скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание скачать рефераты

художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру

личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на

самосовершенствование личности;

– воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних

особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:

индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,

видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития

личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического

воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого

раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию

окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и

общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения

творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых

эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт

формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к

действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен

родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за

формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно

велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые

«кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются

именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие

ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность

родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация

детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно,

согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста,

детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в

комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что

красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину.

Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно,

чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность

анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством

предметного моделирования, конструирование, по картинам.

4.2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Формирование в начальный период воспитания, навыки, знания, эмоционально-

смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое

углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.

В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-

чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то

есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении

эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических

явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов

общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально

психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются

многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и

эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой

личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в

специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным

изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие

только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость

изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-

педагогические исследования подтверждают это.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно

утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала,

оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств,

входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение

системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании

продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью,

мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов

самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских

учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев,

парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом,

первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений,

зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного

облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его

интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности,

особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой

способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли

смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «

второй природы », то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в

человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в

творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий —

ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался,

что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую

значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит

утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы

не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством

их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и

особенности практического взаимодействия человека с миром были бы

принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно,

с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой

значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического

идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью

человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно

связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые

результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно

представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Кроме того, эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в

сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах

жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и

индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является

функционирование эстетического сознания личности, направленность которого

выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды

через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда,

суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной

ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных

ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к

ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость

образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и

художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных

(внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость

и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в

деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее

эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном

общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической

культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни

общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой

зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере

искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки

художественных достоинств произведений. Все эти характеристики

концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически

значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее

общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально

неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и

оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он

реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого

художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.

Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных

произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно

обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей

действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего

существования и неповторимости жизни.

Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной

ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в

эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус

предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию

произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их

содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной

их оценке и суждению.

Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной

культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и

оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в

материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной

выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-

утилитарного назначения. Не случайно, еще В.В.Стасов отмечал: «Настоящее,

цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где

потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности

простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось

настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя

изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и

шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и

интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и

скульптура».

Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором

организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей

трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение

художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и

мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда

создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным

достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная

закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление

разделения труда и специализацию действует и сегодня. Мастерство,

художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым

труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание

квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности

подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее

формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного

воспитания в социальном воспроизводстве человека.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует

формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях;

гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту

реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то

есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности

и общения детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большая часть вопросов, поднятых в связи с художественным сознанием, таких

как, например, эстетическое чувство, вкус, идеал, освоение и т.д. формируется

и проявляется, обретают свою эстетичность в процессе эстетического отношения.

Эстетическое отношение – общезначимое и общечеловеческое отношение, присущее

людям. Раскрытие природы и сущности эстетического отношения – одна из

основных теоретических проблем эстетики и ряда других наук. Проблему

эстетического отношения можно рассмотреть с точки зрения гносеологии, либо

психологии. В любом случае, в качестве объекта выступает красота

(прекрасное), вызывающая в субъекте особое переживание эстетического

отношения – отношения к прекрасному, а прекрасное – это свойство,

притягивающее к себе эстетическое отношение. Эстетическое отношение нельзя

рассматривать как полное совпадение явления и сущности, из чего следует, что

эстетическое отношение – это высшее проявление интуитивной способности

человека, его способности проникать в таинственную красоту природных явлений.

Эстетическое отношение – непрерывный процесс взаимодействия человека с

окружающим миром, процесс самоутверждения и самоопределения личности.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории

эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Точное знание

категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше

ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эстетическое сознание и процесс его формирования, Ин-т философии АН

СССР, М., Искусство, 1981

2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

3. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.

5. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.

Страницы: 1, 2