Планирование и распределение прибыли
В этой ситуации, казалось бы, логично предположить рез-кое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на произ-водство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных за-трат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлурги-ческая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес сто-имости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально ус-таревшего оборудования [19].
В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости до-бычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие уве-личения объемов добычи.
В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализа-ции продукции, определяемые спросом, уровень себестоимос-ти, но без ущерба для качества потребительских товаров.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приво-дит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
Остатки нереализованной продукции образуются по сле-дующим причинам:
* часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, под-готовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной вели-чины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.
Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые вы-пускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к про-дукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;
* остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определен-ных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная пред-оплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;
* часть товаров отгруженных не оплачена в срок поку-пателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предпри-ятию все же следует работать в направлении получения до-ходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить ком-мерческий кредит;
* продукция отгружена и получена покупателем, но пос-ледний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наи-более вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки [12].
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, свя-занные с выбытием основных фондов, не оказывали замет-ного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного обо-рудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвоз-мездная передача основных средств предприятию, не отно-сятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.
Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицатель-ным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения эко-номической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой про-дукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для заплани-рованного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.
Прибыль может быть получена от реализации нематери-альных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для ис-числения прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных акти-вов с учетом расходов по их доведению до состояния, в ко-тором они способны приносить доход.
Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать цен-ные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложе-ние средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.
В составе внереализационных операций наиболее доход-ными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предпри-ятия. Конкретные направления и структура финансовых вло-жений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективнос-ти. Непрофессиональный подход к этому вопросу может при-вести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в нелик-видные ценные бумаги. В настоящее время практически ни-какие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвес-тициям очень взвешенно.
Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертифика-тов, и процентная ставка налога с полученных доходов [12].
Важнейшим вопросом управления процессом формиро-вания прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является макси-мизация доходов, что позволяет обеспечивать финансиро-вание большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой при-были. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых нало-гов в рамках действующего законодательства, предотвраще-нием непроизводительных выплат.
Практическая часть
1. Рассчитать и распределить амортизационные отчисления (табл. 1).
Таблица 1
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
№ стр.
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
1
|
Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года
|
22420
|
|
2
|
Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов
|
6517,58
|
|
3
|
Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов
|
825,92
|
|
4
|
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах)
|
2780
|
|
5
|
Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) - всего
|
25331,67
|
|
6
|
Средняя норма амортизации, %
|
14,5
|
|
7
|
Сумма амортизационных отчислений - всего
|
3673
|
|
8
|
Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы
|
3673
|
|
|
2. Рассчитать смету затрат на производство продукции (табл. 2).
Таблица 2
Смета затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью
№ стр.
|
Статья затрат
|
Всего за год, тыс. руб.
|
В т.ч. на IV квартал, тыс. руб.
|
|
1
|
Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)
|
9650
|
2413
|
|
2
|
Затраты на оплату труда
|
16800
|
4200
|
|
3
|
Амортизация основных фондов
|
3673
|
918
|
|
4
|
Прочие расходы, всего
|
7132
|
1783
|
|
|
в том числе
|
|
|
|
5
|
а) уплата процентов за краткосрочный кредит
|
87
|
22
|
|
6
|
б) налоги, включаемые в себестоимость
|
6741
|
1685
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
7
|
социальный налог (35,6 %)
|
5981
|
|
|
8
|
прочие налоги
|
760
|
180
|
|
9
|
в) арендные платежи и другие расходы
|
304
|
76
|
|
10
|
Итого затрат на производство
|
37255
|
9314
|
|
11
|
Списано на непроизводственные счета
|
425
|
106
|
|
12
|
Затраты на валовую продукцию
|
36830
|
9208
|
|
13
|
Изменение остатков незавершенного производства
|
-155
|
-39
|
|
14
|
Изменение по остаткам будущих периодов
|
-27
|
-7
|
|
15
|
Производственная себестоимость товарной продукции
|
37012
|
9254
|
|
16
|
Расходы на продажу
|
1215
|
308
|
|
17
|
Полная себестоимость товарной продукции
|
38227
|
9562
|
|
18
|
Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)
|
81250
|
20310
|
|
|
3. Определить объем реализуемой товарной продукции и прибыли (табл.3).
Таблица 3
Расчет объема реализуемой продукции и прибыли
№ стр.
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
|
1
|
Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:
|
|
|
2
|
а) в ценах базисного года без НДС и акцизов
|
2430
|
|
3
|
б) по производственной себестоимости
|
1460
|
|
4
|
в) прибыль
|
970
|
|
5
|
Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)
|
|
|
6
|
а) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
81250
|
|
7
|
б) по полной себестоимости
|
38227
|
|
8
|
в) прибыль
|
43023
|
|
9
|
Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:
|
|
|
10
|
а) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
2031
|
|
11
|
б) по производственной себестоимости
|
925
|
|
12
|
в) прибыль
|
1106
|
|
13
|
Объем продаж продукции в планируемом году:
|
|
|
14
|
а) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
81649
|
|
15
|
б) по полной себестоимости
|
38761
|
|
16
|
в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)
|
42888
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|