скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев скачать рефераты

Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев

2

Государственный Университет Управления

Заочное отделение

Учебная дисциплина - Финансы, денежное обращение и кредит

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев

Москва 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 3

1. Понятие и сущность финансово-кредитной

системы и ее звеньев …………………………………………………5

2. Характеристика, формирование и принципы

функционирования основных звеньев финансово-

кредитной системы …………………………………………………...10

2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы …………-

2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...12

2.1.2. Государственный кредит ………………………………………14

2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной

системы ………………………………………………………………15

2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы ……….…..20

3. Финансы предприятий различных форм

собственности …………………………………………………….….25

Заключение ………………………………………………………………30

Список использованных источников ……………….………….. 32

Введение

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш-нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи-ческих программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-можности воздействия на все эти явления посредством финансово-го механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответ-ствующего финансового обеспечения, функционирования финан-сов муниципальных образований.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли эко-номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено обще-ственным разделением труда, наличием разных форм собственнос-ти и основанных на них организационно-правовых форм хозяйст-венной деятельности, экономической обособленностью и равно-правием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В ре-зультате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законо-дательное закрепление разнообразия форм собственности и разви-тия рыночного механизма Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ. определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Феде-рации.

Финансы как целостная экономическая категория, обладаю-щая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделе-ния обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо-мику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в со-став финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует фи-нансово-кредитную систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономи-ческими и политическими условиями (переход к рыночным отно-шениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внут-реннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

- бюджетная система, состоящая из государственных (феде-рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

- внебюджетные целевые государственные и муниципальные

(местные) фонды;

- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на фе-деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местно-го самоуправления. Все они обладают общими свойствами финан-сов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля-ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи-нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз-водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри-ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны-ми социальными группами населения. Внебюджетные специ-альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп-нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера-ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра-ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застра-хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы пред-ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер фи-нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу-ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фон-дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает сле-дующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан-совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

* В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер-пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюдже-ты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 - 1990 гг. концентрировались 52 - 50% об-щего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союз-ных республик приходилось 48 - 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в ме-стных бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:

ь республиканский бюджет Российской Федерации, или фе-деральный бюджет;

ь бюджеты национально-государственных и административ-но-территориальных образований, к которым относятся рес-публиканские бюджеты республик в составе Российской Феде-рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об-ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

ь местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Мест-ные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюд-жеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюд-жет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увели-чении их собственной доходной базы.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать раз-витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни-тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов ра-ботодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сум-ме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на стра-ховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направля-ется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам отно-сятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фон-ды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоот-ношениях с бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ре-сурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюд-жетные фонды, доходы которых формируются за счет обяза-тельных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхо-вания и Фонда обязательного медицинского страхования с со-хранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Феде-рации рекомендовано консолидировать в бюджетах националь-но-государственных и административно-территориальных обра-зований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

* Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и фи-зическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го-сударственного внутреннего долга определяет федеральное Соб-рание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го-ды связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляцион-ным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещае-мых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпу-щены новые ценные бумаги - государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эми-тированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сбе-регательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка го-сударственных ценных бумаг.

В настоящее время внутренний государственный долг Рос-сии состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных

Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.

* В условиях административно-командной системы действо-вала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном под-чинении - Правлению Госстраха и Министерству финансов со-юзной республики. Деятельность страховой системы была подчи-нена интересам государственного бюджета. Государство безвоз-мездно изымало из страховых фондов крупные средства для по-крытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономи-ке созданы объективные условия для активного развития страхо-вания.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга-низациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, свя-занного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российс-ких страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа-ний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию гру-зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова-нию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государствен-ная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный ме-ханизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов об-щества. Успешно работают такие акционерные страховые об-щества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.

* Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, аренд-ные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется пре-обладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при кото-ром расходы предприятия должны покрываться за счет собствен-ных доходов. Главным источником производственного и социаль-ного развития трудовых коллективов становится прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5