скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоги: сущность, виды и функции скачать рефераты

Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по еди-ной ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же табли-ца показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весь-ма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему бо-лее справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высо-кие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо-лее уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, ко-торые передавали государю определенную сумму из собранных нало-гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на-логов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо-вольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре-мятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе-нии выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги бе-рут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значи-тельным.

4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные ве-щи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривает-ся более широко. Он предполагает экономическую эффективность на-логообложения.

Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться мень-шим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы-шать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого-вых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если устано-вить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщи-ков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщи-ки начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казно-крадство, налоги идут на строительство роскошных дач государствен-ных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмуще-ние плательщиков.

Рис. 1. Кривая Лаффера

5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви-нул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на-лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в со-временных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специ-альные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, ко-торые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплатель-щиков.

Выделяют также еще один принцип - системность налогообложе-ния.

Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

В настоящее время эти принципы расширены и дополнены эко-номической наукой в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается

далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва-ются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до-ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз-данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен-ной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос-приятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем ста-бильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предпри-ниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эф-фект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность -- враг предприниматель-ства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъ-юнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные из-менения ставок, условий налогообложения, а тем более -- самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогооб-ложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застыв-ших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налого-обложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству -- и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает от-вечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объек-тивными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налого-вую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вно-сятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой сис-темы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключени-ем устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неиз-менными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки на-логов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут опреде-лить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повыше-ния на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изме-нения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринима-телей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сего-дняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, ак-цизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

2. Виды налогов

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего вре-мени является деление налогов по критерию отнесения налогообложе-ния к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на по-требление, на два основных вида - прямые и косвенные.

В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на при-быль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества на-логоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - пе-речня объектов обложения, составленного на основе их внешних при-знаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владе-ния имуществом независимо от финансового положения и доходов на-логоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым ре-альным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспо-собность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложе-ния (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных нало-гов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные по-шлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйст-венной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потре-бителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и ус-луги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эла-стично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на по-требителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя переклады-вается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эла-стичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к со-кращению потребления, а при высокой эластичности предложения -- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложе-ний или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недос-татки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольст-вия от уплаты налогов.

Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взима-ние относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвести-циям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характе-ром. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С соци-ально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестои-мостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают го-сударству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повыше-ние цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобо-ждаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облага-ются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфля-ционном характере.

Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другие классификации.

Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрес-сивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавли-ваются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от раз-меров дохода. Пропорциональные -- действуют в одинаковом процент-ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его вели-чины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги -- это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессив-ные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста до-хода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогопла-тельщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и спе-цифические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфиче-ские налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на соци-альное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Страницы: 1, 2, 3