скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Механизмы денежно-кредитной политики Украины скачать рефераты

Механизмы денежно-кредитной политики Украины

22

Содержание

Введение

Механизмы денежно-кредитной политики

Создание и развитие денежной системы Украины

Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики

Механизм реализации денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины

Заключение

Литература

Введение

При определении объективной необходимости денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации. Денежно-кредитная политика является составной экономической политики государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности экономических и административных мероприятий государства и Национального банка, направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного механизма для осуществлению влияния на субъекты денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения денежной массы, ликвидности и кредитоспособность банковских институтов для обеспечения необходимого экономического возрастания, занятости и сдерживания инфляционных процессов.

Такое определение сути денежно-кредитной политики дает возможность выделить иерархическую структуру ее задач и целей соответственно тех политико-правовых и экономических условий, в которые она осуществляет. Поэтому можно наметить стратегическую цель, которая реализует конечный этап, и текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на решение конкретных и текущих задач тактического характера. Определение иерархической структуры в интересах денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации тактических задач для достижения общего результата. Тактические целые денежно-кредитной политики за своей направленностью могут не совпадать с общеэкономической целью, но они дают возможность достичь отдельных результатов состояния экономики, или отдельных ее составных, которые являются определенной степенью в экономической модели, которая реализует стратегическую цель.

Ныне в отечественной экономической литературе денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой НБУ. Основной целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и денежного рынка за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная политика может только в совокупности с фискальной политикой государства, причем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составлять единый механизм достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.

Итак, целью данной работы является рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период.

1. Механизмы денежно-кредитной политики

В соответствии с мировым опытом в сфере денежно-кредитного регулирования ни монетаризм, ни теория государственного регулирования самые собою не воплощаются в экономическую политику стран. Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с административными методами регулирования. Примером может быть либерализация банковского законодательства в европейских странах в начале 90-х лет XX столетие.

Выбор и объединение экономических инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать:

-- административные или рыночные инструменты;

-- инструменты прямого или косвенного влияния;

-- коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия.

Например, в сфере учетной политики центральный банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем -- косвенное влияние на рынок капиталов.

Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.). Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами, операции "своп" в границах валютной политики и т.п..

Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п..

Использование методов административного регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее распространенно в странах с переходной экономикой.

Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:

-- осуществление операций на открытом рынке;

-- регулирование нормы банковских резервов;

-- регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком.

Каждый из указанных механизмов имеет собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток лет.

2. Создание и развитие денежной системы Украины

Становление Украины как независимого, суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной системы, которое обеспечивало бы возможность украинским властным структурам самостоятельно руководить денежным оборотом и денежным рынком в интересах развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины были заложены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности», принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию денег на территории Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность денег, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права вмешиваться в эту сферу. Затем оборот денег на нашей территории становился подвластным исключительно органам украинского государства.

Первые практические шаги относительно создания собственной денежной системы были сделаны после выхода Украины с состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты -- предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к Российской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно предшествующей, теперь уже русской, валютой -- рублями.

Чтобы ослабить отрицательные следствия параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом «О реформе денежной системы Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу безналичного оборота и изъял из него рублевые деньги. Новые деньги были названы «украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной системы Украины.

На втором этапе Национальный банк Украины, опираясь на нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (1991 г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития денежной системы на этом этапе можно отнести:

1. Развитие собственного эмиссионного механизма, который включает:

-- создание Банкнотно-монетного двора НБУ, которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных денег и монеты;

-- разработка дизайна, установление номинала, платежных признаков, обеспечение системы защиты дензнаков и монет;

-- разработка правил выпуска в обращение, сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение кассовых сделок и т.п.

2. Формирование механизма регулирование НБУ предложения денег, задачей которого есть:

-- отрабатывание механизма централизованного регулирования банковскими резервами;

-- внедрение механизма рефинансирование коммерческих банков;

-- развитие операций на открытом рынке.

3. Разработка методики и методологии денежно-кредитной политики НБУ, накопление опыта практического применения инструментов денежно-кредитной политики, размежевание сфер применения фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики.

4. Развитие национальной платежной системы, которая охватывает:

создание системы электронных платежей на межбанковском уровне;

--разработка методических и инструктивных документов относительно организации безналичных расчетов на межхозяйственном уровне;

--разработка методических и организационных основ создания электронной системы массовых платежей.

5. Формирование механизма валютного регулирования, которое включает:

--развитие инфраструктуры валютного рынка и формирование методических и организационных основ осуществление операций на нем;

--порядок регулирования валютного курса;

--создание механизма формирование и использование золотовалютных резервов;

--формирование отчетности относительно платежного баланса страны, осуществление его анализа и прогнозирование.

6. Разработка и испытание на практике специальных мероприятий из преодоления гиперинфляции и регулирование инфляции.

Перечисленные мероприятия дали возможность сформировать на протяжении 1993--1996 гг. правовые и организационные основы национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны.

Новой ситуации, которая сложилась в управлении денежным оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну из важнейших функций -- функцию накопления. Это подрывает интересы экономических субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики, укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы -- гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и введенная постоянная денежная единица -- гривна и ее сотая часть -- копейка.

Этим закончился второй этап развития денежной системы Украины и начался третий.

На третьем этапе происходит дальнейшее усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой здесь стало принятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины». Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V «Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны [2 c.179].

3. Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики

Каждая страна, в зависимости от формы политической власти, определяет основные направления своего социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на рыночном механизме взаимосвязи между субъектами хозяйственной деятельности. Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных экономических законов товарного производства, с другой стороны, на стремлении реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом. Объединение объективного и субъективного в конкретной форме хозяйствования порождает одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на действии объективных экономических законов, рыночная экономика старается развиваться, используя механизм саморегулирования. Такая точка зрения была в основе экономических концепций саморегулирования и экономического равновесия рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая процесс функционирования рыночного отношения, писал, что каждый товаропроизводитель изготовив продукт старается его реализовать, а получив деньги старается их избавиться. купивши необходимые нему товары. Ж-Б Сей установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая автоматически устанавливает экономическую равновесомую в рыночном хозяйстве. Слабое развитие продуктивных сил и товарного производства не порождал характерных для рыночной производства противоречий, связанных с кризисами перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции, сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного механизма саморегуляции.

Классическая политическая экономия в роботах А. Смита и Д. Рикардо, основываясь на трудовой теории стоимости, старалась определить механизм рыночного саморегулирования как пропорциональность между количеством денег, которые находятся в оборота и общей суммой цен товарной массы. Если данная пропорция поднимается, вступают в действие законы количественной" теории и стоимость денег, как определял Д. Рикардо, изменяется исключительно от их количества.

В дальнейших исследованиях функционирования рыночного механизма в роботах Л. Мизера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса были сделанные попытки соединить принципы маржинализма с теориями денег. Так, в своей работе «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальрас впервые построил систему уравнений, с помощью которых показал взаимосвязь в экономической системе разных рынков. Он доказывал, что свободная рыночная экономика может самостоятельно, без регулирования достичь состояния общего равновесия, то есть, одновременного равновесия на всех рынках и в экономической системе в целом. Исследование Л. Вальраса имели фундаментальное значение для дальнейшего развития западной политической экономии. Так, Й. Шумпетер назвал главную работу Вальраса «священным писанием» политической экономии. В дальнейшему теорию экономического равновесия использовал в своих исследованиях один из основателей английской политической экономии А. Маршалл, который в работе «Принципы политической экономии» использовал математический анализ при изучении спроса и предложения на рынках. Он выходил из позиции, что противоречие рынка решаются уравновешенностью между спросом и предложением, то есть отстаивал возможность саморегуляции рынка[6 c.95].

Страницы: 1, 2, 3, 4