скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Планирование и распределение прибыли скачать рефераты

С рн - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп = П о1 + П тп - П о2 ;

Где П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

П о2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета - метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность [11, c. 115-117].

В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли

При планирования прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

Рб = (По : Стп) * 100% ,

Где,

По - ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Допустим , По составляет 100 тыс. ден. ед.,

Стп - 400 тыс.ден. ед.,

Тогда Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года .

Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости составляет 500 тыс. ден. ед. , то прибыль ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. ден. ед. В этом расчете учтено влияние первого фактора - объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

Рассчитывается изменение (+,- ) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. ден. ед.;

Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим , прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. ден. ед.;

После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим , увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. ден. ед..

Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования . Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. ден. ед.. ;

Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало ( 10 тыс. ден. ед. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. ден. ед.) : 10+160-5 = 165 тыс. ден. ед.

В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [11, 8].

3. Распределение и использование прибыли на предприятии

3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направ-ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регу-лируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающей-ся в распоряжении предприятия, структуры статей ее исполь-зования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулиро-вать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате произ-водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, рас-пределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, по-рядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются за-конодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распо-ряжении после уплаты налогов, не должна снижать его за-интересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечиваю-щее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление [17].

На предприятии распределению подлежит чистая при-быль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и неко-торые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс форми-рования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибы-ли, но через порядок предоставления налоговых льгот сти-мулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на бла-готворительные цели, финансирование природоохранных ме-роприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается раз-мер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в усло-виях рыночной экономики возрастает. Порядок распределе-ния и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями эконо-мических служб и утверждается руководящим органом пред-приятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производ-ственного и научно-технического развития, фонд социально-го развития) и фонды потребления (фонд материального по-ощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды тру-дового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели,

К расходам, связанным с развитием производства, отно-сятся расходы на научно-исследовательские, проектные, кон-структорские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и техноло-гических процессов, затраты по совершенствованию тех-нологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевоору-жением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов вклю-чаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на про-ведение природоохранных мероприятий и др. Взносы пред-приятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав ко-торых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие [17, 19].

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, на-ходящихся на балансе предприятия, финансирование стро-ительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых меро-приятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся едино-временные поощрения за выполнение особо важных произ-водственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материаль-ной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая ха-рактеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на на-копление, использовать полностью. Остаток прибыли, не ис-пользованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы на-правлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как при-быль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устой-чивости предприятия, о наличии источника дм последующе-го развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловлен-ные организационно-правовой формой этих предприятий.

3.2 Управление формированием прибыли

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распре-деления и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск воз-можностей увеличения прибыли.

Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, пред-шествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Ре-зультаты анализа служат основой для принятия управленчес-ких решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых ме-неджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят

* оценка динамики показателей балансовой и чистой при-были;

* изучение составных элементов формирования балансо-вой прибыли;

* выявление и измерение влияния факторов, воздейству-ющих на прибыль;

* анализ показателей рентабельности;

* выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прирос-та в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прирос-та чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа дина-мики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной вели-чине уплачиваемых налогов, заинтересованности предпри-ятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [19].

Хорошие аналитические возможности заключены в таб-лице, составленной по данным о величине балансовой при-были, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных опе-раций) за ряд лет.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую про-дукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Коли-чественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень замет-но сказывается на росте прибыли при прочих равных усло-виях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в мас-штабе народного хозяйства страны свидетельствует об уров-не хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения эко-номических служб, которые занимаются постатейным анали-зом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собст-венных оборотных средств у предприятий возможность при-роста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту при-были. Возрастающие объемы производства продукции, поль-зующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сей-час для многих предприятий затруднен или почти невозмо-жен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие сред-ствами и возможностями для проведения капитальных вло-жений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов ин-фляции [16].

Не требует капитальных затрат ускорение оборачивае-мости оборотных средств, которое также ведет к росту объ-емов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные сред-ства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причи-нами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обра-щения.

В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4