Формирование и испоьзование прибыли производства
Для предприятия важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.
В плане повышения экономической эффективности производства даются как обобщающие, так и показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе названных показателей: общая рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, темп роста производства товарной продукции за счет повышения производительности труда; фондоотдача; оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости; прибыль.
План производства и реализации продукции является ведущим разделом плана развития предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все основные показатели работы предприятия. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.
Таблица 2.
Показатели, характеризующие производство и реализацию продукции.
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
2004г. в % к 2003г.
|
2004г. в % к плану
|
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
|
1. Объем производства в натуральном выражении, всего, тыс. руб.
|
1267,3
|
1300
|
1330,5
|
105
|
102,3
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
-- хлебобулочные изделия
|
1235,3
|
1280
|
1295,3
|
104,9
|
101,2
|
|
-- кондитерские изделия
|
20
|
23
|
23,2
|
116
|
100,9
|
|
-- прочая продукция
|
12
|
12
|
12
|
100
|
100
|
|
2. Товарная продукция, всего, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
-- хлебобулочные изделия
|
6700
|
7500
|
7600
|
113,4
|
101,3
|
|
-- кондитерские изделия
|
240
|
320
|
340
|
141,7
|
106,3
|
|
-- прочая продукция
|
10
|
95
|
97
|
97
|
102,1
|
|
3. Объем реализованной продукции, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
|
4. Средняя цена тонны выпущенной продукции, руб.
|
5580
|
5900
|
6040
|
115
|
102,4
|
|
5. Реализованная продукция к товарной продукции, %
|
100
|
100
|
100
|
х
|
х
|
|
|
Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону и подлежащих к оплате. Фактический объем реализации - это стоимость отгруженной продукции, оплаченной в свободных оптовых ценах.
Объем производства хлебопекарни в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 5%, а с планом - на 2,3%, в том числе хлебобулочная продукция - на 4,9%, кондитерские изделия - на 16%. Это связано с увеличением численности населения и ростом спроса на хлеб. С ростом объема производства растет объем реализованной продукции на 13,7%.
С увеличением затрат на выпуск продукции, средняя цена тонны выпущенной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 15%, а с планом - на 2,4%. Рост объема продукции связан с расширением ассортимента хлебобулочных изделий.
Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Выручка от реализации продукции включает средства на возмещение затрат предприятия, на реализованную продукцию, то есть полную себестоимость; денежные накопления - прибыль; налоги - НДС, спецналог.
Сумма выручки в значительной степени отличается от стоимости не только произведенной, но и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:
остатки готовой продукции на складе;
остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок.
Выручка исчисляется в оптово-отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таблица 3.
Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции.
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
2004г. в % к 2003г.
|
2004г. в % к плану
|
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
|
Выручка от реализованной продукции
|
6363
|
7200
|
7236
|
113,7
|
100,5
|
|
Себестоимость проданных товаров
|
5910
|
6700
|
6736
|
114
|
100,5
|
|
Прибыль от продаж
|
453
|
490
|
500
|
110,4
|
102
|
|
|
Выручка от реализации продукции в 2004 году увеличилась на 13,7% по сравнению с 2003 годом, это связано с ростом выпуска изделий и ее реализации, в результате возросла прибыль от продаж на 10,4%, но с увеличением себестоимости проданных товаров прибыль сократилась на 14%.
В рыночных условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все экономические показатели, в том числе и конечный показатель - прибыль. Чем выше затраты, тем меньше прибыль от производства продукции.
Себестоимость является одной из основных экономических категорий, определяющих эффективность работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно выработать из одних и тех же ресурсов.
Значение себестоимости состоит в том, что она является базой, на основе которой предприятие устанавливает свободно-отпускные цены.
Себестоимость определяется по двум направлениям: по статьям калькуляции и
по элементам сметы затрат на производство продукции.
Калькуляцией называется себестоимость единицы продукции. Калькуляция составляется по прямым статьям расходов.
В смете производственные расходы группируются по первичным элементам по экономическому признаку.
По смете затрат определяется структура себестоимости продукции, кроме того, смета является основой для расчета оборотных средств.
Затраты в смете группируются по следующим экономическим элементам.
Таблица 4.
Структура производственных расходов, тыс. руб.
Элементы затрат
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонение в % 2004г. к 2003г.
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
план
|
%
|
факт
|
%
|
|
|
Материальные затраты
|
5000
|
74,6
|
5650
|
73,1
|
5700
|
74
|
-0,6
|
|
Амортизация основных фондов
|
90
|
1,3
|
94
|
1,2
|
94
|
1,2
|
-0,1
|
|
Затраты на оплату труда
|
600
|
9
|
980
|
12,7
|
1000
|
13
|
4
|
|
Отчисления на социальные нужды
|
200
|
3
|
370
|
4,8
|
400
|
5,2
|
2,2
|
|
Прочие затраты
|
810
|
12,1
|
630
|
8,2
|
510
|
6,6
|
-5,5
|
|
ИТОГО затрат:
|
6700
|
100
|
7724
|
100
|
7700
|
100
|
-
|
|
|
Рост выпуска хлебобулочных изделий требует дополнительных затрат на производство.
Затраты на производство в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 1000 тыс. рублей, это связано с приобретением материальных ресурсов на производство на 700 тыс. рублей и с ростом заработной платы на 400 тыс. рублей, однако за счет сокращения прочих затрат, затраты на производство снизились на 300 тыс. рублей.
Основную долю к общим затратам составляют материальные затраты, однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом удельный вес материальных затрат к общим затратам снизился на 0,6%. Объем реализованной продукции зависит от объема производства и изменения остатков готовой продукции на складе. Таким образом, существует связь: прибыль - выручка от реализации - объем товарной продукции.
Обратная зависимость связывает прибыль с себестоимостью реализованной продукции. Эта зависимость представлена на рис. 5.
|
Себестоимость реализованной продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем продукции
|
|
Система оплаты труда
|
|
Система управления производством
|
|
|
Материальные затраты:
качество сырья, материалов, полуфабрикатов;
нормы расхода сырья, материалов, полуфабрикатов;
цены на сырье, материалы, полуфабрикаты.
|
|
Система налогов, сборов, отчислений в бюджет, внебюджетные фонды
|
|
Система обслуживания производства
|
|
|
Рис. 5. Зависимость прибыли от себестоимости реализованной продукции.
Из всех факторов, воздействующих на прибыль, главными являются: объем производства и реализации продукции, цены на готовую продукцию, себестоимость реализованной продукции, которые находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможна при определенных сочетаниях между этими величинами.
Показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства - это рентабельность. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общим затратам на производство. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к полной себестоимости реализованной продукции.
Таблица 5.
Основные показатели работы хлебозавода.
Показатели
|
2003г.
|
2004г.
|
2004г. в % к 2003г.
|
2004г. в % к плану
|
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
|
1. Объем реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
|
2. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, тыс. руб.
|
7070
|
8000
|
8040
|
113,7
|
100,5
|
|
3. Численность промышленно-производственного персонала, чел.
|
38
|
39
|
39
|
102,6
|
100
|
|
4. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
|
6700
|
7724
|
7700
|
114,9
|
99,7
|
|
5. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.
|
94,8
|
96,6
|
95,8
|
101,5
|
99,2
|
|
6. Прибыль, тыс. руб.
|
300
|
276
|
300
|
100
|
108,7
|
|
7. Рентабельность продукции, %
|
4,5
|
3,6
|
3,9
|
-0,6
|
0,3
|
|
8. Основные производственные фонды, тыс. руб.
|
2800
|
2800
|
2800
|
100
|
100
|
|
9. Оборотные средства, тыс. руб.
|
590
|
540
|
540
|
91,5
|
100
|
|
10. Общая рентабельность предприятия, %
|
8,8
|
8,3
|
9
|
0,2
|
0,7
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|