скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансовая система РФ скачать рефераты

Финансовая система РФ

9

Экзамен : финансовое право

Преподаватель: Козодаев В. Н.

1.Понятие, предмет, субъекты, методы и система финансового

права.

1. Предмет и понятие ФП.

Финансовое право (ФП) - самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Нормы ФП всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Таким образом ФП имеет свой предмет регулирования не свойственный другим отраслям права.

Отношения, составляющие предмет ФП имеют организационный, властный и имущественный характер. Данные особенности позволяют выделить из большого круга существующих денежных отношений именно те, которые по своему характеру являются финансовыми. Эти отношения можно классифицировать по определенным группам в связи с присущими им особенностями:

1. Отношения, возникающие между высшими региональными и местными представителями органами власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета, порядка их формирования и исполнения.

2. Отношения, возникающие между высшими региональными, местными исполнителями органами власти в области финансов.

3. Отношения, возникающие между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями в связи с исполнением обязательств по уплате налогов и иных платежей и перечисление их в бюджет.

4. Отношения, возникающие внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита.

Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления. Основным методом финансово-правового регулирования является административно-правовой метод, суть его состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной - государством и его органами. Они создают обязательные для составления властные предписания, которые могут иметь форму законов и подзаконных актов.

3. Система и источник ФП.

Система Российского ФП - объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты.

ФП состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть ФП содержит нормы, регулирующие общественные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющую финансовую деятельность, правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений.

Особенная часть ФП включает в себя расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты ФП, связь между которыми объективно обусловлена.

Источником ФП РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.

Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договора ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам ФП.

В.2. Принципы финансового права.

2. Принципы ФП.

Основными принципами ФП являются: законность, гласность, федерализм, плановость, приоритет в области финансовой деятельности представительных органов государственной власти над исполнительными органами государственной власти.

1. Принцип законности выражается в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами ФП. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности выражается в доведении до сведений граждан содержания различных финансовых документов.

3. Принцип федерализма в ФП проявляется в установлении конституцией РФ разграничений полномочий РФ, субъектов РФ в области финансов.

4. Принцип плановости является неотъемлемым условием финансовой деятельности государства. Вся финансовая деятельность государства основывается на системе финансово-плановых актов. Их структура, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах.

5. Принцип приоритета проявляется в установлении конституцией РФ полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти при составлении и утверждении основополагающих финансовых документов бюджетной и налоговой политики российского государства.

В.3. Основные принципы, методы и формы финансовой

деятельности государства.

1. Понятие финансов и их функции.

Финансы - экономическая категория, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, активно использующим эту категорию для выполнения своих задач.

В экономической и правовой литературе понятие финансы рассматривается в двух аспектах:

1. Совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.

2. Совокупность фондов денежных средств мобилизованных государством и муниципальными образованиями для осуществления своих задач и функций.

В целом можно дать следующее определение финансов - финансы представляют собой денежные ресурсы производителя и потребителя, а также денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения национального продукта.

Финансам свойственны распределительная и учетно-контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства в целом.

Распределительная функция финансов выражается в том, что посредством финансов происходит распределение ВВП и ВНД РФ.

Учетно-контрольная функция финансов определяется тем, что финансы являются универсальным инструментом учета и контроля со стороны общества за правительством, распределением созданного продукта.

2.Финансовая деятельность государства (ФДГ), методы осуществления финансовой деятельности.

ФДГ - деятельность государства направленная на образование, Распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих их функционирование.

Финансовую деятельность осуществляют органы всех ветвей государственной власти.

Средствами финансовой деятельности являются правовые нормы, нормы БУ, операционно-технические средства и т.д.

Как управляющая система финансовая деятельность осуществляется различными методами. Все методы осуществления финансовой деятельности обычно подразделяют на две группы - общие и специальные. При этом к общим методам относятся импиративные и рекомендательные.

Сущность импиративного метода состоит в том, что государство и его органы осуществляют финансовую деятельность посредством принятия властных предписаний обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами.

Рекомендательный метод в основном используется государством и его образованиями. Применение данного метода обусловлено проведением курса на финансовую самостоятельность бюджетов.

Группа специальных методов включает в себя такие методы как метод обязательных и добровольных платежей, метод кредитования, метод дотации, метод субвенции и т.д.

В.4. Система государственных органов, осуществляющих

финансовую деятельность в РФ.

3. Финансовая система государства и органы государственной

власти, осуществляющие финансовую деятельность.

Понятие финансовой системы употребляется в двух смыслах:

1. Как совокупность финансовых институтов.

2. Как совокупность финансовых учреждений страны.

Под финансовым институтом понимают группу однородных экономических отношений взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределению денежных средств.

Поскольку совокупность финансовых институтов образует финансовую систему можно полагать, что финансовая система это совокупность финансовых и кредитных институтов, посредством которых государство образует, распределяет и использует фонды денежных средств.

9

К органам общей компетенции относятся: обе палаты федерального собрания (СФ+гос.дума) президент+правительство.

Органы специальной компетенции - органы исполнительной власти специально созданные для осуществления финансовой деятельности государства: МинФин, Федеральное казначейство, ФНС, ФТС(таможенная), ЦБ РФ.

В.5. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм.

1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм.

ФПН определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение государственных предписаний.

ФПН это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Основная особенность ФПН заключается в том, что они носят государственно-властный, императивный (обязывающий) характер.

Участники финансовых правоотношений не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

ФПН имеют следующую структуру: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - часть ФПН, которая определяется обстоятельством при котором могут возникнуть финансовые отношения.

Диспозиция - часть ФПН, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых отношений при наличии обстоятельств предусмотренных гипотезой.

Санкция - та часть, в которой устанавливаются меры государственного принуждения участников финансовых отношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов.

ФПН в зависимости от содержания классифицируются на:

— материальные (закрепляют финансовые права и обязанности участников ФПН);

— процессуальные (определяют порядок реализации материальных ФПН).

ФПН по характеру воздействия на участников финансовых отношений подразделяются на

— обязывающие (регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме предписывают совершать определенные действия (FE: платить налог);

— запрещающие (регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действия, нарушающие финансовую норму);

— уполномочивающие (содержат дозволение определенным органам и должностным лицам конкретизировать предписания содержащиеся в норме).

ФПН в зависимости от объема действий классифицируют на:

— общие (распространяются на несколько категорий финансовых отношений);

— специальные (распространяются на определенные виды финансовых отношений).

ФПН в зависимости от территории действия классифицируются на нормы, действующие на:

— всей территории РФ;

— на территории субъекта РФ;

— на конкретном муниципальном образовании.

В.6. Финансовые правоотношения (субъекты, особенности).

2. Финансовые правоотношения (ФПО).

ФПО - общественные отношения основанные на нормах финансового права и возникающие в сфере финансовой деятельности государства, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Основанием возникновения, изменения и прекращения ФПО являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение и прекращение у отдельных юридических и физических лиц финансовых прав и обязанностей.

ФПО имеют следующую структуру:

— субъекты (с одной стороны государство, государственное образование, органы государственной власти, муницип. образование; с другой стороны юридические и физические лица);

— объекты (деньги и денежные обязательства);

— содержание.

Права и обязанности участников правоотношений по поводу аккумуляции, направления фондов денежных средств.

ФПО имеют характерные особенности, которые позволяют отличить от иных правоотношений, не связанных непосредственно с организацией финансовой деятельности. К таким особенностям относят:

— ФПО возникают исключительно в процессе финансовой деятельности государства

— одним из субъектов этих отношений обязательно является соответствующий орган государственной власти, либо государство, либо муниципальное образование в целом;

— рассматриваемые отношения носят имущественный характер, т.е. всегда возникают по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).

Таким образом особенность ФПО выражается в том, что в ФПО можно отчетливо выделить два правовых элемента:

— государственно-властный (организационный);-имущественный.

В.7. Понятие бюджетного права и особенности бюджетных правоотношений.

Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетных систем, бюджетного права субъектов РФ, административно-территориальных единиц, а также бюджетный процесс.

В круг субъектов бюджетного права входят:

1. РФ в целом, субъекты РФ, местные административные образования - города и районы.

2.Государственные и местные органы власти (представительной и исполнительной).

Общественные отношения урегулированные нормами бюджетного права приобретают форму бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения можно объединить в 3 группы:

1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней.

3. Отношения по поводу формирования, утверждения и контроля за исполнением бюджета.

В.8. Система бюджетного права, источники бюджетного права.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права образуют систему бюджетного права. Основополагающими правовыми актами регулирующими бюджетные правоотношения в РФ являются конституция РФ, Бюджетный кодекс.

Страницы: 1, 2, 3