Общегосударственные налоги 
для 1-го года -- 15 %, 2-го -- 30, 3-го -- 20, 4-го -- 15, 5-го -- ТО, 6-го -- 5, 7-го -- 5 %.
Учет основных фондов, по которым предприятие принимает реше-ние об ускоренной амортизации, ведется отдельно для каждого объ-екта. Амортизационные отчисления начисляются на их первоначаль-ную стоимость, увеличенную на сумму затрат по улучшению этих фондов.
3. Вопрос о дате возникновения обязательств по уплате налога на прибыль решается аналогично тому, как это принято для НДС, т. е. датой увеличения валового дохода считается дата события, кото-рое наступило раньше: или дата зачисления денег на банковский счет предприятия (дата оприходования в кассе при реализации за налич-ные деньги), или дата отгрузки товаров (работ, услуг).
Датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата события, которое наступило раньше: или дата списа-ния денежных средств с банковских счетов предприятия на оплату то-варов (работ, услуг) (при расчетах наличными деньгами -- день выда-чи из кассы), или дата оприходования товаров либо фактического по-лучения работ (услуг).
4. Вместо учета затрат на производство реализованной продук-ции предприятия (кроме производителей сельскохозяйственной про-дукции) для целей налогообложения должны вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости материальных оборотных активов (за-пасов на складе, в незавершенном производстве и в остатках готовой продукции). Прирост балансовой стоимости этих запасов за отчетный квартал вычитается из суммы валовых расходов, а ее убыль прибав-ляется к валовым расходам плательщика налога в этом квартале.
5. Вместо нескольких ставок налога на прибыль, дифференциро-ванных по видам деятельности, которые действовали ранее, применя-ется единая ставка (30 %) для всех плательщиков. В Законе осталось очень мало льгот по налогу на прибыль. Освобождается от налого-обложения только прибыль предприятий, которые учреждены всеукраинскими общественными организациями инвалидов (если количе-ство инвалидов составляет не менее 50 % общей численности рабо-тающих, а их фонд оплаты труда -- не менее 25 % суммы общих затрат на оплату труда), и прибыль, полученная от реализации в Укра-ине специальных продуктов детского питания собственного произ-водства (в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Мини-стров Украины).
Освобождаются от налогообложения также доходы неприбыль-ных организаций (к ним относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, которые содержатся за счет бюджета, благотвори-тельные фонды, пенсионные фонды, кредитные союзы, ассоциации, ре-лигиозные организации, указанные в Законе), которые получены из ис-точников, перечисленных в Законе (доходы от основной деятельности, безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования,
пассивные доходы). Несмотря на то, что в Законе Украины "О системе налогообложения" первым принципом построения налоговой системы страны названо стимулирование предпринимательской производственной активно-сти путем предоставления льгот по налогообложению прибыли, на-правляемой на развитие производства, законом о налогообложении прибыли такие льготы не предусмотрены. Есть только норма, предусматривающая обложение прибыли от реализации инновацион-ных проектов (продуктов), заявленных при регистрации в инновацион-ных центрах, в размере 50 % действующей ставки налога.
Отмена дифференциации ставок налога и расширение базы нало-гообложения за счет сокращения льгот -- это признак либерализа-ции налогообложения прибыли.
Плательщики налога самостоятельно определяют сумму налога, подлежащего уплате, и уплачивают его не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация о прибыли за от-четный квартал подается плательщиками государственным налого-вым органам не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Предприятия-производители сельскохозяйственной продукции по-дают декларацию о прибыли и расчет налога на прибыль вместе с го-довым бухгалтерским отчетом и платят этот налог раз в год. Осталь-ные плательщики, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы нало-га за 1 и II месяцы квартала нарастающим итогом с начала года соот-ветственно до 20 числа II и III месяца квартала.
Нерезиденты, которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное представительство, должны рассчитывать сумму налога на прибыль и уплачивать его по результатам отчетно-го квартала.
Дивиденды, выплачиваемые эмитентами корпоративных прав, выде-лены в отдельный объект налогообложения. Независимо от того, яв-ляется ли источником выплаты дивидендов прибыль или принято ре-шение об их выплате за счет других собственных источников, пла-тельщик начисляет и удерживает из выплат налог на дивиденды в размере 30 % начисленной суммы выплат. Плательщик налога на прибыль -- эмитент корпоративных прав -- уменьшает сумму начис-ленного налога на прибыль на сумму уплаченного налога на диви-денды. Налог на дивиденды не уплачивается при выплате дивидендов акциями (долями, паями), эмитированными предприятием, которое на-числяет дивиденды, если такая выплата не меняет пропорций участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента. Устранение двойного налогообложения прибыли предус-мотрено следующим образом: суммы налога на прибыль, полученную из иностранных источников, которые уплачены субъектами предпри-нимательской деятельности за границей, зачисляются во время упла-ты ими налога на прибыль в Украине при наличии договора Украи-ны с данной страной об устранении двойного налогообложения.
2.4 Подоходный налог с физических лиц
Это основной прямой налог с граждан в Украине Его удельный вес в доходах сводного бюджета в последнее время увеличивается:. если в 1993 г. он составлял только 5,7 %, то в 1998 -- уже 12,5 %. Подоходный налог относится к числу личных налогов, учитывающих индивидуальные жизненные обстоятельства налогоплательщиков: их платежеспособность и семейное- положение.
Объектом обложения этим налогом для граждан, имеющих посто-янное местожительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (состоящий из ежемесячных налогооблагаемых доходов), полученный из разных источников как на тер-ритории Украины, так и за ее пределами, а для граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине, -- доход, полученный из ис-точников в Украине. Совокупный налогооблагаемый доход физичес-кого лица определяется путем его уменьшения на суммы предусмот-ренных законом налоговых льгот:
Доход плательщика подоходного налога в денежной и натуральной формах
|
|
|
Суммы выплат, которые не включаются в совокупно налогооблагаемый доход (пенсии, доходы от выращенной в своем подсобном хозяйстве продукции растениеводства и животноводства проценты по вкладам в банки и т.д.)
|
|
|
Совокупный доход
|
|
Доходы, получаемые по месту основной работы
|
|
Доходы, получаемые не по месту основной работы
|
|
Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы
|
|
Льготы по налогу (налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до 16 лет и т.д.)
|
|
|
|
Совокупный налогооблагаемый доход
|
|
|
Доходы физических лиц, которые подлежат обложению подоход-ным налогом, для удобства расчетов объединяют в три группы:
* получаемые гражданами по месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и приравненные к ним доходы (за-работная плата, премии, дивиденды, другие денежные и нату-ральные выплаты, доходы от работы по совместительству, дого-ворам гражданско-правового характера, авторские вознаграж-дения, доходы от выполнения разовых и других работ);
* получаемые гражданами не по месту основной работы (по со-вместительству, за выполнение разовых и иных работ по дого-ворам подряда и другим договорам гражданско-правового ха-рактера, доходы от предпринимательской деятельности, которой физические лица занимаются наряду с основной работой);
* от занятий предпринимательской деятельностью и другие (на-пример, от сдачи помещений и имущества в аренду).
Налоговые льготы уменьшают размер облагаемого дохода физи-ческих лиц. В Украине применяется система налоговых скидок, кото-рая включает в себя налогонеоблагаемый минимум доходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий плательщиков.
Налогонеоблагаемый минимум -- основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всем налогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т. е. ус-тановленные ставки налога применяются относительно доходов, из которых уже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума должен периодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходов налогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенного налогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реаль-ных доходов населения будет изыматься в бюджет.
К налоговым скидкам относится также льгота, учитывающая се-мейный статус налогоплательщика. В соответствии с украинским за-конодательством совокупный налогооблагаемый доход одного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается на сумму, которая не превышает установленного действующим зако-нодательством размера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в том случае, если месячный налого-облагаемый доход не превышает размера десяти минимальных ме-сячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей много-детных семей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.
Налоговые скидки в установленных размерах применяются и для иных категорий плательщиков: граждан, пострадавших от Чернобыль-ской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и других боевых операций.
Ставки налога на доходы граждан в Украине неоднократно меня-лись. Так, с января по май 1993 г. было четыре ставки основной шка-лы, а максимальная ставка налога на доходы свыше 30 минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г. была вве-дена дополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупно-го дохода более 100 минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого минимума. Таким образом, "ступенчатость" и прогрес-сивность налоговой шкалы были существенно повышены. Подобная практика противоречила тенденции расширения базы налогообложе-ния и снижения предельных ставок подоходного налога в развитых странах, провоцировала укрывательство от налогообложения и вызы-вала недовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. чис-ло ступеней и уровень максимальной ставки были уменьшены. Мак-симальная ставка подоходного налога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки прогрессивного налогообложения дохо-дов граждан представлены в табл. 3.5.
Начисление, удержание и перечисление в бюджет налога на дохо-ды, получаемые гражданами по месту основной работы, осуществля-ются юридическими и физическими лицами-предпринимателями, кото-рые проводят выплату доходов. По истечении календарного года ими же определяется сумма совокупного годового налогооблагаемого
Таблица 3.5 Шкала прогрессивного налогообложения доходов граждан
|
|
Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах)
|
Ставка налога
|
Налогооблагаемый доход, грн.
|
Сумма налога, грн.
|
|
1
|
Не облагается
|
17
|
-
|
|
1-5
|
10 % суммы, превышаю-щей доход в 1 НМДГ
|
17-85
|
6,8
|
|
6-10
|
Налог с дохода в разме-ре 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ
|
85-170
|
6,8 + 15 %
|
|
11-60
|
Налог с дохода в разме-ре 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ
|
170-1020
|
19,55 + 20%
|
|
61-100
|
Налог с дохода в разме-ре 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ
|
1020-1700
|
189,5 + 30 %
|
|
Более 100
|
Налог с дохода в разме-ре 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ
|
Более 1700
|
393,55 + 40 %
|
|
|
дохода и проводится перерасчет налога с учетом удержанного на протяжении года налога из месячных доходов. Информация о ре-зультатах исчисления и перерасчета налога подается в налоговую ин-спекцию по месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы только по месту основной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом доходе за прошедший год в нало-говые органы не подают.
Граждане, получавшие в течение года доходы не по месту основ-ной работы, обязаны в срок до 1 марта следующего года подать в налоговые органы по месту проживания декларацию о сумме
совокупного дохода. Налоговый орган исчисляет годовую сумму на-лога и определяет сумму недоплаченного налога или излишне упла-ченного.
Налогооблагаемым доходом от предпринимательской деятельнос-ти считается разница между выручкой в денежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами, непосред-ственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затраты включают в себя такие традиционные при исчислении себес-тоимости продукции (работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты на оплату труда наемных работ-ников, отчисления на государственное социальное страхование, про-центы за пользование краткосрочными банковскими кредитами и не-которые другие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные с объектов налогообложения, которые непос-редственно связаны с предпринимательской деятельностью: акциз-ный сбор, налог на добавленную стоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств, таможенные пошлины и др.
Если затраты предпринимателя не могут быть подтверждены до-кументально, то они рассчитываются на основании норм, утвержден-ных ГНА Украины. Например, установленная норма затрат при изго-товлении столярных изделий составляет 60 %, а в случае оказания посреднических услуг -- только 5 % суммы валового дохода.
Налогообложение доходов граждан от предпринимательской дея-тельности и других доходов осуществляется налоговыми органами на основании их декларации об ожидаемых или фактически полученных доходах.
3. Направления усовершенствования налогообложения.
Сегодня реформирование налоговой системы на практике продолжается отдельными, разобщенными и несогласованными методами, которые нисколько не стимулируют процесс производства и реализации продукции. Это основной недостаток действующего порядка взимания налогов и формирования доходов бюджета. Система налогообложения в соответствии с действующим законодательством требует радикальных перемен в направлении поиска новых подходов и принципов построения, научно обоснованных форм налогов, эффективных методов влияния на экономические процессы. Принятие отдельных законодательных актов не сможет реализовать стратегические замыслы и направления финансовой политики с целью стабилизации экономического положения в стране. Поэтому постоянно изменяющиеся экономические условия,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|