скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоги: сущность, виды и функции скачать рефераты

Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), регио-нальные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком посту-пают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согла-сованных пропорциях.

Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что сущест-вуют два вида налоговой системы -- шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогопла-тельщиком, делится на части -- шедулы. Каждая из этих частей обла-гается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть уста-новлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечис-ленные выше

Таблица 2.

«Классификация налогов».

Признаки

Виды налогов

Признаки

Виды налогов

По субъекту

налогообло-

жения

По способу

изъятия

* с физических лиц

* с юридических лиц

По объекту

налогоо6ло-

жения

По способу

налогообло-

женин

* имущественные

* на потребление

* на доходы

* ресурсные (рент-

ные)

* прямые

* косвенные

* кадастровые

* у источника

* по декларации

По источни-

ку уплаты

* зарплата

* выручка

* доход или прибыль

* себестоимость

* стоимость иму- щества по кадастру и др.

По назначе-

нию

* общие (без привязки

к конкретному рас-

ходу)

* специальные (целевые)

По уровням

бюджетов, в

которые

поступают

налоги

* центральные (фе-

деральные, рес-

публиканские)

* региональные

* местные

По методу

исчисления

* пропорциональные

* прогрессивные

* регрессивные

* твердые (в абсолют-

ных суммах)

* линейные

* ступенчатые

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридиче-ских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предприни-мателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Кроме вышеназванных существуют и более подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одно-временно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.

3. Основные функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение на-логов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав-торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

* фискальная;

* распределительная (социальная);

* регулирующая;

* контрольная;

* поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

3.1. Фискальная функция

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го-сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми-ном "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложе-ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе-ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу-дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос-тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

3.2. Распределительная функция

Распределительная (или как её ещё называют -- перераспредели-тельная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения нало-гового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды то-варов, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентриру-ются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками

окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от-расли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом постро-енная налоговая система позволяет придать рыночной экономике соци-альную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного ос-вобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

3.3. Регулирующая функция

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макро-экономические параметры, что породило регулирующую (или распре-делительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к то-му, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разра-ботка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работо-дателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотноше-ние товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, пра-вила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственно-го регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воз-действия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направле-нии.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется фи-нансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и про-центными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйст-венных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономи-ческих методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изме-няя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, го-сударство создает условия для ускоренного развития определенных от-раслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перерас-пределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление нало-гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ-ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее по-нижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнк-туры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне-экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин суще-ственно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, нало-ги существуют в обществе исключительно для регулирования экономи-ческих отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики госу-дарства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систе-му льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообло-жения представляет широкий набор налоговых льгот малым предпри-ятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производите-лям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в произ-водство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налого-плательщиками в соответствии с экономической политикой государст-ва.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявля-ется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределе-нии доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназна-чена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К чис-лу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: еди-ный социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессио-нальные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соот-ношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установле-ние необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семь-ям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на уста-новление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повы-шенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вы-воз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуля-ции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфунк-цию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйст-ва в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не нало-говыми льготами, а потребностями развития производства и расшире-ния бизнеса.1

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад про-изводства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению ви-деосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем уста-новления повышенных пошлин (политика протекционизма) также вле-чет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.-- 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.

3.4. Контрольная функция

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за ис-точниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с по-требностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контроль-ной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспе-чивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходи-мость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную полити-ку государства.

3.5. Поощрительная функция

Порядок налогообложения может отражать признание государст-вом особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой при-спосабливание налоговых механизмов для реализации социальной по-литики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц де-лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строи-тельством или приобретением жилья, осуществлением благотворитель-ной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ нало-гооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, напри-мер, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять обще-ственные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимуще-ственно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступле-ния необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимули-рующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достига-ется путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления по-токами инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, рас-ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.1

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями на-логов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономиче-ские процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближе-на к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствую-щего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов прояв-ляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбереже-ния, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных от-раслях экономики. Это воздействие достигается через изменения раз-меров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых креди-тов и отсрочек платежей, а также другие.

1Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. проф. В.Д.Камаева. - М: Изда-тельство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. - С.148.

Заключение

Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения отно-сительно изученной темы.

Итак, применение налогов является одним из экономических ме-тодов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предпри-ятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственно-сти и организационно-правовой формы предприятия. С помощью нало-гов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало-гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привле-чение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государствен-ных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптималь-ного налогообложения.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискаль-ным механизмом, но и инструментом государственной политики, кото-рая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В ус-ловиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым за-конодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохран-ность и полученных финансовых накоплений, но и возможности фи-нансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.1

1 Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. Р.А.Райзберга - М.: ИНФРА - М., 1999. - С.203.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. - М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с

2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. - 1996, - №3. - с.25-29

3. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юрайт-М», 2000, - 535с

4. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2003, - 544с

5. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, - 352с

6. Гукасьян Г.И.Экономическая теория. Ключевые вопросы. - М.: «Инфра-М», 1998, - 284с

7. Гукаськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999, - 278с

8. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Экономистъ, 2005, - 861с

9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, - 384с

10. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов. - М.: «Юнити-дана», 2000, - 215с

11. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. - М.: «Гелио» АРВ, 2005, - 536с

12. Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. F.А. Райзберга - М.: «Инфра - М»., 1999, - 305с

13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика:

Пер. с 13-го англ. изд. - М.: «Инфра-М», 2001, - 974с

14. Матвеев Т. Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. - М.:

«Дрофа», 2003, - 213с

15. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - «Минск», 2002, - 304с

16. Основы экономической теории: Учеб. пособие / под ред. Проф. В.Д. Каменева. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999, - 196с

17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Книжный мир», 2000, - 592с

18. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. - СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, - 62с

19. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебник - М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1996, - 384с

20. Седов В.В. Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. - Челябинск, 2002, - 214с

21. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер Принт, 2006, - 384с

22. Филлипов Н.И. Основы экономической теории. - Екатеренбург, 2001, - 131с

23. Ходов В.Л. Налоги и налоговое регулирование экономики. - М.: «ТЕИС», 2003, - 254с

24. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. Кн. 1 - 2-е издание - М.: Гуманит изд. Центр «ВЛАДОС», 1996, - 352с

Array

Страницы: 1, 2, 3