скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Оффшорный сбор в Республике Беларусь скачать рефераты

- исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне (в том числе путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценных бумаг, имущественных прав, передачи имущества в пользование), кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;

- переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве (в том числе путем перевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Теперь обратимся к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Статьей 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь определены понятие обязательства и основания его возникновения: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержание от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Такими действиями являются: передача имущества, выполнение работы, уплата денег и т.п. [4].

Статья 309 Гражданского кодекса Республики Беларусь объясняет нам, что является встречным исполнением обязательства - встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной [4].

Варианты уплаты оффшорного сбора показаны наглядно на рисунках 1-7 [12, с.73].

Резидент РБ Нерезидент РБ

Обязательства

Нерезидент РБ,

Денежные средства за зарегистрированный

работы, услуги по перечню в оффшорной зоне

Рис. 1. Перечисление денежных средств нерезиденту, зарегистрированному о оффшорной зоне.

Резидент РБ Нерезидент РБ

Обязательства

Счет нерезидента РБ,

Денежные средства за открытый

работы, услуги по перечню в оффшорной зоне

Рис. 2. Перечисление денежных средств на счет нерезидента, открытый в оффшорной зоне.

Резидент РБ Нерезидент РБ

Обязательства

Нерезидент РБ,

Денежные средства (за зарегистрированный

товары, работы, услуги) в оффшорной зоне

(в т.ч. на счета открытые

в банках РБ)

Рис. 3. Перечисление денежных средств нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, в том числен ан счета, открытые в банках Республики Беларусь.

Резидент РБ Нерезидент РБ,

Обязательства зарегистрированный

в оффшорной зоне

Резидент РБ, Нерезидент РБ,

Денежные средства за

товары, работы, услуги

Рис. 4. Перечисление денежных средств нерезиденту или иному лицу за обязательства перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.

Резидент РБ Нерезидент РБ, резидент РБ

Обязательства

Счет резидента РБ или

Денежные средства за нерезидента РБ, открытый

товары, работы, услуги в оффшорной зоне

Рис. 5. Перечисление денежных средств на счет резидента или нерезидента, открытый в оффшорной зоне

Резидент РБ Нерезидент РБ,

Обязательства зарегистрированный

в оффшорной зоне

Нерезидент РБ,

- Поставка товаров, выполнение работ, зарегистрированный

оказание услуг (мена) и т.д.; в оффшорной зоне

- Взаимозачет

Рис. 6. Исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.

Резидент РБ Нерезидент РБ,

Обязательства зарегистрированный

в оффшорной зоне

Резидент РБ, нерезидент РБ,

-Уступка требования;

- перевод долга

Рис. 7. Переход имущественных прав или обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве.

Необходимо отметить, что оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств [9]:

1) государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;

2) в целях возврата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средств, полученных в виде кредитов и займов, а также процентов за пользование ими, ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством или договором;

3) за товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104. Дата ввоза товаров на территорию Республики Беларусь при наличии таможенного контроля и таможенного оформления устанавливается по дате их таможенного оформления, указанной в грузовой таможенной декларации. При ввозе товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, дата ввоза устанавливается по дате оприходования товаров их импортером на основании товаросопроводительных документов;

4) за работы (услуги), выполненные (оказанные) до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104, с которых не взимался оффшорный сбор. Указанное положение применяется при наличии документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, оформленных резидентом Республики Беларусь и нерезидентом Республики Беларусь (акт о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг и т.д.);

Оффшорный сбор не взимается также с банков и небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими счета в этих зонах, и в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь [9].

Понятие «банковские операции» ясно рассмотрены в статье 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, к ним относятся [5]:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

- валютно-обменные операции;

- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

- привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты);

- выдача банковских гарантий;

- доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);

- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).

Самая интересная особенность касается применения льготы по уплате оффшорного сбора в отношении платежей, связанных с возвратом резидентом Республики Беларусь займов и кредитов.

Особенностью данных платежей состоит в том, что денежные средства по договору займа резидента Республики Беларусь с нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне, направляются последним другому нерезиденту в счет оплаты обязательств резидента перед ним по договору купли-продажи (выполнению работ, оказанию услуг) минуя расчетный счет резидента [15, с.10].

Позиция Министерства по налогам и сборам состоит в следующем. Основным условием применения заемщиком (кредитополучателем) вышеуказанной льготы является получение им денежных средств, а документом, подтверждающим их фактическое получение, в данном случае будет являться выписка по счету заемщика (кредитополучателя).

Положения Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» и Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 не содержат нормы о необходимости поступления средств в виде кредитов и займов, предоставленных нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, на счет резидента-заемщика для получения им льготы по оффшорному сбору при их возврате. То есть получение займа от нерезидента, на юридическом языке, вовсе не означает зачисление денежных средств займа на счет заемщика. Для подтверждения данной позиции уместно обратиться еще и к гражданскому законодательству, которым ко всему прочему регулируются кредитные и заемные операции [15, с.10].

Так, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь одним из объектов гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Следовательно, согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь деньги - это те же вещи [4].

Также согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества [4].

Договор займа считается заключенным с момента пе6репдачи денег или других вещей. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Республики Беларусь передачей признается врученные вещи приобретателю, а также считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. То есть заем может быть получен как непосредственно заемщиком, так и третьей стороной, если в договоре либо в другом письменном извещении такая сторона указана заемщиком [4].

Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь заем, как и кредит, в том числе от нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, может быть получен и использован резидентом-заемщиком без поступления на его счет.

В деловой практике белорусских предприятий и фирм подобные операции встречаются довольно часто, поскольку, как правило, такие займы направляются на оплату товаров, работ и услуг, импортируемых на территорию Республики Беларусь, что в значительной мере упрощает схему исполнения обязательств по тем или иным договорам и сокращает время расчетов.

Однако, если позиция в отношении поступления денежных средств по договору займа на счета заемщиков как обязательного условия применения льготы по оффшорному сбору будет применяться к субъектам, использующие упомянутые схемы взаиморасчетов, то могут быть искусственно созданы неравные условия в отношении резидентов, получающих займы от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в отличие от резидентов, заимодавцами которых выступают иные нерезиденты. А меду тем удельный вес займов, полученных от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в их общем числе довольно внушительны, чтобы не принимать его во внимание [15, с,11].

Таким образом, тот факт, что резидент вправе осуществлять возврат займов (кредитов), в том числе предоставленных ему без зачисления на его счет, нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, без уплаты оффшорного сбора предоставляется вполне очевидным.

В соответствии с пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утверждается Национальным банком [2].

Так, постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 18.04.2002 № 75 «Об утверждении инструкции по представлению банками информации о некоторых валютных операциях» определен список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации о текущих операциях и операциях, связанных с движением капитала (оффшорные зоны) [11]:

1. Княжество Андорра;

2. Антигуа и Барбуда;

3. Содружество Багамских Островов;

4. Барбадос;

5. Государство Бахрейн;

6. Белиз;

7. Государство Бруней-Даруссалам;

8. Государство Вануату;

9. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:

Ангилья

Бермудские острова

Британские Виргинские острова

Монтсеррат

Гибралтар

Британские территории в Индийском океане (острова Чагос)

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Теркс и Кайкос

острова Кайман (Каймановы острова);

10. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк)

о. Мэн;

11. Гренада;

12. Республика Джибути;

13. Доминиканская Республика;

14. Ирландия (Дублин, Шеннон);

15. Республика Кипр;

16. Китайская Народная Республика:

Гонконг (Сянган)

Макао (Аомынь);

17. Республика Коста-Рика;

18. Острова Кука (Новая Зеландия);

19. Республика Либерия;

20. Ливанская Республика;

21. Княжество Лихтенштейн;

22. Великое Герцогство Люксембург;

23. Республика Маврикий;

24. Малайзия (о. Лабуан);

25. Мальдивская Республика;

26. Республика Мальта;

27. Республика Маршалловы Острова;

28. Республика Науру;

29. Нидерландские Антильские острова;

30. Ниуэ (Новая Зеландия);

31. Объединенные Арабские Эмираты (Дубай);

32. Республика Панама;

33. Португальская Республика:

о. Мадейра

34. Независимое Государство Самоа;

35. Республика Сейшельские Острова;

36. Федерация Сент-Китс и Невис;

37. Сент-Люсия;

38. Сент-Винсент и Гренадины;

39. США:

Виргинские острова, США

Содружество Пуэрто-Рико

штат Вайоминг

штат Делавэр;

40. Королевство Тонга;

41. Суверенная Демократическая Республика Фиджи;

42. Французская Республика:

о. Кергелен

Французская Полинезия;

43. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка;

Страницы: 1, 2, 3, 4