-то время не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т.е. решение дилеммы - выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах будущих поступлений от инвестиции.
Любое инвестиционное решение основывается на: а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности; б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих поступлений от реализации проекта.
Концепция предпринимательского и финансового риска состоит в том, что перспективное решение финансового характера имеет стохастическую природу, являясь, следовательно, субъективным, а степень его объективности зависит от разных факторов, включая точность прогнозируемой динамики денежного потока, цены источников средств, возможности их получения и др. В основе таких оценок лежат статистические данные.
Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность проблемы состоит еще в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь стохастическую природу.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база. Уровень объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы труда.
Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами.
Управление представляет собой совокупность приемов и ме-тодов целенаправленного воздействия управляющего субъекта I управляемый объект с целью достижения определенного как правило, положительного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени управлении»1. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем оно испытывает -большое влияние со стороны государства в лице его органов управления. Точно так же управление финансами -- это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе -- финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов в) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.
Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.
В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений (о ней речь пойдет в следующем параграфе) выделяют две сфе-ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) обще-государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен-ные субъекты управления, такие как финансовые службы хо-зяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые ин-спекции, представительства в сфере государственного страхо-вания и др. Совокупность всех организационных структур, осу-ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар-ственного аппарата управления народным хозяйством.
Управление финансами -- понятие комплексное. Оно пред-полагает, что государство использует финансы в качестве ин-струмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова-ний на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.
Посредством финансов или финансового механизма можно существенно влиять и на качественные показатели работы хо-зяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.
Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ-ляются различные виды денежных отношений, централизован-ные и децентрализованные фонды денежных средств. В управ-лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле-менты, как планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто-ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ-екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис-пользования. Соответствующие управленческие решения в про-цессе планирования принимаются на основе анализа финансо-вой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее оп-ределять конечные результаты. Финансовая информация бази-руется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчет-ности.
Оперативное управление представляет собой комплекс ме-роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель -- получение максимального эффекта от перераспределения фи-нансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фи-нансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необ-ходимых мероприятий, а также устранения возможных затруд-нений на отдельных участках финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ре-сурсы, кредиты банков и др.
Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управле-ния. Он призван обеспечить полное и своевременное поступле-ние денежных средств в централизованные и децентрализован-ные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование.
В теории финансов различают: а) стратегическое, или об-щее, управление; б) оперативное управление. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про-грамм и др. Это обязанность органов государственного и хозяй-ственного управления -- парламента, Администрации Прези-дента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сбо-рам Республики Беларусь и др. Оперативное управление фи-нансами является главной функцией аппарата финансовой сис-темы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовы-ми службами предприятий, отраслевых министерств и комите-тов, работниками Министерства финансов, Министерства эко-номики, Министерства по налогам и сборам Республики Бе-ларусь и др.
При выработке управленческих решений финансового ха-рактера (как при стратегическом, так и при оперативном уп-равлении) учитываются требования экономических и юриди-ческих законов, результаты экономического анализа хозяй-ственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математичес-кие методы и автоматизированную систему управления финан-сами. Кроме этого, намечаются меры по сокращению админис-тративных методов управления экономикой и финансами.
Необходимо отметить, что управление финансами -- про-цесс творческий, постоянно меняющийся, совершенствующий свои приемы и методы ради соответствия тем задачам, которые ставит общество перед экономикой.
Вопрос 2: Органы управления финансами.
Общее управление финансами в Беларуси, России, как, впрочем, и в других странах СНГ, осуществляют высшие зако-нодательные и исполнительные органы государственной влас-ти: парламенты стран, аппараты президентов, правительства. В частности, в Беларуси Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сбо-ры. Президент подписывает законы (в том числе по финансо-вым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.
Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства -- принимать постановления фи-нансового характера, направленные на реализацию принятых законов.
Непосредственное оперативное управление финансами осу-ществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе-ларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало-говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре-зидентом и Правительством Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов страны яв-ляются:
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
разработка предложений по совершенствованию форм фи-нансовых взаимоотношений организаций и граждан с государ-ством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налого-вой политики;
участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолжен-ности;
проведение государственной политики в области страхо-вой деятельности, надзор за страховой деятельностью на терри-тории страны;
регулирование и управление деятельностью других рес-публиканских органов государственного управления в финан-совой сфере и др.
В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:
осуществляет методическое руководство бюджетно-финан-совой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансо-во-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
организует работу по составлению проекта бюджета, еже-годно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на оче-редной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Со-вет Министров страны;
участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогно-зов экономического развития государства, его платежного ба-ланса;
разрабатывает и определяет порядок и сроки формирова-ния и исполнения федерального (республиканского) бюджета;
ведет деятельность, связанную с совершенствованием на-логового законодательства страны, а также подготовкой проек-тов международных соглашений по вопросам налогообложения;
определяет порядок финансирования расходов, предусмот-ренных бюджетом;
обеспечивает исполнение республиканского бюджета, рас-писывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республикан-ского бюджета с бюджетами областей;
управляет средствами, находящимися на счетах казна-чейства;
участвует в составлении проекта бюджета Союзного госу-дарства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;
определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представи-тельств, а также контроль за соответствием изменений и допол-нений, вносимых в их учредительные документы, законода-тельству и др.
С учетом многочисленных функций, связанных с управле-нием финансами, Министерство финансов Республики Бела-русь наделено большими правами. В частности, оно вправе тре-бовать и получать:
а) от республиканских органов государственного управле-ния и организаций -- информацию об осуществлении бюджет-но-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, а также документы, не- обходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгал-терские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|