скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Государственные доходы и принципы их формирования скачать рефераты

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

1.1. 1.3. ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

· налог на имущество предприятий;

· налог на игорный бизнес;

· транспортный налог.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

· проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

· содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональный бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

· формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

· распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты (от 30% до 60%).

Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований играют неналоговые доходы. Например, в бюджете Одинцовского МР неналоговые доходы составляли в 2005году 60% от общего объема доходов, в 2006г. - 42%.

В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от НДС, от акцизов, от налога на прибыль (доход) предприятий, от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

2.1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2007 ГОДУ

Доходы федерального бюджета в 2007 году ожидаются на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП.

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 3855,4 млрд. рублей (12,57% к ВВП); неналоговые доходы - 2393,3 млрд. рублей (7,80% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - 0,5 млрд. рублей.

По сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд. рублей.

Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей, из них факторы снижения:

- изменение цен на нефть марки «Юралс» - на 433,0 млрд. рублей;

- изменение экспортных цен на природный газ - на 57,6 млрд. рублей;

- снижение объема ВВП - на 45,7 млрд. рублей;

- изменение курса рубля по отношению к доллару США - на 34,8 млрд. рублей;

- снижение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных организаций) - на 11,2 млрд. рублей.

Факторы увеличения:

- изменение объемов экспорта - на 52,2 млрд. рублей;

- изменение объемов импорта - на 49,2 млрд. рублей;

- изменение структуры объемных показателей - на 11,2 млрд. рублей.

Изменения основных макроэкономических показателей 2007 года приведены в таблице (см. прил. №2).

В результате влияния факторов, не связанных с изменением величины макроэкономических показателей, доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 246,6 млрд. рублей, из них факторы снижения:

- увеличение на 1 января 2007 года остатков сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по ставке 0 процентов - на 122,5 млрд. рублей;

- увеличение сумм налоговых вычетов по НДС - на 130,7 млрд. рублей.

Факторы увеличения:

- уточнение поступлений по результатам контрольных мероприятий налоговых органов - на 207,9 млрд. рублей;

- увеличение уровня собираемости - на 5,2 млрд. рублей.

По оценке основное снижение доходов ожидается по поступлениям от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин.

Поступления по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2007 год оцениваются в размере 1048,9 млрд. рублей, что на 329,9 млрд. рублей меньше суммы, предусмотренной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».

Основным фактором, повлиявшим на снижение оценки поступления налога на добавленную стоимость в 2007 году по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете, является изменение налоговой базы 2006 года, анализ которой показал, что налоговое законодательство, введенное в действие с 1 января 2006 года, оказало влияние на ее формирование в большей мере, чем предполагалось. В частности, переход на уплату по методу начисления вызвал значительный рост налоговых вычетов, доля которых выросла в 2006 году до 40,73% к ВВП, или на 6,54 пункта больше, чем в 2005 году, поскольку с 1 января 2006 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам. Доля налоговых начислений за 2006 год выросла в меньшей мере и составила в 2006 году - 46,14% к ВВП, или на 5,6% больше чем в 2005 году.

Доля начисленного налога на добавленную стоимость (45,8% к ВВП) и налоговых вычетов (38,1% к ВВП) за исключением вычетов, предъявляемых подрядными организациями при выполнении капитального строительства; вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, в расчете ожидаемой оценки на 2007 год приняты на уровне сложившихся долей за 9 месяцев 2006 года без учета 1 квартала, в котором отражено влияние переходного периода. При прогнозировании доходов федерального бюджета по налогу на добавленную стоимость на 2007 год эти доли составляли 45,16% к ВВП и 36,6% к ВВП соответственно.

Однако следует отметить, что в последующих периодах возможна корректировка налоговой базы, что повлечет изменение указанных сумм.

Прогнозируемое в 2007 году возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений разделе продукции уменьшит поступление налога на 6,6 млрд. рублей.

С учетом всех факторов ожидаемая сумма поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на 2007 год оценивается в размере 1048,9 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых 2007 года ожидаются в сумме 911,5 млрд. рублей и по сравнению с показателями Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» уменьшаются на 126,3 млрд. рублей.

При ожидаемом в 2007 году среднем уровне мировых цен на нефть марки «Юралс» в размере 55 долларов за баррель коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 4,6106. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2007 год планируется в размере 1931,83 рубля за тонну нефти.

Уменьшение мировых цен на нефть по сравнению с заложенной в расчетах к бюджету мировой цене на нефть в размере 61 доллара за баррель приведет к уменьшению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 120,3 млрд. рублей. Увеличение объема добычи нефти, подлежащего налогообложению, с 456,448 млн. тонн до 457,721 млн. тонн приведет к увеличению поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 2,5 млрд. рублей.

Изменение объемов добычи:

- прочих полезных ископаемых в 2007 году приведет к уменьшению поступлений налога на 0,6 млрд. рублей;

- газа горючего природного и газового конденсата увеличит доходы бюджета на 1,6 млрд. рублей и 1,4 млрд. рублей соответственно.

Страницы: 1, 2, 3, 4