скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Общегосударственные налоги скачать рефераты

Таблица 3

Структура налоговых поступлений
в Государственный Бюджет Украины*

П о к а з а т е л ь

Удельный вес, %

В сумме доходов Госбюджета

в ВВП

Налог на добавленную стоимость

Акцизный сбор

Сбор за специальное использование природных ресурсов

Рентные платежи

Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Госбюджета

Государственная пошлина

Таможенная пошлина

Сбор в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы

Сбор в Государственный инновационный фонд

Сбор за загрязнение окружающей среды

Отчисления и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования

Поступления от общегосударственных налогов и сборов в бюджет

Неналоговые поступления в бюджет

41,5

6,3

1,0

0,95

1,7

0,69

3,4

12,3

3,0

4,38

0,02

1,12

76,36

23,64

8,5

1.3

0,2

0,2

0,35

0,14

0,7

2,53

0,62

0,9

0,004

0,23

15,67

4,87

* По статистическим данным за 1998 г.

2. Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.

2.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость -- основной общегосударственный налог в Украине и наиболее крупный источник государственных доходов. Например, в 1998г. поступления от НДС обеспечили 25,4% дохо-дов сводного бюджета Украины (рис. 3.2). Этот налог был введен в 1992г. Декретом Кабинета Министров Украины. Законодательное оформление НДС получил в 1997 г. с принятием Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (введен в действие с 1 октяб-ря 1997 г.).

Рис. 2. Удельный вес НДС в доходах сводного бюджета и в ВВП Украины, %

Объектом налогообложения являются операции по продаже това-ров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, а также ввоз и вывоз товаров (работ, услуг) за ее пределы. Плательщиками НДС являются:

* юридические и физические лица, объем налогооблагаемых опе-раций по продаже товаров которых в течение последних 12 ка-лендарных месяцев превышал 1200 НМДГ;

* лица, которые ввозят товары (работы, услуги) на таможенную территорию Украины или получают от нерезидента работы (ус-луги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины;

* лица, торгующие на таможенной территории Украины за налич-ные средства независимо от объемов продаж (кроме физичес-ких лиц, торгующих на условиях уплаты рыночного сбора);

* лица, которые на таможенной территории Украины предостав-ляют услуги, связанные с транзитом пассажиров или грузов че-рез нее.

Плательщики НДС обязаны зарегистрироваться в налоговых орга-нах. Каждому из них присваивается индивидуальный налоговый но-мер. Налоговые органы ведут реестр плательщиков.

Отчетным налоговым документом, который одновременно будет и расчетным документом, является налоговая накладная, которую пла-тельщик налога обязан выдавать покупателю по его требованию. Кроме того, в товарных чеках или других расчетных документах, кото-рые обязан выдавать продавец, должна указываться сумма НДС.

Налог на добавленную стоимость составляет 20 % цены товаров (работ, услуг) и добавляется к ней. Отдельные операции облагаются этим налогом по нулевой ставке (например, продажа товаров на экс-порт). Кроме того, Законом установлен перечень операций, освобож-денных от НДС (например, продажа книг отечественного производ-ства, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий, товаров спе-циального назначения для инвалидов и т. д.).

Основой определения конечной цены реализации товаров (работ, услуг) являются отпускные цены предприятий, которые включают в се-бя себестоимость и прибыль. Цена реализации продукции (работ, ус-луг), содержащая НДС, определяется по формуле:

Цр=(С+П).1,2,

где С -- себестоимость продукции; П -- прибыль.

Сумма акцизного сбора по подакцизным товарам также включа-ется в оборот, облагаемый НДС. Кроме того, в него включаются ввоз-ная пошлина и таможенный сбор (по импортным подакцизным товарам) и другие надбавки к ценам, предусмотренные законодательством. Для определения суммы НДС, подлежащей перечислению в бюд-жет, используется метод налогового кредита. Налоговый кредит пре-доставляется всем плательщикам НДС. Он состоит из сумм НДС, уплаченных в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (ра-бот, услуг), стоимость которых включается в валовые расходы произ-водства и обращения, а также в связи с приобретением основных фондов и нематериальных активов.

Если по результатам отчетного периода разность между суммой налога, полученной в связи с продажей товаров (работ, услуг), и сум-мой налогового кредита окажется отрицательной, эта разница должна быть либо возмещена плательщику из Государственного бюджета Украины, либо, по его желанию, засчитана в счет будущих платежей. Если эта сумма не возмещена в течение следующего месяца, она счи-тается бюджетной задолженностью, на которую начисляются процен-ты на уровне 120 % учетной ставки Национального банка Украины.

При реализации товаров (работ, услуг), которые освобождены от налогообложения, плательщик не пользуется налоговым кредитом и включает суммы НДС, уплаченные поставщикам, в состав валовых расходов производства (обращения). Для некоторых видов продук-ции (в частности, для экспортных товаров) применяется нулевая став-ка НДС. Продавец продукции (работ, услуг), к которой применяется нулевая ставка, имеет право на налоговый кредит и соответственно на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных им при приобрете-нии продукции (работ, услуг), необходимой для производства.

2.2 Акцизный сбор

Как и НДС, акцизный сбор является косвенным налогом (т. е. вклю-чается в цену товаров) и оплачивается, в конечном счете, покупателем, а не производителем продукции. Его относят к категории индивиду-альных (специфических) акцизов, которые отличаются от универсаль-ного акциза НДС тем, что устанавливаются для отдельных видов товаров по дифференцированным ставкам. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного сбора устанавливаются Кабинетом Мини-стров Украины.

Акцизный сбор был введен в Украине в 1992 г. и вместе с НДС заменил налоги с оборота и продаж. Акцизным сбором облагаются потребительские товары, которые, как правило, не относятся к предме-там первой необходимости и уровень рентабельности которых доста-точно ВЫСОК.

Объектом налогообложения акцизным сбором (схема 3.1) являют-ся полная стоимость товаров, обороты по реализации подакцизных товаров, а также следующие обороты:

* по реализации товаров для промышленной переработки;

* по передаче товаров внутри предприятия для непроизводствен-ных нужд, а также своим работникам, в том числе натуральная оплата труда;

* по реализации товаров без оплаты их стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги), в том числе экспортные постав-ки в порядке товарообменных (бартерных) операций;

* по передаче бесплатно или с частичной оплатой товаров дру-гим предприятиям и физическим лицам;

* по суммам, полученным в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары;

* по суммам, которые поступают на основе решений арбитражно-го суда, судебных и других органов по рассмотрению споров от организаций железнодорожного, водного, воздушного и ав-томобильного транспорта;

* по реализации конфискованного, бесхозного имущества, кото-рое по праву собственности перешло к государству.

Схема 1. Акцизный сбор

Объектом налогообложения импортных товаров является их тамо-женная стоимость, если они приобретены за иностранную валюту. По некоторым импортным подакцизным товарам устанавливаются ставки, которые в несколько раз превышают ставки по аналогичным отечественным товарам. Причина такой дифференциации заключает-ся в намерении не только увеличить бюджетные поступления, но и за-щитить отечественных производителей соответствующей продукции от конкуренции с импортными товарами. Взимание акцизного сбора предполагает решение финансовых проблем государства за счет обеспеченных слоев населения. Оно смягчает регрессивность налогов на потребление в целом. Перечень товаров, по которым взимается этот налог, в основном отвечает этой цели. Исключение составляют алкогольные и табачные изделия. Включение их в объект налогообложения акцизным сбором обусловлено, прежде всего, очень высокой рентабельностью этих товаров. При отсутствии налога их производители получали бы сверхвысокие доходы.

2.3Налог на прибыль предприятий

Этот основной прямой налог, взимаемый с юридических лиц в Ук-раине. Он обеспечивает значительные поступления в бюджетную систему (например, в 1997 г. они составили 21 % доходов сводного бюджета Украины, а в 1998 г. -- 19,8 %).

Налогообложение прибыли (дохода) предприятий постоянно нахо-дится в центре внимания законодателей, которые неоднократно при-нимали попытки усовершенствовать его Изменение объекта налого-обложения, ставок налога, состава налоговых льгот, базы налогообло-жения вызывало необходимость принятия новых законодательных актов; в результате за период 1991--1998 гг. взимание налога с при-были (дохода) предприятий регулировалось нормами четырех зако-нов. Так, в 1991 г, в Украине действовал Закон СССР "О налогах с предприятий и организаций в соответствии с которым объектом на-логообложения была балансовая прибыль предприятия, рассчитывае-мая как сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Для предприя-тий устанавливался предельный уровень рентабельности, дифферен-цированный по отраслям. Максимальная ставка налога на прибыль в пределах установленного уровня рентабельности составляла 35 %. При превышении предельного уровня рентабельности она повыша-лась до 80 и 90 % (в зависимости от размера превышения). Кроме того, ставки налога на прибыль были дифференцированы в зависимо-сти от сферы деятельности. Например, для предприятий общественно-го питания, торгово-закупочных, посреднических и зрелищных коопе-ративов она составляла 65 %, предприятий по переработке сельско-хозяйственной продукции -- 25, по ее выращиванию -- 15 %.

Для правильного расчета прибыли от реализации продукции (ра-бот, услуг) Законом был установлен перечень затрат по производ-ству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в ее себе-стоимость.

С 1 января 1992 г. был введен в действие Закон Украины "О на-логообложении доходов предприятий и организаций в соответствии с которым объектом налогообложения вместо балансовой прибыли стал валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму материаль-ных затрат и обязательных платежей. Тем самым в объект налого-обложения кроме прибыли были включены расходы на оплату тру-да. Если предприятие не имело прибыли, но выплачивало заработ-ную плату, оно должно было уплачивать налог на доход. Таким образом, налог на доход взимался независимо от степени доходнос-ти предприятия. Это вело к "вымыванию" огромных сумм оборот-ных средств у предприятий, производивших трудоемкую продукцию (работы, услуги) и не отличавшихся высоким уровнем рентабельнос-ти. Ставка налога составляла 18 % облагаемого дохода. Понижен-ные ставки в размере 15 % устанавливались для совместных пред-приятий с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30 % и в размере 9 % для опытных заводов. Повышенные ставки ус-танавливались для посреднической деятельности (65 %) и доходов от казино, видеосалонов, игральных автоматов, проведения концертно-зрелищных мероприятий (70 %).

Оказав немалое влияние на ухудшение финансового состояния многих предприятий и на увеличение теневого сектора экономики, рассматриваемый Закон был заменен с 1 января 1995 г. Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Объектом на-логообложения стала балансовая прибыль предприятия, рассчитывае-мая как общая сумма прибыли от всех видов деятельности за отчет-ный период. Базовая ставка налога составляла 30 %. Производство сельскохозяйственной продукции не облагалось налогом на прибыль. Для предприятий агропромышленного комплекса устанавливалась ставка 15 %, для посреднических операций -- 45, для прибыли от про-ведения лотерей и игорного бизнеса -- 60 %.

С 1 июля 1997 г. был введен в действие Закон Украины «О вне-сении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"», в котором содержатся изменения методических основ налогообложения прибыли, потребовавшие введения специального налогового учета. Суть этих изменений заключается в следующем.

1. Вместо показателей "балансовая прибыль", "прибыль от реали-зации продукции (работ, услуг)", "выручка от реализации продукции (работ, услуг)", "себестоимость реализованной продукции", которые использовались в расчетах налога на прибыль в соответствии с Зако-ном Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28 де-кабря 1994 г. (далее -- Закон), введены показатели "валовой доход", "валовые расходы производства и обращения". Валовой доход опре-деляется как общая сумма доходов предприятия от всех видов дея-тельности, полученных (начисленных) в течение отчетного периода в денежной, материальной и нематериальной формах.

Валовые расходы производства и обращения определяются как сумма любых расходов предприятия в денежной, материальной и не-материальной формах, осуществляемых для компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются предприятием для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельно-сти. Для целей налогообложения из валового дохода вычитаются суммы акцизного сбора и НДС, полученные предприятием в составе цены реализации продукции (работ, услуг), и некоторые другие поступ-ления, перечисленные в Законе. Из скорректированного таким обра-зом валового дохода вычитаются валовые затраты производства и обращения предприятия и амортизационные отчисления; полученная разность представляет собой прибыль, которая является объектом на-логообложения:

Скорректированный валовой доход (валовой доход -- НДС -- акцизный сбор -- взносы в уставной - полученные дивиденды -- другие поступления, определенные законом о налогообложении прибыли)

Валовые затраты производства и обращения ± убыль (прирост) балансовой стоимости запасов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции

Амортизационные отчисления

Налогооблагаемая прибыль

2. Термин "амортизация" в соответствии с новым Законом озна-чает постепенное отнесение затрат на приобретение, изготовление (или улучшение) основных фондов и нематериальных активов на уменьшение прибыли предприятия в пределах норм амортизационных отчислений.

Вводится новая методика расчета амортизационных отчислений. Суть ее в том, что линейный метод, в соответствии с которым каж-дый вид основных фондов и нематериальных активов амортизирует-ся равными долями исходя из его первоначальной стоимости, норма-тивного срока службы и норм амортизационных отчислений, продол-жает действовать только для нематериальных активов. Для основных фондов используется иной порядок. Во-первых, все они подразделя-ются на три группы, для каждой из которых нормы амортизации ус-танавливаются в процентах к балансовой стоимости этих групп в таком размере: для группы I -- 1,25 % в квартал, для II -- 6,25, для III -- 3,75 %. Во-вторых, балансовая стоимость групп основных фон-дов рассчитывается по специальной формуле на начало каждого квартала. В-третьих, учет балансовой стоимости по каждому виду ос-новных фондов ведется только по группе I. Для основных фондов, относящихся к группам II и III, учет балансовой стоимости ведется по совокупной балансовой стоимости соответствующей группы, посколь-ку для целей налогообложения не требуется вести учет балансовой стоимости по каждому виду основных фондов. В-четвертых, измене-ны нормы ускоренной амортизации основных фондов. Ранее дей-ствовавший порядок предполагал, что ускоренная амортизация -- это увеличение ежегодной нормы амортизации в 2 раза. В настоя-щее время установлены следующие нормы ускоренной амортизации:

Страницы: 1, 2, 3, 4