Финансовая система РФ
Финансовая система РФ
9
Экзамен : финансовое право
Преподаватель: Козодаев В. Н.
1.Понятие, предмет, субъекты, методы и система финансового
права.
1. Предмет и понятие ФП.
Финансовое право (ФП) - самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Нормы ФП всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
Таким образом ФП имеет свой предмет регулирования не свойственный другим отраслям права.
Отношения, составляющие предмет ФП имеют организационный, властный и имущественный характер. Данные особенности позволяют выделить из большого круга существующих денежных отношений именно те, которые по своему характеру являются финансовыми. Эти отношения можно классифицировать по определенным группам в связи с присущими им особенностями:
1. Отношения, возникающие между высшими региональными и местными представителями органами власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета, порядка их формирования и исполнения.
2. Отношения, возникающие между высшими региональными, местными исполнителями органами власти в области финансов.
3. Отношения, возникающие между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями в связи с исполнением обязательств по уплате налогов и иных платежей и перечисление их в бюджет.
4. Отношения, возникающие внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита.
Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления. Основным методом финансово-правового регулирования является административно-правовой метод, суть его состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной - государством и его органами. Они создают обязательные для составления властные предписания, которые могут иметь форму законов и подзаконных актов.
3. Система и источник ФП.
Система Российского ФП - объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты.
ФП состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая часть ФП содержит нормы, регулирующие общественные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющую финансовую деятельность, правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений.
Особенная часть ФП включает в себя расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты ФП, связь между которыми объективно обусловлена.
Источником ФП РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.
Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договора ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам ФП.
В.2. Принципы финансового права.
2. Принципы ФП.
Основными принципами ФП являются: законность, гласность, федерализм, плановость, приоритет в области финансовой деятельности представительных органов государственной власти над исполнительными органами государственной власти.
1. Принцип законности выражается в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами ФП. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности выражается в доведении до сведений граждан содержания различных финансовых документов.
3. Принцип федерализма в ФП проявляется в установлении конституцией РФ разграничений полномочий РФ, субъектов РФ в области финансов.
4. Принцип плановости является неотъемлемым условием финансовой деятельности государства. Вся финансовая деятельность государства основывается на системе финансово-плановых актов. Их структура, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах.
5. Принцип приоритета проявляется в установлении конституцией РФ полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти при составлении и утверждении основополагающих финансовых документов бюджетной и налоговой политики российского государства.
В.3. Основные принципы, методы и формы финансовой
деятельности государства.
1. Понятие финансов и их функции.
Финансы - экономическая категория, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, активно использующим эту категорию для выполнения своих задач.
В экономической и правовой литературе понятие финансы рассматривается в двух аспектах:
1. Совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.
2. Совокупность фондов денежных средств мобилизованных государством и муниципальными образованиями для осуществления своих задач и функций.
В целом можно дать следующее определение финансов - финансы представляют собой денежные ресурсы производителя и потребителя, а также денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения национального продукта.
Финансам свойственны распределительная и учетно-контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства в целом.
Распределительная функция финансов выражается в том, что посредством финансов происходит распределение ВВП и ВНД РФ.
Учетно-контрольная функция финансов определяется тем, что финансы являются универсальным инструментом учета и контроля со стороны общества за правительством, распределением созданного продукта.
2.Финансовая деятельность государства (ФДГ), методы осуществления финансовой деятельности.
ФДГ - деятельность государства направленная на образование, Распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих их функционирование.
Финансовую деятельность осуществляют органы всех ветвей государственной власти.
Средствами финансовой деятельности являются правовые нормы, нормы БУ, операционно-технические средства и т.д.
Как управляющая система финансовая деятельность осуществляется различными методами. Все методы осуществления финансовой деятельности обычно подразделяют на две группы - общие и специальные. При этом к общим методам относятся импиративные и рекомендательные.
Сущность импиративного метода состоит в том, что государство и его органы осуществляют финансовую деятельность посредством принятия властных предписаний обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами.
Рекомендательный метод в основном используется государством и его образованиями. Применение данного метода обусловлено проведением курса на финансовую самостоятельность бюджетов.
Группа специальных методов включает в себя такие методы как метод обязательных и добровольных платежей, метод кредитования, метод дотации, метод субвенции и т.д.
В.4. Система государственных органов, осуществляющих
финансовую деятельность в РФ.
3. Финансовая система государства и органы государственной
власти, осуществляющие финансовую деятельность.
Понятие финансовой системы употребляется в двух смыслах:
1. Как совокупность финансовых институтов.
2. Как совокупность финансовых учреждений страны.
Под финансовым институтом понимают группу однородных экономических отношений взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределению денежных средств.
Поскольку совокупность финансовых институтов образует финансовую систему можно полагать, что финансовая система это совокупность финансовых и кредитных институтов, посредством которых государство образует, распределяет и использует фонды денежных средств.
9
К органам общей компетенции относятся: обе палаты федерального собрания (СФ+гос.дума) президент+правительство.
Органы специальной компетенции - органы исполнительной власти специально созданные для осуществления финансовой деятельности государства: МинФин, Федеральное казначейство, ФНС, ФТС(таможенная), ЦБ РФ.
В.5. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм.
1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм.
ФПН определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение государственных предписаний.
ФПН это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Основная особенность ФПН заключается в том, что они носят государственно-властный, императивный (обязывающий) характер.
Участники финансовых правоотношений не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.
ФПН имеют следующую структуру: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза - часть ФПН, которая определяется обстоятельством при котором могут возникнуть финансовые отношения.
Диспозиция - часть ФПН, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых отношений при наличии обстоятельств предусмотренных гипотезой.
Санкция - та часть, в которой устанавливаются меры государственного принуждения участников финансовых отношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов.
ФПН в зависимости от содержания классифицируются на:
— материальные (закрепляют финансовые права и обязанности участников ФПН);
— процессуальные (определяют порядок реализации материальных ФПН).
ФПН по характеру воздействия на участников финансовых отношений подразделяются на
— обязывающие (регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме предписывают совершать определенные действия (FE: платить налог);
— запрещающие (регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действия, нарушающие финансовую норму);
— уполномочивающие (содержат дозволение определенным органам и должностным лицам конкретизировать предписания содержащиеся в норме).
ФПН в зависимости от объема действий классифицируют на:
— общие (распространяются на несколько категорий финансовых отношений);
— специальные (распространяются на определенные виды финансовых отношений).
ФПН в зависимости от территории действия классифицируются на нормы, действующие на:
— всей территории РФ;
— на территории субъекта РФ;
— на конкретном муниципальном образовании.
В.6. Финансовые правоотношения (субъекты, особенности).
2. Финансовые правоотношения (ФПО).
ФПО - общественные отношения основанные на нормах финансового права и возникающие в сфере финансовой деятельности государства, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
Основанием возникновения, изменения и прекращения ФПО являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение и прекращение у отдельных юридических и физических лиц финансовых прав и обязанностей.
ФПО имеют следующую структуру:
— субъекты (с одной стороны государство, государственное образование, органы государственной власти, муницип. образование; с другой стороны юридические и физические лица);
— объекты (деньги и денежные обязательства);
— содержание.
Права и обязанности участников правоотношений по поводу аккумуляции, направления фондов денежных средств.
ФПО имеют характерные особенности, которые позволяют отличить от иных правоотношений, не связанных непосредственно с организацией финансовой деятельности. К таким особенностям относят:
— ФПО возникают исключительно в процессе финансовой деятельности государства
— одним из субъектов этих отношений обязательно является соответствующий орган государственной власти, либо государство, либо муниципальное образование в целом;
— рассматриваемые отношения носят имущественный характер, т.е. всегда возникают по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).
Таким образом особенность ФПО выражается в том, что в ФПО можно отчетливо выделить два правовых элемента:
— государственно-властный (организационный);-имущественный.
В.7. Понятие бюджетного права и особенности бюджетных правоотношений.
Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетных систем, бюджетного права субъектов РФ, административно-территориальных единиц, а также бюджетный процесс.
В круг субъектов бюджетного права входят:
1. РФ в целом, субъекты РФ, местные административные образования - города и районы.
2.Государственные и местные органы власти (представительной и исполнительной).
Общественные отношения урегулированные нормами бюджетного права приобретают форму бюджетных правоотношений.
Бюджетные правоотношения можно объединить в 3 группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней.
3. Отношения по поводу формирования, утверждения и контроля за исполнением бюджета.
В.8. Система бюджетного права, источники бюджетного права.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права образуют систему бюджетного права. Основополагающими правовыми актами регулирующими бюджетные правоотношения в РФ являются конституция РФ, Бюджетный кодекс.
Страницы: 1, 2, 3
|