скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность и функции налогообложения скачать рефераты

Классификация налогов осуществляется и по другим признакам. Так, по степени учета финансового положения налогоплательщи-ка прямые налоги подразделяют на личные и реальные. Механизм ис-числения и уплаты личных налогов учитывает платежеспособность и семейное положение физического лица, так как они уплачивают-ся в зависимости от величины дохода (прибыли), полученного пла-тельщиком. Примером личного налога является подоходный налог с граждан. Реальными налогами (на дома, торгово-промышленные здания, землю и др.) облагается имущество как физических, так и юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых обсто-ятельств налогоплательщика. Например, налог на недвижимое имуще-ство граждан может составлять некоторую сумму, определяемую его стоимостью, независимо от того, какие доходы получает его владелец.

В зависимости от способов установления налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и рав-ные. К пропорциональным относят налоги, предполагающие уплату одинаковой суммы с каждой единицы обложения.

Ставки прогрессивных налогов возрастают с увеличением едини-цы обложения. Равный налог берется в одинаковой сумме со всех плательщиков. Единственное его преимущество -- простота взима-ния. В настоящее время применяются в основном пропорциональные и прогрессивные формы налогообложения; равные налоги (например, подушный) широко применялись в средние века, сейчас же считаются устаревшей формой.

В зависимости от того, какому уровню государственной влас-ти предоставлено право установления, взимания и распределения налогов, они делятся на общегосударственные (в федеративном госу-дарстве -- федеральные), региональные и местные.

В зависимости от установленного порядка использования на-логи подразделяются также на общие и специальные. Общие налоги не имеют особого предназначения и могут быть использованы для покрытия любых видов расходов государственного и местного бюд-жетов, специальные налоги взимают для целевого финансирования некоторых заранее определенных затрат.

По экономическому содержанию объекта налогообложения выде-ляют пять групп налогов: на имущество; на использование различных ресурсов (земли, воды, полезных ископаемых и т. д.); на доход или прибыль; на различные действия -- юридические и хозяйственные акты, финансовые операции, реализацию продукции и т. д.; прочие (например, на потребление: НДС, акцизный сбор, таможенные пошли-ны; местные: на рекламу, гостиничный сбор, курортный сбор и др.).

По субъектам налогообложения различают налоги:

- взимаемые с юридических лиц;

- взимаемые с физических лиц;

- смешанные (и с юридических, и с физических лиц).

2. Виды и общая характеристика налогов, платежей и сборов

Изъятие в пользу общества государством определен-ной части валового внутреннего продукта в виде обязатель-ных платежей и взносов определяет сущность налога.

Налог представляет собой индивидуально бесплат-ный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанав-ливаются на основе актов Верховного Совета Украины или совета местного управления.

Обязательный взнос в Государственный целевой фонд является обязательным безвозвратным целевым платежом, который вносится для формирования централи-зованных денежных фондов государства.

Сборы и прочие обязательные платежи представ-ляют собой обязательные безвозвратные платежи в бюджет или государственные целевые фонды, которые имеют пла-тежный или компенсационный характер или вносятся в свя-зи с предоставлением плательщику сбора определенной услуги или определенных прав.

Все налоги, сборы и другие обязательные платежи формируют бюджетную систему Украины.

В Украине разделяют две группы налогов, отличаю-щихся подчиненностью:

- общегосударственные налоги, сборы и другие обяза-тельные платежи;

- местные налоги и платежи.

В соответствии с Законом Украины «О системе на-логообложения» от 25. 06. 1991 г. № 1251-XII, с после-дующими изменениями и дополнениями, к основным ви-дам общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей в Украине относятся:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизный сбор.

3. Налог на прибыль предприятия.

4. Налог на доходы физических лиц.

5. Государственная пошлина.

6. Налог на землю.

7. Сбор в Государственный инновационный фонд.

8. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

9. Налог на промысел.

10. Сбор на специальное использование природных ресурсов.

11.Сбор на геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

12. Сбор за загрязнение окружающей среды.

13. Сбор на обязательное социальное страхование.

14. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

15. Сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ли-квидации последствий Чернобыльской катастрофы и соци-альной защите населения.

16. Плата за торговый патент на некоторые виды пред-принимательской деятельности.

17. Фиксированный сельскохозяйственный налог.

18. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

19. Гербовый сбор.

20. Единый сбор, который уплачивается в пунктах про-пуска через государственную границу Украины.

21. Пошлина.

Сельскими, поселковыми, городскими советами уста-навливаются местные налоги и сборы. Областными сове-тами устанавливаются сборы за проезд по территории при-граничных областей автотранспорта, направляющегося за границу.

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог с рекламы.

2. Коммунальный налог.

3. Рыночный сбор.

4. Гостиничный сбор.

5. Сбор за парковку автотранспорта.

6. Курортный сбор.

7. Сбор за проезд по территории Автономной Респуб-лики Крым и приграничных областей движущегося за грани-цу автотранспорта.

8. Сбор за разрешения на размещение объектов тор-говли и сферы услуг.

9. Сбор за осуществление зарубежного туризма.

10. Сбор за выдачу ордера на квартиру.

11. Сбор за право использования местной символики.

12. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.

13. Сборы за предоставление земельных участков для строительства объектов производственного и непроизвод-ственного назначения, индивидуального жилья и гаражей в населенных пунктах[5; c. 31].

С целью привлечения в местные бюджеты дополнитель-ных средств для финансирования разовых целевых соци-альных мероприятий на определенной территории с учетом мнения населения, органы местного самоуправления имеют право применять самоналогообложение с учетом дейст-вующего законодательства в Украине.

Косвенные налоги (налоги на потребление) в современных нало-говых системах представлены универсальными, индивидуальными (специфическими) акцизами и таможенными пошлинами.

Универсальными акцизами называются налоги с оборота, которы-ми облагается любой оборот товаров (продажи, поставки, покупки), а также налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложе-ния с оборота является валовой оборот торгового или промышлен-ного предприятия. При обложении валового оборота на всех этапах движения товара возникает кумулятивный эффект. В налогооблагаемый товарооборот попадают суммы налогов, уплаченные при по-купке товаров производственного назначения. Таким образом, налог взимается не только с оборота товаров, но и с налогов, ранее упла-ченных по счетам-фактурам.

Налог на добавленную стоимость также взимается на всех этапах движения товаров, но благодаря тому, что объектом налогообложе-ния является добавленная стоимость (т. е. вновь созданная данным хозяйствующим субъектом), кумулятивный эффект в данном случае отсутствует.

Показатель добавленной стоимости можно вычислить как раз-ность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ма-териальными издержками на ее производство, т. е. необходимо от стоимости продаж отнять стоимость закупок. Можно рассчитать добавленную стоимость и как сумму ее составляющих: заработной платы, прибыли, амортизационных отчислений, процентов за кредит, платы за землю и других налогов, которые включаются в затраты на производство. Но метод взимания НДС, используемый в практике на-логообложения, позволяет вычислять налог без предварительного расчета добавленной стоимости:

Выручка х Ставка НДС -- Затраты х Ставка НДС.

Налог на добавленную стоимость используют более чем в 40 стра-нах; особенно он распространен в Европе. Этот налог взимается на каждом этапе производства и обращения товара на основе вновь со-зданной стоимости. Полностью сумма НДС входит в цену товара у ко-нечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость может взиматься либо по еди-ной ставке, либо по нескольким: пониженной -- для товаров и услуг первой необходимости, стандартной -- для большинства товаров и повышенной -- для предметов роскоши, табачных и алкогольных из-делий.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом специфичес-ких (индивидуальных} акцизов, используемых для обложения, как правило, высокорентабельных, монопольных товаров, отдельных пред-метов длительного пользования, предметов роскоши. Иногда в спис-ки подакцизных товаров попадают и товары повседневного пользо-вания (сахар, спички, пиво, минеральная вода и т. п.).

Таможенные пошлины как разновидность налогов на потребле-ние сегодня устанавливаются чаще всего не с целью пополнить до-ходы бюджета (хотя иногда и это имеет место), а защитить внутрен-ний рынок, национальную промышленность и сельское хозяйство. Таможенные пошлины -- это инструмент государственной эконо-мической политики во внешнеторговых отношениях. Они должны способствовать рационализации товарной структуры ввоза товаров, поддержанию соответствующего соотношения ввоза и вывоза това-ров, валютных доходов и расходов, а также созданию условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защите страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Различают следующие виды таможенных пошлин:

- статистические -- для учета экспорта и импорта товаров в условиях свободной торговли; они отличаются низкими став-ками;

- фискальные -- для пополнения доходов бюджета; они име-ют высокие ставки. В современных условиях использование фискальных пошлин ограничивается, так как они препятствуют развитию международной торговли;

- специальные (протекционистские) -- для защиты внутренне-го рынка от конкуренции со стороны некоторых иностранных товаров, аналоги которых выпускаются отечественными произ-водителями;

- преференциальные -- устанавливаются по соглашению между торгующими странами при ввозе товаров, для производства ко-торых прямо или косвенно использовались субсидии; применя-ются для уравновешивания цен на иностранные и отечествен-ные товары с целью исключения конкуренции между ними;

- антидемпинговые -- особые виды пошлин, которые вводятся в случае ввоза товаров по ценам ниже, чем их нормальная цена в стране вывоза, для защиты производства подобных отече-ственных товаров;

- сезонные -- позволяют оперативно реагировать на ввоз и вы-воз сезонных товаров; устанавливаются, как правило, на срок не более шести месяцев[4; c. 66].

Ставки таможенных пошлин либо устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров, либо начисляются в определенном размере за единицу измерения облагаемого товара. Иногда исполь-зуются комбинированные ставки, сочетающие оба подхода.

Устаревшей формой косвенного налогообложения являются фискальные монополии, взимавшиеся при реализации товаров, ус-тановление цен на которые было монополией государства (на алкоголь, соль, табак и пр.). Государство, устанавливая фиксированную розничную цену на определенный товар, получало налог в виде раз-ницы между этой ценой и ценой производства.

К основным прямым налогам, которые применяются во всех стра-нах, относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль пред-приятий, имущественные налоги.

Индивидуальный (личный) подоходный налог является основным для налоговых систем многих стран. Объект налогообложения -- совокупный личный доход плательщиков, включающий в себя зара-ботную плату, доход от индивидуальной предпринимательской дея-тельности и ценных бумаг, прочие доходы. Для взимания этого на-лога используется прогрессивная шкала налогообложения и учиты-вается налогонеоблагаемый минимум доходов. Количество ставок подоходного налога, уровень минимальной, максимальной, промежу-точных ставок и налогонеоблагаемого минимума, состав налоговых льгот определяются законодательством конкретной страны.

Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Для исчисления налогооблагаемой прибыли из дохода предприятия обыч-но вычитаются НДС, акцизы, другие налоги и расходы, относимые на себестоимость. Таким образом, налог на прибыль оказывается за-вершающим с точки зрения последовательности начисления налогов с предприятий. Мировая практика показывает, что по этому налогу используется большое количество льгот в различных формах, на-пример ускоренная амортизация, льгота на инвестиции и научно-ис-следовательские работы, налоговые скидки для поддержки отдельных отраслей, стимулирования развития новых технологий, использова-ния альтернативных видов энергии (солнечной и ветровой энергии в США). Как правило, основой для расчета этого налога служит годо-вая прибыль предприятия, которая указывается в декларации, пред-ставляемой в налоговые органы до окончания годовых расчетов.

К имущественным налогам относят налоги на движимое и недви-жимое имущество предприятий и граждан. Объектами налогообложе-ния могут быть земля, дома, гаражи, транспортные средства, ценные бумаги, другое имущество. Имущественные налоги взимаются в раз-личных формах: как определенная плата от рыночной (инвентариза-ционной) стоимости имущества, налог на прирост капитала (прибыль, полученную при продаже имущества в результате роста его рыноч-ной стоимости), плата за переход права собственности на имущество (налог на наследство, дарение, куплю-продажу ценных бумаг).

Отчисления на социальное страхование относятся к группе специальных поступлений в государственную финансовую систему для целевого финансирования различных видов обязательного госу-дарственного социального страхования, в том числе пенсионного.

В большинстве стран с рыночной экономикой наблюдается рост доли отчислений на социальное страхование в общей сумме налого-вых доходов государства. Как правило, эти отчисления взимаются и с работодателей, и с заработной платы наемных работников. Пропор-ции между взносами работодателей и наемных работников различны; в основном выше доля платежей наемных работников, хотя наблюда-ется тенденция роста удельного веса отчислений на социальное стра-хование с работодателей.

Для работодателей отчисления на социальное страхование носят характер косвенных налогов, так как рассчитываются в зависимос-ти от фонда заработной платы или от числа наемных работников и включаются в издержки производства. Для наемных работников эти отчисления рассчитываются от их личного дохода в виде заработной платы, поэтому, как и подоходный налог, относятся к прямым налогам.

К местным налогам относятся налоги и сборы, установление и взимание которых является прерогативой местных органов власти.

Местные налоги служат источником доходов местных бюджетов, т. е. выполняют прежде всего фискальную функцию. Но они могут быть также инструментом проведения местными властями определенной политики и регулируют те или иные хозяйственные процессы в регио-не[4; c.23].

Местные налоги придают гибкость налоговой системе, так как дают возможность органам местного самоуправления оперативно мобили-зовать средства на финансирование общественных нужд конкретно-го региона. Однако большое количество местных налогов может слишком усложнить налоговую систему, вызвать дополнительные рас-ходы по учету и контролю за их начислением, не обеспечивая суще-ственного пополнения бюджета. Поэтому в ряде стран все налоги (в том числе местные) устанавливаются на государственном уровне, а местные органы самоуправления не могут вводить дополнительные налоги без внесения изменений в общегосударственное законода-тельство. Такой порядок в настоящее время действует и в Украине.

Страницы: 1, 2, 3