Финансовая система РФ
Источником бюджетного права выступают нормы бюджетного права, которые находятся в конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ, а также в нормативных актах, издаваемых правительством РФ, правительством субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом значительная роль в регулировании бюджетных отношений принадлежит нормативным актам Мин. Фина. РФ, Мин. Фин. субъектов РФ.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.
Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами.
Бюджетные процессуальные нормы регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местного бюджета, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
В.9. Бюджетные права РФ.
Бюджетные права представляют собой полномочия различных субъектов бюджетного права.
Бюджетные права РФ реализуются органами государственной власти: палатами федерального собрания, президентом РФ, правительством РФ. Бюджетные права РФ выражаются в праве получать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет. К основным бюджетным правам можно отнести:
— право на самостоятельный федеральный бюджет,
— право на установление налогов и сборов и других источников дохода, подлежащих зачислению в бюджетную систему,
— осуществление законодательного регулирования бюджетных отношений,
— установление основ разграничения расходов между бюджетами.
В.10. Бюджетные права субъектов РФ.
Бюджетные права субъектов РФ реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ составляет совокупность следующих бюджетных прав:
— законодательное регулирование бюджетного устройства на соответствующей территории и бюджетного процесса;
— право на самостоятельный бюджет;
— право устанавливать на своей территории в соответствии сФЗ налоги и сборы;
— право распределять доходы между доходами субъектов РФ и местными бюджетами соответствующих территорий;
— право на дополнительные источники доходов и их самостоятельное использование.
В.11. Бюджетные права муниципальных образований.
— Бюджетные права муниципальных образований реализуются соответствующими органами местного самоуправления. Бюджетные права муниципальных образований выражаются в:
— праве составлять, утверждать и исполнять местные бюджеты,
— осуществлять контроль за их исполнением.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления федеральных налогов и налогов субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета.
В.12. Понятие и правовые основы бюджетного процесса.
1.Понятие, правовые основы бюджетного процесса РФ.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В основе всей бюджетной деятельности финансовых органов лежит бюджетная классификация.
Составление и исполнение бюджета является функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функция представительных органов власти.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджетный процесс включает в себя 5 стадий:
1. Составление проекта бюджета.
2. рассмотрение проекта бюджета.
3. Утверждение проекта бюджета.
4. Исполнение проекта бюджета.
5. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект федерального бюджета и проект государственных внебюджетных фондов РФ составляется и утверждается сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
В.13. Исполнение бюджета: субъекты, полномочия,
ответственность.
2. Исполнение бюджета: субъекты, полномочия,
ответственность.
Исполнение федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов обеспечивается правительством РФ. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с БК в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджетом по расходам.
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки предоставления сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
Федеральный орган - Мин. Фин. РФ - федеральный уровень
Региональный орган - Мин. Фин. РФ - региональный уровень
Муниципальный орган - Мин. Фин. РФ - муниципальный уровень.
Отчет об исполнении федерального консолидированного бюджета составляет Мин. Фин. РФ (за истекший год) и предоставляет правительству.
Правительство РФ ежегодно предоставляет федеральному собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.
В.14. Особенности страхового правоотношения: объекты и
предметы страхования, права и обязанности сторон, страховая
ответственность.
VIII. Правовое регулирование и страхование.
1. Страховое право, его источники.
Страховое право - раздел финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные правоотношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств.
Источники страхового права:
— конституция РФ;
— закон РФ;
— указы президента;
— постановления правительства и др. нормативно-правовые акты.
Основным нормативными актами, регулирующими страховые отношения являются:
— гражданский кодекс РФ
— закон РФ от 27.11.92 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» - редакция на 17.05.07г.
— Среди указов президента можно выделить Указ от 07.07.92г. №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (редакция указов президента РФ от 22.07.98 №866)
Контроль за страховой деятельностью в РФ осуществляется федеральной службой страхового надзора МинФина.
2. Страхование как институт финансовой системы. Виды
страхования.
Законодатель определяет страхование как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов.
Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки установленные в договоре страхования.
Страховой случай - предусмотренное договором страхования событие, при наступлении которого уплачивается обусловленная договором страхования сумма.
В соответствии с законодательством страхование в РФ осуществляется в добровольной и обязательной форме.
Виды страхования по объекту:
Объектом страхования является не противоречащие законодательству имущественные интересы связанные с:
— жизнью, здоровьем, трудоспособностью, пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица - личное страхование;
— владением, пользованием, распоряжением имущества - имущественное страхование;
— возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда причиненного юридическому лицу - страхование ответственности;
— риском убытков от предпринимательской деятельности.
3. Страховые правоотношения.
Страховые правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие между страховщиком и страхователем в процессе создания и использования страховых фондов денежных средств; урегулированы нормами страхового права.
Субъекты страхования:
Страховщики - юридические лица любой организационно-правовой формы предусмотренной законом, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.
Страхователи - юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие договор страхования, либо являющиеся таковыми в силу закона.
Выгодоприобретателем в страховых отношениях является физическое или юридическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования.
Законодатель не допускает страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и т.д.
В.15. Виды неналоговых доходов государства и их правовое
регулирование.
Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов. Правовой режим уплаты неналоговых доходов в федеральный бюджет по большей части определен на законодательном уровне. На федеральном уровне состав неналоговых доходов определен в БК РФ ст56.44
1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
4. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.
В.16.Налоговое право РФ и его источники.
IX. Основы налогового права.
1. Налоги, их понятие, роль.
Налог следует рассматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный платеж физических и юридических лиц в определенном размере и в определенный срок.
Налог используется государством как средство перераспределения национального дохода.
Функции налога показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного перераспределения и распределения доходов.
Функции налогов:
— фискальная (перераспределительная), посредством данной функции происходит накопление финансовых ресурсов РФ (через бюджет и внебюджетные фонды);
— контрольная - налоги обеспечивают контроль за движением финансовых ресурсов, а также определяют эффективность налогового механизма;
— регулирующая - посредством налогов государство оказывает воздействие на процессы создания и обращения общественного продукта.
Принципы.
Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы с двух позиций с одной стороны это принципы, лежащие на основе теории налогов, с другой - принципы построения конкретного налогового механизма.
В основе теории налогов положены всеобщие принципы, используемые в налоговых системах всех стран:
1. Финансовые принципы:
— нейтральность;
— достаточность;
— эластичность.
2. Принципы справедливости:
— всеобщность;
— равномерность.
3. Принципы налогового направления:
— определенность;
— экономность;
— контролируемость;
— удобность.
Принципы конкретного налогового механизма:
1. Организационные принципы:
единство налоговой политики;
единство налоговой системы;
разграничение полномочий.
2. Юридические принципы:
законность;
ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика;
приоритет налогового законодательства над иным законодательством.
3. Экономические принципы:
всеобщность налогообложения;
экономическая обоснованность налогообложения;
равная налоговая премия исходя из фактической возможности к уплате налога.
Страницы: 1, 2, 3
|