скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Педагогическая этика скачать рефераты

объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии,

выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность,

гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю

педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства,

отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

Нравственные отношения педагога.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями

долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между

личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются

моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими

общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её

коллективной деятельности.

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-

регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано

на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения

имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода

общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов,

общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом

нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи

основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое

широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между

воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой

личности, формированию человека, обладающего чувством собственного

достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на

воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В

системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль

играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны

строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем

положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого

воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей

микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность,

обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами

деятельности и может реализовываться в различных предметных формах:

нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное

самовоспитание.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их

ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки,

раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру

ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только

формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных

установок.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя

особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное

творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими

являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу,

педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия

её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с

нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в

деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это

нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий

поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более

лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда

творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно

назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение

заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и

самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства,

внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Раздел 3. Нравственное воспитание педагога.

Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть

общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической

практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и

моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное

самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются.

Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их

корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая

совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных

требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и

регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической

деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является

установление основных требований, которые определяют отношение учителя к

самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому

коллективам и т.д.

Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Далее в реферате я постараюсь раскрыть требования кодекса профессиональной

этики по отношению к родителям учащихся с целью установления плодотворного

педагогического сотрудничества с ними.

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках

педагогического процесса

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это

организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло

его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского

влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель

вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления

педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и

без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся

как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют

собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие

на нравственную жизнь учащихся.

Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся

представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в

формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при

изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает

нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его

перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную

ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в

сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не

располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также

потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми

родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между

учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения.

Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости

представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе.

Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным

причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,

которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к

ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь

конкретизировать эти аспекты ниже.

Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в

самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их

невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С

другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом

статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и

семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с

многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп

начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика

установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти

противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и

рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь

деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к

ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители

учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю

же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной

природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель

не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения

родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на

место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье

целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода

возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более

известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная

успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может

вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач

и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у

учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и

воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет

контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать

установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы,

которые часто могут быть смягчены.

3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями

учащихся

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности

учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при

установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

· Сознание и нравственная ответственность перед родителями

учащихся за результаты обучения и воспитания.

· Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей

ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось,

что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за

воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого

требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте

её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в

требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с

родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания

учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области

высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии,

отсутствии чувства сознания и ответственности.

· Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной

оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая

небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся

своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам

только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о

семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке

уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и

воспитании.

· Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и

показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём

педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной

стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и

уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к

усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях

между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост

авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

· Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с

целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их

родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает,

что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в

чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и

учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для

педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру

родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их

ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности

на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом

бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

· Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к

учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного

отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю

далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие

их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей

учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам

организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их

мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи

в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с

развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем

более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к

взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге

родители должны оценивать и положительные качества педагога.

Заключение

Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители

учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником

формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-

психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные

представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и

социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие

нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях

происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное

взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и

задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их

союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать

частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах

обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной

микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Список литературы

1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986

2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978

5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

Страницы: 1, 2