скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Механизмы денежно-кредитной политики Украины скачать рефераты

- прямое регулирование ссудных операций банков, установление маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов, которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита;

- ограничение отдельных видов деятельности коммерческих банков на основе существующего законодательства и отдельных постановлений и приказов Центрального банка.

Наиболее широко прямые методы государственного регулирования денежного обращения применяются в странах с переходной экономикой или слабо развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной экономикой, где значительную роль сыграет государственный сектор, а рыночные институты и механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно применять объединение прямых и опосредствованных инструментов регулирования объема и структуры денежной массы. И необходимо заметить, что применение прямых методов влияния денежно-кредитной политики может быть эффективной только на определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование приводит к тому, что финансово-кредитные институты приспосабливаются к их влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает отрицательные следствия и противоречие.

Система опосредствованного регулирования денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики, которую проводит Центральный банк: 1) осуществление операций на открытом рынке; 2) регулирование нормы банковских резервов; 3) регулирование нормы учетной ставки проценту на займы, которые предоставляются Центральным банком.' Использование каждого инструмента предопределяет необходимость соответствующего механизма его реализации, которая заключает инструментарий влияния на конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное предложение.

Каждый метод опосредствованного регулирования может использоваться как в отдельности, так и в совокупности с другими, при чем, в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или индивидуальный подход в использовании методов может изменяться. Применение методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики, которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие.

Наиболее весомым методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, который проводит центральный банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость существования в стране развитого рынка государственных ценных бумаг. Рынок государственных обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две функции: обслуживает государственный долг и используется как рычаг денежно-кредитной политики. Эти две функции не возражают одна одну, а логически дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений. Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета.

Важность финансирования дефицита государственного бюджета через размещение государственных займов определяется меньшим уровнем инфляции в сравнении с финансированием через эмиссию наличной массы. Обслуживание дефицита бюджета за счет размещения государственного займа есть наиболее высокоэффективной формой, которая есть проявлением высокого степени развития финансово-кредитной системы и его институтов, определяет финансовую возможность государства относительно обеспечения займа, повышает его международный кредитный рейтинг.

Развитие фондового рынка и проведения на нем государством активной денежно-кредитной политики разрешает максимально эффективно использовать все структурные элементы денежной массы и, прежде всего, временно свободные средства населения и юридических лиц. Это разрешает поддерживать стабильные и оптимальные объемы денег в оборота, привлекать дополнительное количество денег через банковскую систему и осуществлять при этом контроль государством. В особенности важный этап развития рынка государственных ценных бумаг для стран с переходной экономикой, поскольку они постоянно испытывают бюджетный дефицит, а большое количество денежных ресурсов, который перераспределяется государством, используется не в производственной сфере, а для уплаты государственной задолженности и других непроизводственных затрат.

Операции по купле центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и населения разрешает осуществить дополнительную денежную эмиссию за одновременного возрастания покупательной способности населения и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков.

Обратная операция, в которой центральный банк продает ценные бумаги коммерческим банкам и населению имеет противоположный результат, который приводит к уменьшению общей судьбы ликвидности финансовых активов. Если коммерческий банк покупает у государства ценные бумаги, это влияет, прежде всего, на уменьшение его избыточных резервов и соответственно его возможность к предоставлению кредитов падает. Вследствие этого масса денег, что находится в оборота, а также ликвидный потенциал субъектов рынка снижается.

Проведение центральным банком операций на открытом рынке дает возможность решить определенные тактические цели денежно-кредитной политики, а именно:

- осуществление бездефицитного финансирования государственных затрат и, соответственно управление на этой основе государственным долгом;

- предоставление субъектам рыночной экономики высоколиквидных и высоконадежных инструментов для временного размещения собственных финансовых ресурсов;

- предоставление возможности центральному банку экономическими средствами влиять не только на спрос и предложение денег, а и на соотношение их структурных агрегатов -М1, М2 и МЗ;

- определение средствами рыночного механизма реальной стоимости государственного долга, а значит и ценных бумаг, которые его обслуживают. Определенная на рынке пруда проценту от ценных бумаг государства есть ориентиром рыночного проценту для других (корпоративных и частных) инструментов финансового и денежного рынков[6 c.109].

Другим существенным фактором, который используется в денежно-кредитной политике и влияет на денежную массу есть норма обязательного резерва. Норма обязательного резерва устанавливается решением центрального банка и есть обязательной для всех коммерческих банков. Обязательные резервы - это частица банковских депозитов и других пассивов, которые аккумулированные коммерческим банком. Эта частица, соответственно установленным нормативам иd существующего Законодательства масс сохраняться каждым коммерческим банком на специальном счете центрального банка. Обязательные резервы, определенные для коммерческих банков создают своеобразную систему защиты интересов вкладчиков банка, они повышают степень надежности и ликвидности коммерческих банков. Особое значение страхование депозитов через создание обязательных резервов спешное проявляется в период финансовых кризисов и быстрого возрастания инфляционных процессов.

И кроме страхования вкладов и поддержки стабильности и надежности коммерческого банка обязательные резервы являются одним из важных инструментов денежно-кредитной политики. Изменение нормы обязательных резервов влияет на избыточные резервы и соответственно на кредитоспособность банка. Так, уменьшение обязательной резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные, а эти самим увеличивает кредитные ресурсы банка и создает дополнительную денежную массу в оборота. Если норма резерва повышается, то часть избыточных резервов используется для формирования обязательных резервов, который приводит к уменьшению кредитоспособности банка. Изменение резервной нормы влияет на возможность относительно создания кредитных ресурсов двумя способами: 1) влияет на размер избыточных резервов; 2) изменяет размер денежного мультипликатора. Величина денежного мультипликатора -m обратно пропорциональной величиной нормы обязательного процента ~ МR и может быть выражена формулой: m = 1/МR х 100.

Определение кредитного мультипликатора в денежном выражении имеет такой вид:

M = E x m = Е х 1/MR x 100

где: М - сумма новых денег, которые создаются банками на основе данной суммы сверхнормативных резервов E.

Изменение нормы резерва как существенный инструмент денежно-кредитной политики, в разных странах неодинаковая. Так, низкая резервная норма характерная для стран с стабильной финансово-кредитной системой. В странах с переходной экономикой норма резерва довольно высокая, и ее изменение отвечает состоянию кредитной системы, например, в период финансового кризиса осенью 1997 г. Национальным банком Украины резервные требования были увеличены с 11 процентов до 15.

Еще одним важным инструментом денежно-кредитной политики есть регулирование учетной ставки процента, который формируется на базе предоставления центральными банками займов коммерческим банкам, плата за указанные кредитные ресурсы выступает в форме учетной ставки процента. Такой заем предоставляется коммерческим банкам, которые имеют стойкое финансовое положение, но столкнулись с необходимостью срочного получения дополнительных денежных ресурсов. Центральный банк может предоставлять межбанковские кредиты тем коммерческим банкам, которые находятся в режиме финансового оздоровления и имеют потребность в дополнительном средстве. За получение коммерческим банком займа он переводит центральному банку свое долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением, как правило, государственными ценными бумагами. Полученная коммерческим банком заем переходит в избыточные резервы, увеличивая его возможности из предоставления кредитов.

Из позиций коммерческих банков учетная ставка представляет собой дополнительные затраты, вызванные получением определенного займа. Соответственно падение учетной ставки стимулирует коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов в способ получения займа у центрального банка. Кредиты коммерческих банков, которые увеличиваются благодаря цим займам увеличивают денежное предложение и наоборот, возрастание учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов при условии займа у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки приводит к уменьшению предложения денег на кредитном рынке.

Необходимо указать, что изменение учетной ставки и нормы обязательного резерва е менее гибким инструментом денежно-кредитной политики в отношении к операциям на открытом рынке. Центральный банк проводит такие изменения лишь в крайних случаях, связанных с необходимостью преодоления финансовых кризисов или при условии прохождения экономикой границы фаз деловой активности. Коррекция учетной ставки и резервной нормы не является популярной формой еще и потому, что она поднимает стабильность и плановый прогноз деятельности финансово-кредитных институтов, вызовет неудовольствие последних к действиям правительства и центрального банка. Вместе с тем операции на открытом рынке носят более скрытый и постепенный характер, поэтому их проведение не приводит к резким изменениям в стратегической деятельности коммерческих банков. Рассматривая масштабность и величину влияния любого из инструментов денежно-кредитной политики, можно указать, что наибольшее влияние на денежное предложение имеют операции на открытом рынке, тогда как изменение учетной ставки и нормы резерва не может быть значительной и при этом оперативно и направлено влиять на изменения на денежно-кредитном рынке.

В зависимости от состояния экономики и стадии фазы экономического цикла центральный банк определяет конкретные целые и регулирует употребление мероприятий из использования инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение последних. Если экономика находится в кризисном состоянии то необходимо стимулировать увеличения совокупных затрат для возрастания ее объемов и занятость, а денежно-кредитную политику направлять на увеличение предложения денег. Основными направлениями такой политики будут:

- операции Центрального банка по купле ценных бумаг на открытом рынке, который приведет к увеличению резервов коммерческих банков и их возможностей в предоставлении кредитов;

- уменьшение резервной нормы решением центрального банка автоматически переводит обязательные резервы к избыточных и увеличивает размер денежного мультипликатора;

- уменьшение учетной ставки будет стимулировать коммерческие банки к получению займов у центрального банка и использования их для предоставления кредитов.

Все указанные выше мероприятия реализуют механизм денежно-кредитной политики, направленный на увеличение денежного предложения задачи которой сделать кредит более дешевым и доступным, что разрешит увеличить совокупные затраты производства и занятость. Такая политика получила название «политика дешевых денег».

В другой ситуации, если экономика находится на подъеме, а совокупные затраты возросли и привели к раскрутке инфляционной спирали, денежно-кредитная политика использует свои инструменты для достижения уменьшения предложения денег в оборота, уменьшая резервы коммерческих банков:

- за такой ситуации центральные банки начинают продавать государственные облигации на открытом рынке, уменьшая этим резервы коммерческих банков;

- увеличение резервной нормы приводит к тому, что часть избыточных резервов переходит в обязательные, уменьшая при этом размер денежного мультипликатора;

- подъем центральным банком учетной ставки уменьшает заинтересованность коммерческих банков в увеличении своих резервов способом займа у центрального банка.

Все это приводит к возрастанию проценту из кредита и цены денег, соответственно уменьшается денежное предложение, которое сокращает затраты и сдерживает инфляционные процессы. Такой подход обусловил название политики - «дорогих денег». Практика применения данных инструментов денежно-кредитной политики указала на их неоднозначное и разностороннее влияние на отдельные экономические показатели и, в случае его применения, может возникнуть противоположный эффект. Поэтому на сегодня теоретически и практически доказано, что наиболее целесообразным есть объединение средств монетарной политики с либерализацией влияния на рыночную конъюнктуру. Такой подход разрешает использовать как возможность рынка к саморегуляции, так и соответствующие инструменты монетарной политики.

5. Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины

Оценивая сегодняшнее состояние экономики Украины надо указать, что одной из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному производителю войти в процесс международного разделения труда, создать адекватную социальную базу.

Становление рынка базируется на частной форме собственности, на возрастании экономической обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время это реально предопределяет прекращение его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его засилие низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4