скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность и функции налогообложения скачать рефераты

Сущность и функции налогообложения

26

Содержание

Введение

2

1. Сущность и функции налогов

4

1.1 Функции налогов

4

1.2 Принципы налогообложения

5

1.3 Классификация налогов

6

2. Виды налогов

10

2.1 Виды налогов

10

2.2 Характеристика основных видов налога

12

2.2.1 Косвенные налоги

16

2.2.2 Прямые налоги

18

2.2.3 Налоговые льготы

20

3. Пути совершенствования налоговой системы в Украине

22

Заключение

25

Литература

26

Введение

Для существования государства необходимы огромные финансо-вые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных государственных централизованных фондах в основном благодаря функционированию налоговой системы. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или иной степени затрагивают все насе-ление страны, поэтому основные теоретические и практические аспек-ты построения налоговой системы интересуют не только специалис-тов (экономистов, юристов, руководителей всех уровней, предпринима-телей), но и обычных граждан.

Система налогообложения в Украине начала формироваться с 1991 г. Несмотря на неизменность основополагающих принципов и подходов к построению этой системы, изложенных в Законе Украины "О системе налогообложения", она тем не менее постоянно изме-няется: вносятся дополнения, уточнения, поправки. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные со сбором, распределением и использованием налоговых поступлений в Украине, отражают все из-менения государственной финансовой политики, направленные на пре-одоление кризиса и создание эффективной рыночной экономики.

Нестабильность налогового законодательства существенно ус-ложняет как практическую предпринимательскую деятельность, так и изучение налоговой системы студентами. Многочисленные изменения и дополнения, постоянно вносимые в законодательную базу, ведут к быстрому устареванию учебной литературы и требуют постоянного ее обновления.

Цель моей работы - сфор-мулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы. В первой части работы будут раскрыты сущность и функции налогов. Во второй части рассмотрены виды налогов. Третья часть посвящена путям совершенствования налоговой системы в Украине.

Возникновение рыночных отношений в Украине сопро-вождается повышением роли государственного регулиро-вания в управлении экономическими и социальными про-цессами, что в свою очередь повышает значение налогов, сборов и других обязательных платежей, которые обес-печивают государственное воздействие на пропорции общественного воспроизводства. Налоговая политика должна обеспечить раскрепощение производителей, ос-тановить процесс спада производства, стимулировать приоритетные сферы деятельности народного хозяйства Украины.

Налоговая система Украины начала создаваться в 1991 г. и до сих пор находится на стадии формирования и перманентного реформи-рования. Этот процесс не может проходить без учета мирового опы-та и тенденций, связанных с углублением международного разделе-ния труда и увеличением перераспределения капиталов и рабочей силы, способствующих интернационализации налоговых систем раз-ных стран. Это означает, что при сохранении определенных особен-ностей налогообложения в каждой стране у налоговых систем появ-ляется все больше общих черт.

1. Сущность и функции налогов

Изъятие в пользу общества государством определен-ной части валового внутреннего продукта в виде обязатель-ных платежей и взносов определяет сущность налога.

Налог представляет собой индивидуально бесплат-ный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанав-ливаются на основе актов Верховного Совета Украины или совета местного управления.

Основными функциями налогов считают фискальную и регулиру-ющую.

Изначально налоги во всех государствах вводились в целях вы-полнения фискальной функции, т. е. обеспечения государства источ-никами денежных средств для финансирования государственных рас-ходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регули-рования социально-экономических процессов, и налоги стали выпол-нять регулирующую функцию, т. е. оказывать влияние на воспроиз-водство (стимулировать или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населе-ния) и способствовать решению различных социальных задач (таких, как защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществле-ние эффективной демографической политики). Поскольку регулиру-ющая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т. д.

Иногда наряду с перечисленными выделяют также распредели-тельную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме специфической (фискальной) функции выполняют и общие функции финансов (распределительную и контрольную).

Вопрос о том, насколько эффективно государство может исполь-зовать регулирующую функцию налогов, является одним из централь-ных в теории налогообложения. История развития теорий налогов -- это история борьбы двух основных направлений в экономической те-ории -- монетаризма и кейнсианства.

Приверженцы монетарных методов, к которым относились также основоположники классической политэкономии и теории налогов А, Смит и Д. Рикардо, считали, что налоги в основном должны выпол-нять фискальную функцию и быть нейтральными относительно эко-номических процессов. Кейнсианцы отстаивали необходимость усиле-ния государственного регулирования экономики с помощью финан-совых регуляторов, в том числе налогов.

На различных этапах экономического развития при проведении налоговых реформ приоритетными становились то монетарные, то кейнсианские подходы к совершенствованию налогообложения.

В настоящее время, пожалуй, никто не отрицает необходимости ис-пользования налогов в качестве финансовых регуляторов; идет поиск интеграции неоклассических (монетаристских) и кейнсианских моде-лей, создания новой теории налогов, которая вобрала бы в себя поло-жительные элементы различных направлений финансовой науки, раз-работанных в прошлом.

Принципы налогообложения, которые впервые были сформулиро-ваны А. Смитом в его классической работе "Исследование о приро-де и причинах богатства народов" и с которыми впоследствии, как правило, соглашались ученые, развивавшие теорию налогов, сводятся к четырем понятиям: всеобщность, справедливость, определенность, удобность.

В подробном изложении А. Буковецкого эти принципы формули-руются так:

1. Подданные каждого государства обязаны поддерживать его по возможности в соответствии со своими средствами, т. е. в зависимости от доходов, которые они получают под охраной го-сударства.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, дол-жен быть определен точно, а не произвольно. Время и размер уплачиваемого налога, способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и кому-либо другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким спосо-бом, которые удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен извлекать из кармана населения воз-можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Эти общие принципы налогообложения постепенно расширялись, трансформировались под влиянием социально-экономических и поли-тических преобразований, которые происходили в мире. В настоящее время они в основном сводятся к следующему:

- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня его доходов. Доход, оставшийся после уплаты налогов, должен обеспечивать ему нормальное развитие;

- необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до-ходов носило однократный характер. Многократное обложе-ние доходов или капитала недопустимо;

- налоги должны быть обязательными. Налоговая система не должна оставлять у налогоплательщика сомнений в неизбежно-сти платежа;

- процедуры расчета и уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономич-ными для учреждений, собирающих налоги. Следует стремиться к минимизации расходов на взимание налогов;

- налоговая система должна обеспечивать рациональное пере-распределение части создаваемого валового внутреннего про-дукта (ВВП) и быть эффективным инструментом государствен-ной экономической политики;

- налоги могут использоваться как финансовые регуляторы с це-лью установления оптимального соотношения между доходами работодателей и наемных работников, между средствами, кото-рые направляются на потребление и накопление;

- необходимо обеспечивать стабильность налогообложения;

- ставки налогов не должны изменяться в течение довольно дли-тельного периода. Вместе с тем налоговая система должна быть адекватна конкретным этапам экономического развития страны; это достигается осуществлением налоговых реформ, обеспечивающих эволюцию налоговой системы;

- нельзя допускать индивидуального подхода к конкретным на-логоплательщикам при установлении налоговых ставок и при-менении налоговых льгот. Налогообложение должно быть дос-таточно универсальным, обеспечивать одинаковые требования и одинаковый подход к плательщикам, с одной стороны, и ра-зумную дифференциацию ставок и использование налоговых льгот -- с другой.

Налоги можно классифицировать по различным признакам.

Издавна по методу установления налогов их начали подраз-делять на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов -- потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену то-варов (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на по-требление.

Критерий переложения налога на потребителя для признания его прямым или косвенным впоследствии был признан неточным, по-скольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переложены на потребителей продукции или услуг через механизм роста цен, а бремя косвенных налогов, напротив, не всегда полностью перекладывается на потребителя, если спрос на реализуемые товары оказывается достаточно эластичным и объем реализации уменьшает-ся при повышении цены. Поэтому для разделения налогов на прямые и косвенные перестали использовать критерий переложения.

В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление -- к кос-венным.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для платель-щиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бре-мени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому невзирая на справедливость прямых налогов налоговая система не может ог-раничиться только ими.

Поскольку косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвер-гаются критике, -- регрессивный характер, или обратно пропорцио-нальная зависимость от платежеспособности потребителей. Вслед-ствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массово-го потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на при-обретение продуктов питания и других товаров первой необходи-мости.

В связи с тем что структура потребления у различных слоев насе-ления значительно различается, принцип справедливого налогообло-жения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установ-ление более высоких налогов только на товары не первой необходи-мости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и со-кращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невы-сокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так как при от-носительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой за-висимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они вос-принимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого (табл. 1.).

Таблица 1.

Особенности косвенных и прямых налогов

Показатель

Косвенные налоги

Прямые налоги

Сложность определения налоговых обязательств

Относительно простые расчеты

Относительно сложные расчеты

Реакция налогоплательщиков

Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов

Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан

Характер налогообложения

Относительно регрессивное

Относительно прогрессивное

Возможность переложения налогов

Большая

Меньшая

Страницы: 1, 2, 3