скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание скачать рефераты

Реферат: Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание

Одесский Национальный Морской университет

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание

Реферат

по эстетике

студентки ФЭУ 1к. 2гр.

Андроновой А.В.

Одесса

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................

3

1. Эволюция художественного сознания и его свойства........................ 3

2. Общественное и художественное сознание......................................5

2.1. Соотношение общественного и художественного сознания....... 5

2.2. Уровни и формы проявления художественного сознания........... 5

3. Проблема эстетического вкуса и идеала.......................................7

4. Эстетическое воспитание.....................................................8

4.1. Понятие эстетического воспитания..........................................8

4.2. Эстетическое формирование................................................10

Заключение.................................................................................................

14

Литература..................................................................................................

15

ВВЕДЕНИЕ

Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного сознания, одна

из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то

можно сказать, что художественное сознание наряду с религиозным и

нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и,

следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм,

непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни

правосознания, ни политического сознания, а зачатки художественного сознания

уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более

– в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

1. ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В античном мире художественное сознание приобрело относительно

самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии

личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено

теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не

уменьшает его самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции

эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять

сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой,

идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу

философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве

определенной философии искусства.

Эстетическое сознание – это та форма или часть общественного сознания,

которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и

выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу

прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о

красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет – словом, все

то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в

эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как

совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения

главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а

на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению

мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда

лежит на поверхности.

Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две

основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота –

проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в

природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к

одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении).

С моей точки зрения, трудно согласиться и с одним, и с другим суждениями, так

как, во-первых, если красота – это самое естественное в мире явление, то в

чем же тогда заслуга художника, который хочет привнести что-то свое в

изображаемый им мир? И второе, как можно найти общее для всех красивых

предметов, где же критерий этого идеального? Можно прочертить только

мыслимую, условную линию между крайними параметрами художественного сознания.

Самой существенной особенностью его, на мой взгляд, является эмоциональность.

Вне ее не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну

сторону невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием,

а по вторую – эстетический идеал, являющийся результатом субъективных

представлений человека о прекрасном. Такие звенья структуры эстетического

сознания, как созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства,

наслаждение формируют чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих

звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания.

В действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом,

его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной

памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память

также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом

восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает

эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.

Еще одно специфическое свойство художественного сознания – воображение. Оно

обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В

воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно

возникновение образности, или конкретного представления. Воображение

отражает, как правило, степень духовности личности.

2. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

2.1. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Для сравнения можно обратиться к такой форме общественного сознания, как

наука. Несомненно, что такие звенья сознания, как ощущение, восприятие,

образное представление занимают в ней сравнительно ограниченное место, хотя и

проявляются на уровне поисков, опытов.

Обращение к различным формам общественного сознания помогает дифференцировать

эстетическое сознание и, скажем, религиозное. Кажется, что первое, есть форма

наиболее широкого и наиболее личностного сознания по своим проявлениям. Как

субъективная реальность и “текущее настоящее” эстетическое сознание

сказывается многообразнее и тоньше, предметнее и образнее, чем любая другая

форма общественного сознания.

Для художественного сознания характерна “живая мысль”, действующая предельно

свободно, с определенными ценностными установками, то есть обретающая

глубокий личностный смысл для каждого человека в отдельности.

2.2. УРОВНИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Из всех форм общественного сознания именно художественное в своих ценностных

ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения

различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый

мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или

низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Сознание и потребность, отношение и действие – все это система чисто

человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и

взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях,

они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески

активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от

условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом

сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности,

характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-

психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру,

являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического

сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды,

представления, понятия, художественное творчество во всех его видах,

материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д.

Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается

лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим

законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм

жизни общества.

В своей активности эстетическое сознание проявляется в духовной потребности,

которая выражает отношение к внешнему миру. Потребность эту нельзя

противопоставлять ни эстетическому, ни отношению, ни действию, ибо они имеют

диалектический характер. Возникшая потребность заставляет человека искать

средства для ее удовлетворения, что и порождает эстетическое отношение,

воплощаемое уже в активности личности. В вышеупомянутом эстетическом ряду

вполне реален всеобщий закон диалектического взаимодействия теории и

практики, слова и дела.

Следует выделить два наиболее общих уровня художественного сознания:

обыденное и научное. Первое из них – отражение действительности на

эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как

второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется

обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной

силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

Итак, художественное сознание научного уровня проявляется на практике

(эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное

искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории

, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической

деятельности (культуры).

Целостное проявление художественного сознания возможно при совокупности

теории и практики эстетической деятельности.

3. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ИДЕАЛА

Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала – двух, на

первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие

стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от

другой. Эстетический вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической

способности личности, выражение эстетического идеала – высшего проявления

эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши

представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически

создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать

заключение о тождестве этих категорий.

Эстетический вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к

числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и

предшествующих поколений. Эстетический идеал – достояние современного

общества, одна из сторон духовного его облика, его душа.

Основная форма существования идеала – конкретно-чувственный образ,

вырастающий из “живого созерцания”. Образ этот смутен, неопределенен. Идеал

есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал

художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство,

внутренний голос. А.Н.Толстой писал: “Художник впитывает в себя явление,–

сквозь глаза, уши, кожу вливается в него окружающая жизнь и оставляет в нем

след, как птица, пробежавшая по песку...” Процесс обобщения человеком

увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно.

Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно

устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и

рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет

целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к

достижению оптимальных результатов.

В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую

способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и

систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации

человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе

потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает

осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус

выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому

человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа.

При участии эстетического вкуса человек эмоционально-чувственно погружается в

жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и

теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень.

4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

4.1. ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького

человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не

откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с

родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,

настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается,

откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое

воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование

личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное

формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это

специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом

(общество и его специализированные институты) по отношению к объекту

(индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у

последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей

в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями

об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение

индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем

интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека

к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и

представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не

только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к

творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности,

в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности

человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с

нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором

человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно

тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с

добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического

воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и

искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели

эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески

развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют

следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные

основы эстетической культуры личности;

– художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и

Страницы: 1, 2