скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев скачать рефераты

При нарушении нормального кругооборота средств, увели-чении затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении в произ-водственном процессе, недостаточном воздействии распредели-тельных отношений на эффективность производства.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеет-ся всесторонний интерес, финансовый контроль за деятельнос-тью хозяйствующего субъекта осуществляют:

ь непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщика-ми товарно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами,

ь налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;

ь контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью предприятий и организаций, использующих бюджет-ные средства;

ь коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

ь независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор-ских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной дея-тельности коммерческих организаций и предприятий свиде-тельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицатель-ный результат или отсутствие его говорят о недостатках в уп-равлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

Финансовые отношения коммерческих организаций и пред-приятий строятся на определенных принципах, связанных с ос-новами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоя-тельность, самофинансирование, материальная заинтересован-ность, материальная ответственность, обеспечение финансовы-ми резервами.

* Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты не-зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыноч-ных отношений существенно расширило самостоятельность хо-зяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвести-ровании денежных средств. Коммерческие организации и пред-приятия с целью получения дополнительной прибыли могут осу-ществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других ком-мерческих организаций, государства, участия в формировании ус-тавного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения де-нежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Од-нако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйст-вующих субъектов в процессе формирования финансовых ресур-сов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собст-венности в соответствии с законодательством уплачивают необхо-димые налоги в соответствии с установленными ставками, участ-вуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амор-тизации также происходит по нормам, установленным законода-тельно.

* Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в разви-тие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоя-щее время не все предприятия и организации способны полно-стью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные пред-приятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышлен-ности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают до-полнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.

* Принцип материальной заинтересованности - объектив-ная его необходимость диктуется основной целью предпринима-тельской деятельности - получением прибыли. Заинтересован-ность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным ра-ботникам и государству в целом. Реализация этого принципа мо-жет быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной нало-говой политикой государства соблюдением экономически обосно-ванных пропорций в распределении чистой прибыли на потребле-ние и накопление.

* Принцип материальной ответственности - означает на-личие определенной системы ответственности за результаты фи-нансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реали-зации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обя-зательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возвра-та краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, на-рушении налогового законодательства, а также в случае неэффек-тивной деятельности путем применения к данному хозяйствую-щему субъекту процедуры банкротства. Для руководителей ком-мерческих организаций и предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях на-рушения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.

К отдельным работникам предприятий и организаций при-меняется система штрафов, лишения премий, увольнение с ра-боты в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

* Принцип обеспечения финансовых резервов - необходи-мость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений по-следствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реа-лизует разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок. При нали-чии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъ-ект вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском получения недостаточного процента дохода в срав-нении с темпами инфляции или новыми более доходными сфера-ми приложения денежных средств. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы.

Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины опла-ченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производят-ся до налогообложения прибыли.

Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Вместе с тем денежные средства, направленные в финансо-вый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хра-нить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они приносили дополнительную стоимость.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъ-ектов находятся в развитии и для их реализации в каждой кон-кретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Заключение

Итак, каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ-фические финансовые отношения, посредством которых образуют-ся и используются соответствующие виды денежных фондов (дохо-дов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен-ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб-ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе-ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо-ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюдже-та, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд за-нятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федера-ции занимает бюджетная система. Путем ее использования обра-зуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюдже-тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Россий-ской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физичес-ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат-ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды со-здаются соответствующими представительными или исполнитель-ными органами государственной власти и местного самоуправле-ния.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной систе-ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф-фективного использования их в рамках фондов проведено вклю-чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступ-ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, нахо-дящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предпри-ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функцио-нируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммер-ческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими ор-ганизациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджет-ные организации такой цели не имеют, хотя на основании зако-нодательства последних лет они вправе заниматься предприни-мательской и иной деятельностью для получения дополнитель-ных доходов в целях более полного выполнения ими своих функ-ций.

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансо-вой системы, так как они непосредственно связаны с материаль-ным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное и личное страхование обеспечивает форми-рование страховых денежных фондов, направляемых на возме-щение материального ущерба, причиненного физическим и юри-дическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Од-нако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, госу-дарственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере-стало быть государственной монополией. Наряду с государствен-ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо-ром государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное исполь-зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав-ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Под государственным кредитом принято понимать отноше-ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри-дических и физических лиц государством при недостаточности го-сударственных (бюджетных) доходов для осуществления намечен-ных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качест-ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кре-диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли-гаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.

Список использованных источников

Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской. - СПб.: СПбГИЭА, 1999.

Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.

Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

Балабанов И. Т., Степанов В. Н. Бюджетная система Российской Федерации. - СПб.: СПбТЭИ, 1995.

Бюджетный кодекс РФ

Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право. - 1997. - № 6.

Гражданский кодекс РФ

Гурьев А. Н., Памфилов С. Ф. История России: кредитная система. - М.: ЮКИС, 1995.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4.

Конституция РФ 12 декабря 1993 года

Молчанов А., Тавасиев А. Российская банковская система: отечественная или иностранная? // Российская Федерация. 1994. - № 4.

Налоговый кодекс РФ

Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый сло-варь русского языка. М., 1998.

Торкановский Е. Каким быть банковскому законодательству России? // Хозяйство и право. - 1994. - № 11.

Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2000.

Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.

Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. - М.: «Проспект», 1999.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

Шенаев В. Н. Денежная и кредитная системы России. - М.: Наука, 1998.

Экономика и жизнь. - 1995. - № 19.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5