скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Педагогическая этика скачать рефераты

Реферат: Педагогическая этика

Содержание

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

3. Нравственное воспитание педагога.

Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках

педагогического процесса

2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов

с родителями учащихся

Заключение

Список литературы

Нормативная часть.

Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

Предмет и задачи педагогической этики.

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие

нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из

их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики

является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и

неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и

изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих

принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции,

специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической

этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных

отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического

этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде

специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально

занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут

быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование

проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса

формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики

нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых

требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам

профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями

педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики –

в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели

необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными

методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования

общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение

ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений

опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую

эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и

характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов

исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод

этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-

педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь

которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены

более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый

для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений

между его участниками.

Зарождение и развитие педагогической этики.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям

вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид

общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую

деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с

возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые

суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о

необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании

детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения

над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения

детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки

послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель

считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан

впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его

рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта,

предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому

смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики

ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти

вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на

личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не

требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского

(акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика

формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял

внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал

против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения

учителя).

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного

воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и

выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса

просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён

человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.

Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке

обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи

трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как

Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали

изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал

чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к

профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали

связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими

этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам

педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание

должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и

всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях,

уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у

Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего

живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в

разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали,

изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования

нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными,

как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.

Категории педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической

морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему

представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают

своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и

поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные

моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты

педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют

педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих

категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая

справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и

их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая

справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное

мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,

принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках

учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия

на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка

действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных

уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности

зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке

подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том,

что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не

осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий

педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о

совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к

личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять

определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно

строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой

проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко

осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и

педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального

педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества

в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге

педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему

труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению

профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость

уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение

разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только

осознание учителем своей значимости, но и общественное признание,

общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое

осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога

выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных

отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога,

то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и

достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных

профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им

профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в

коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи

которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых,

влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей

морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его

определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и

т.д.

Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

Сущности и функции педагогической морали.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил

и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того,

чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований

педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть

общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к

учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям

и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним

из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований

педагогической морали является выражением профессионального долга учителя,

его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и

перед своим призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным

требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее

широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их

родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная

нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов

поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования,

заключённого в той или иной общей форме.

Нравственное сознание педагога.

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера

взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что

закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное

сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали

как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается

ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним

из элементов нравственного сознания учителя является осознание им

нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих

ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов

учителя является знание принципов, требований и норм морали и их

специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные

знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе

отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их

родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и

принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в

действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,

являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по

целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в

процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой

деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает

убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью,

принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя

рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности,

характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по

отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного

процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и

как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя

можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым

Страницы: 1, 2