скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Мир прекрасного, искусство моды скачать рефераты

элегантностью и изяществом, и с одинаковым интересом читать "Журнал

коннозаводства" и "Курьер дамских мод". Определенное влияние на модную

женскую одежду оказал роман Ч. Диккенса, имевший тогда широкую известность. В

костюме началось "увлечение добродетелью": женщина желала казаться скромной

хозяйкой.

Во второй половине XIX века вкусы, мода диктуются по-прежнему буржуазией. Но

вместо мелкобуржуазных мод, наступает время господства безмерной роскоши

крупной буржуазии. В это время появляется понятие от кутюр.

От кутюр (фран. Haute Couture)- это швейное искусство на высоком уровне. В

более узком значении: уникальное творчество ведущих парижских модельеров,

задающих тон в международной моде. От кутюр появилось в то время, когда

создателям новых моделей одежды удалось выделиться из числа анонимных, никому

не известных швей и портных. В середине прошлого столетия возникли ателье-

первые дома моделей и появились первые модельеры, окруженные часто

мистическим ореолом. Туалеты на которые во второй половине XIX века

ориентировался высший свет, создавали яркие личности, выступающие зачастую

как истинные художники. Несомненно, эти маги, создававшие из массы шелка,

бархата, кружева и жемчуга настоящие шедевры, имели в глазах великосветских

дам больший вес, нежели какой-то мастер кисти. Одна из наиболее ярких

личностей эпохи кринолинов и турнюров был англичанин Ворт, покоривший своими

идеями парижский свет и даже супругу Наполеона III Евгению. Благодаря своим

бесчисленным умопомрачительных нарядов Евгения оставила след в истории моды.

"Детища" фантазии Ворта и его коллег высоко копировались не только за дорогие

материалы и великолепную обработку. Самым главным было имя создателя,

делавшее платье произведением искусства. Авторитет Парижа был непререкаем для

аристократов и буржуа многих стран. Огромную роль в распространении моды

играло развитие промышленности, изобретение швейных машинок для домашнего

пользования и появления анилиновых красителей, удешевивших окраску тканей.

Изобретение фотографии дает возможность более точно и детально судить о модах

второй половины XIX века. В 1868 году был создан Парижский комитет профсоюза

швейной промышленности(Cambre Syndikal de la Coutur Parisienne), который

объединяет и по сей день ведущие дома моделей и фирмы Парижа и реализует

правовые вопросы, касающиеся моды. Но только в 1913 году была введена

договоренность, запрещающая копирование моделей. Несмотря на это, искусство

моды еще не встало в один ряд с другими видами искусства. Лишь в 1943 году

был издан закон, на основании которого модельеры получали равные права с

работниками искусства и литературы.

Знамя от кутюр после Ворта продолжали высоко держать и другие модельеры,

полет фантазии которых мгновенно подхватывали многочисленные почитатели моды.

Многие идеи парижских модельеров оказали влияния на развитие международной

моды, авторы их вошли в историю моды. Требовалось большое мастерство и

огромный талант, чтобы отразить в одежде идеи своего времени, формировать

вкусы женщины согласно какого-то туманного идеала. В эти годы вся Европа

увлекалась театром итак называемыми "живыми картинками". Но не только

восхищение театром, модными актерами, но и желание испробовать самим свои

силы в искусстве "превратило каждый салон в сцену", как писала хроника того

времени. Кроме театра, модным считалось посещать открывшиеся в то время

казино, игорные дома, рестораны. Строительство железных дорог привело к

увлечению путешествиями, а в модах- к созданию дорожных костюмов. Путешествия

на курорты вызвали моду на купальные костюмы. Но вся мода ориентируется на

стиль рококо. Костюмы времен маркизы Помпадур стали образцами для одежды XIX

столетия. Для платьев обязательны кринолины и корсет.

Но характер костюма к концу XIX века снова изменяется. В литературе и

искусстве развиваются декадентские течения, среди которых господствует

символизм. Делается попытка создать и в прикладном искусстве новый стиль,

отвечающий требованиям эпохи. Этот новый стиль получил название МОДЕРН. В нем

ощущалась какая-то неуверенность, проявляющаяся в обтекаемых формах,

асимметрии. Излюбленным орнаментом модерна были сюжеты: лилии, водоросли,

русалки. Орнамент имел текучую вялую линию. Эта вялость линий проявлялась и в

силуэте костюмов.

XX век и Поль Пуаре.

К началу XX века капитализм был близок к взрыву, классовые противоречия

обострились до крайности. Бурно развивалась техника. Усилилась идейная борьба

на всех поприщах. Уже имелась Эйфелева башня, электричество, железная дорога.

Появились выступления против машин и массовой продукции. Оскар Уайльд

разгуливал по Парижу с длинным стеблем подсолнуха в руках- символом движения

эстетов. Мария Кюри открыла радий, Софья Ковалевская стала первой в мире

женщиной профессором. Борцы за женское право голоса бросали камни и бомбы,

останавливали поезда, ложась на рельсы. Передовое соседствовало с абсурдом. В

моде были наука, мистика , театр. Противоречия эпохи нашли отражения и в

одежде, выражаясь как в стремлении к роскоши, в любви к экзотике, так и

протесте против господствующей моды и в первых шагах по направлению к

демократизации моды. Важным фактором, влияющим на моду, было и стремление

женщины к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права. Все

больше встречается женщин врачей, учителей, медицинских сестер. Возникает

потребность в более удобном костюме. Широко входят в обиход юбки с блузками,

костюмы, состоящие из юбки и жакета, пальто. Одна из причин относительного

упрощения одежды заключалась в и в занятиях спортом, которые охватили все

слои общества, особенно молодежь. Дама, внимательно следящая за модой,

вступала в новое столетие изогнутой в виде буквы "S". Все, что блестело,

двигалось, развевалось, скрывало и обнажало было в моде. Все это венчалось

шляпой, украшенной чучелами птиц, перьями, цветами и вуалью. Художники

"модерна" заимствовали идеи из древних культур, готики, раннего ренессанса и

японских гравюр. Идеал женщины стиля "модерн" это томное существо с готически

вытянутой фигурой и длинными, орнаментально развевающимися волосами, которое

смотрит на вас из под опущенных век. В моде была талия объемом 55 см.

Затянутая в корсет, оставленная без воздуха женщина вызывала в то время

всестороннее осуждение. Против корсетов раздавались многочисленные протесты

врачей. Но это было время, когда жизнь быстро менялась. На человека

надвигался "большой город" с его учащенным ритмом, теснотой, транспортом.

Поток жизни нес к концу XIX-го столетия. Именно на стык веков пришелся

расцвет жизненных сил, молодости парижанина Поля Пуаре. Это было время

счастливых перемен, которые принесут человечеству могучий союз благородных,

тонких чувств и всесильного человеческого разума. Его щедрый безоглядный

энтузиазм готовил в подарок едва народившемуся столетию обилие новых образов,

красок, идей открытий. Он подгонял и без того стремительный бег времени. Это

было время, когда буквально сплавились в единое целое мода и искусство,

вызвав взрыв в мире одежды. Поль Пуаре вошел в парижский мир моды, когда ее

гордость и славу составляли такие имена, как Жан и Гастон Ворты, Шеруи, Дусе,

Пакен, Редферн. Стремительно войдя в славную когорту великих портных своего

времени, он стал не просто одним из них- энергия, талант, честолюбие вознесли

его высоко. Он стал Пуаре Великолепным. Такой поистине королевский титул мог

заслужить лишь признанный лидер, имеющий полное право сказать о себе: "Я

одевал эпоху". Его новаторство выходит далеко за пределы создания новых форм

европейского костюма. Пуаре внес значительный вклад в развитие многих

современных видов прикладного искусства. Его имя принадлежит миру театра,

равно как и миру собственно моды, ставшей единственной формой и образом

существования европейского костюма XX-го века, ибо именно Пуаре еще в самом

начале столетия наметил все самые основные пути и способы его существования.

В 1903 году Пуаре открывает собственное дело. Первой его большой работой и

первым успехом была коллекция туалетов для ведущей парижской актрисы Режан.

"Я перешел рубикон на плечах Режан",- написал в своей автобиографии Пуаре.

Пуаре вступил на путь самостоятельного творчества в годы безраздельного

царствования корсета, деформирующего женскую фигуру. Каждый год в одном

только Париже изготовлялось 55 миллионов корсетов. Корсет носили весь день и

повсюду, не смотря на все энергичные протесты врачей, на ширившиеся в Америке

и в Европе движение за женскую эмансипацию. Дух эксперементаторства был

присущ Пуаре с детства. Живя недалеко от Лувра он был его постоянным

посетителем. В музее он обратил внимание на то , что античный костюм

"держится" на плечах- поток легких, воздушных и пластичных тканей, струясь,

как бы стекая с плеч, на мгновение задерживается на местах легкого

крепления, чтобы вновь растечься по упругому телу многочисленными струйками

мелких складок. Его приводил в восхищение костюм, служивший лишь для того,

чтобы подчеркнуть пластику тела, гибкость и быстроту движений. Целомудрие и

эротизм составляли в нем столь естественное и нерасторжимое целое, как и

слияние чувств античного человека, где здоровье, благополучие и красота

звучат едва ли не синонимами.

Известно, что талантам нужны поклонники. Для искусства моды, двигателем

которой являлась новизна, поклонники, они же последователи, нужны как воздух.

Только Режан, с ее естественной грацией и своенравием примадонны, могла

позволить себе экстравагантную новизну, впервые показавшись в обществе в

манто кроя кимоно, ставшим известным под девизом «Конфуций.»

Заведя семью в 1905 году, Пуаре начинает моделировать на жену Денезу, которая

носит творения его необузданного воображения с такой простатой и изяществом,

что вскоре туалеты мадам Пуаре привлекают к себе внимание светской хроники.

Появление туалетов от Пуаре, не требующих, а вернее, отменяющих ношение

корсета, вызвало в обществе разнообразную реакцию – от мелких колкостей до

откровенной враждебности. Новации Пуаре произвели революцию и в женском

белье. Дерзкие модницы, рискнувшие появиться в публичных местах без корсета,

в «эллинических» свободных платьях, были встречены с саркастическими

насмешками. Но Пуаре не сдавался. Уже в январе 1907 года «Вог» отмечает

появление нового стиля, полного блестящего аристократизма и естественной

грации. Глаз Пуаре явно по – новому видел моду наступающего столетия. Он

чувствовал, осязал ее как образ, на который «работает» все – до мельчайшей

детали. Пуаре с самого начала вполне осознанно стремился влиять на

формирование вкуса, тогда как все другие художники по вековой традиции

ограничивались созданием единичных оригинальных моделей, а в основном

подлаживались под вкусы клиенток. Мысли образными категориями, Поль Пуаре

всей своей деятельностью закладывал основы современной французской "от кутюр"

, где каждый отдельный кутюрье, ощущая себя творцом собственного фирменного

стиля, стремиться как можно четче, своеобразнее, оригинальнее отличаться от

собрата по ремеслу.

К началу XX века фотография давно вытеснила все прежние виды популяризации

парижских новинок. В 1912 году выходит первый номер модного журнала, звездой

среди иллюстраторов которого стал Жорж Лепап. В нем , независимо от авторства

моделей, безраздельно царствовал образ женщины Поля Пуаре. На страницах

«Газетт дю бон тон» впервые в истории европейского костюма портновское

ремесло было возведено в ранг полноценного искусства.

Со второй половины 1909 года звезда Пуаре блистала столь ярко, что ее

заметили даже близорукие и недальновидные. Поль Пуаре с его новым взглядом на

женский костюм, безусловно, появился в нужное время и в нужном месте.

Созерцая игру лучших актрис театра того времени – Режан, Сары Бернар, - Пуаре

впервые осознал, что женщины могут носить все, ибо «обладают секретом делать

прекрасным самое невероятное и даже дерзкое».

"Русские сезоны и Леон Бакст."

Театральный сезон 1908 года открылся в Париже гастролями оперной группой

русских императорских театров под руководством Сергея Дягелева. Это был, по

выражению А. Бенуа, экзамен на аттестат зрелости русского театрального

искусства перед лицом всего мира. За оперным сезоном последовали балетные,

вошедшие в историю мировой культуры под именем «Русских сезонов в Париже».

Успех русских балетных сезонов 1909 – 1910 годов был просто потрясающим.

Стремительно ворвавшиеся в художественную жизнь Парижа, они в считанные

месяцы буквально смели светский снобизм французской театральной публики, а

вместе с ним многие из предрассудков европейской культурной традиции. Эти

спектакли, созданные отборными, самыми животворными силами русского

культурного общества, превратились в подлинные празднества, которые зажгли

всех без исключения. Пряная экзотика непривычных костюмов, перестав

шокировать, погружала в мир волшебных грез. Каждый костюм в спектаклях

предстал со своей вакханалией цвета, в формах, созвучных пластике движений.

Особый успех выпал на долю костюмов, созданных Леоном Бакстом. За 1909 – 1914

года Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Его успех,

как оформителя спектаклей «Русских сезонов» в Париже побудил владельцев домов

мод обратиться к нему с заказами на эскизы костюмов. Так началась совместная

работа с тогдашним диктатором мод Полем Пуаре. Для России такого рода сфера

приложения художественного дарования была еще довольно непривычна, и

обращение Бакста к моделированию вызвало некоторое удивление публики по

поводу его странного и «малоприятного» интереса к обыденным вещам – одежде.

Сам Бакст весьма серьезно подходил к созданию моделей. Костюм для Бакста

означал несравненно большее, чем просто необходимый полезный предмет. По

словам Бакста костюм – это «утонченная и одухотворенная форма целого периода

цивилизации» и «разве артист – художник не призван к тому, чтобы выразить в

костюме идеи своей эпохи?»... Кроме того, моделирование одежды открывало для

Бакста широкие возможности для декоративных экспериментов, создания

изысканных стилей. Эскизы моделей созданные Бакстом, полностью принадлежат

«высокому модерну».

Русская мода и Надежда Ламанова.

Именно в эти годы и родилась мода нового столетия, так непохожая по своей

сути и формам существования в обществе на моды отживших веков. На русской

сцене моды в это время блистала звезда Надежды Ламановой. Ей в мире русской

моды принадлежит особое место. В то время она была единственным

профессиональным художником костюма в России. Надежда Петровна была очень

дружна с Полем Пуаре, который сразу оценив ее необычное дарование, ни раз

предлагал ей переехать в Париж, чтобы работать вместе. Однако всерьез эти

предложения Ламанова никогда не принимала. Дарование Ламановой было

родственным таланту скульптора – она умела заранее предугадать, как будет

выглядеть тот или иной материал на конкретном человеке, какая форма

соответствует его фигуре, облику, его манере держаться. Сама Надежда Ламанова

никогда не шила, а делала так называемую «наколку» в материале на фигуре

заказчика, намечая булавками основы кроя и декора. Это была «скульптура в

ткани». Тонкое чутье художника, острый глаз помогали ей угадать выигрышную

форму и цвет костюма.

Примерно в 10-е годы XX века на вывеске ее ателье значилось «поставщик

императорского двора». Несколько созданных Ламановой уникальных туалетов

хранятся в Государственном Эрмитаже.

Коко Шанель.

В 1918 – 1920 годах под влиянием первой мировой войны идеалы женской красоты

Страницы: 1, 2, 3, 4