скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Мир прекрасного, искусство моды скачать рефераты

ткани.

Эпоха Возрождения.

Ренессанс- переломный период в духовном и культурном развитии стран Западной

Европы. Ярче всего и раньше всего черты нового времени проявились в Италии

уже в XIV веке. Позже во Франции, Испании. Все эти перемены не могли не

коснуться и женских судеб. В эпоху Возрождения создается новый идеал

красоты, воспевающий человека, гармонию его тела и духа.

Важнее всего для женщины эпохи Ренессанса была прическа. Не избежали

пристрастья к златовласым головкам поэты и художники Возрождения ( Рафаэль,

Боттичелли). Если в начале эпохи Ренессанса художники за редким исключением,

например Боттичелли, изображали человека без идеализации, достаточно

реалистично, то к XVI веку вырабатывается довольно четкий канонический тип.

Исчезла готически стройная, устремленная вверх фигура. Женщине надлежало быть

среднего роста, не полной, но все-таки при формах. Поскольку итальянки, как

правило, были довольно приземисты, приходилось, как в искусстве, так и в

натуре заботится об удлинении фигуры. Для этого изобрели колодки ( итал.

zoccli), порой столь высокие, что женщина чувствовала себя как на ходулях, и

передвигаться могла лишь с помощью слуг. Это одна из причуд моды того

времени.

Идеалом красоты считалась в Италии Изабелла д' Эсте. До нас дошел ее портрет

кисти Леонардо да Винчи. Красавицей считалась и Маргарита Валуа, воспетая

стихами и прозой, жена Генриха IV. Страстью к красивым нарядам пылали все

женщины независимо от внешних внутренних достоинств. Мода сделала решительный

поворот. Исчезла средневековая гротескность: туфли с загнутыми носами,

рогатые чепцы, бесконечные шлейфы. Декольте стало прямоугольным, довольно

большим, но не скандальным и обрамлялось кружевом и рюшами. Вообще, сборчатый

воротник- один из заметнейших элементов Ренессанса. Сначала это складки

присборенные вокруг шеи рубашки. Затем- отрезная деталь, которая со временем

разрослась до невероятных размеров ( особенно в Испании). Не меньшую роль в

моде играл рукав, подчеркивающий роскошь и изысканность туалета. Играли не

только формой, но и декоративным обилием ткани. Эффект достигался за счет

игры света и тени. Лиф в эпоху Ренессанса был узким и заканчивался спереди

глубоким мыском. Юбку присбаривали, длина позволяла ходить, не поднимая

подола., В XVI веке в Испании изобрели металлический каркас, который

обтягивали плотно материалом. Бюст и талия стягивались корсетом "в рюмочку".

Вся эта несущая конструкция стояла на полу сама по себе. В нее заходили, как

в шкаф, и застегивались. По-прежнему, достоинство ткани ценилось выше кроя. И

шло ее на платье много. Красивое бархатное платье стоило столько же, сколько

деревенька с землями и крестьянами. Поэтому шелк парчу использовали чаще

только на отделку. Но и шерсть была дорогой. Лучшую поставляла Фландрия.

Отменную парчу выделывали в Венеции, где собрались мастера со всей Европы.

Здесь текстилю немало внимания уделили художники ( Боттичелли, Беллини и др.)

их эскизы купонов были великолепны. Тесные торговые связи с Востоком также

отразились в узорах и росписях тканей. Через монголов проник в Венецию

китайский рисунок. Орнамент тканей пестрит дубовыми ветками, лавровыми

листьями, рогами изобилия. В нем даже появляются фрески древнеримских храмов.

Узор покрывает ткань почти во всю ширину. На тканях так много золота и

серебра, что порой они кажутся изделием не ткачей, а скорее золотых дел

мастеров. Именно такие ткани часто изображали художники Ренессанса на своих

картинах. К роскошному платью полагались украшения- чем больше, тем лучше.

Драгоценности эпохи Ренессанса- одни из самых дорогих и красивых в истории

ювелирного искусства. Высокое искусство, смелый поиск, необыкновенное чувство

материала позволяли ювелирам Ренессанса создавать дивные по красоте и

гармонии вещи.

XVII век.

Семнадцатый век- век расцвета абсолютизма, период дальнейшего развития

национальных государств в Европе, эпоха больших экономических сдвигов и

политических столкновений. К середине VII века на международную арену выходит

Франция. VII век- пора расцвета светской культуры ( Мольер, Корнель, Лопе де

Вега ), светской музыки и изобразительных искусств, которое дало миру

Веласкеса, Рембрандта, Рубенса, Пуссена. Став одной из могущественных держав

Европы, Франция в XVII веке стала гегемоном и в области моды. Неограниченная

власть принадлежала королю Людовику XIV, который сказал: "Государство- это

я." Политика меркантилизма, введенная министром Коль Бером, ограничивающая

ввоз чужеземных товаров, способствовала расцвету ремесел и созданию различных

мануфактур. Достигнув небывалого экономического подъема, Франция приобретает

большое политическое влияние на другие страны Европы. Французский язык

становится международным языком. Франция экспортирует не только модные

фасоны, но и предметы художественных ремесел, обслуживающих моду. Вывозились

кружева, шелковые чулки, бижутерия, перчатки. Франция на многие десятилетия

стала гегемоном в изготовлении предметов роскоши и диктатором мод.

Пока модных журналов не было, моды рекламировались весьма наглядным способом:

со второй половины века ежемесячно посылались в ряд европейских стран (

Англию, Германию, Италию, Россию, по две восковые куклы, одетые по последней

моде- "Большая Пандора", рекламирующая платья, и "Маленькая Пандора",

рекламирующая "неглиже". Даже во время войны не приостанавливалась пересылка

кукол за границу.

В 1672 году был основан первый журнал мод- "Mercur galant", помогавший

французским модам покорять Европу. К XVII веку в искусстве складывается

стиль барокко, наиболее полно выражавший вкусы аристократии того времени. Это

был стиль чрезвычайно парадный, декоративный и чопорный. Костюм эпохи барокко

был всецело подчинен этикету двора и отличался пышностью, чопорность. и

огромным количеством украшений.

Согласно новым эстетическим представлениям, красота заключается в

монументальности и величии, богатстве и красочности одежд, причем сам человек

отступает на задний план, теряясь на фоне пышных одежд. С 90-х годов в моду

вошла прическа ФОНТАЖ, которая состояла из комбинаций локонов, уложенных на

голове рядами и для твердости смазанных белком и выгнутого в различные

фантастические формы проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки

газом , цветами , кружевом и лентами. Туфли в моде были на высоком каблуке, с

очень узким, заостренным носком.

XVIII век.

XVIII век- последний этап феодализма и период перехода от феодальной формации

к капиталистической. Франция по-прежнему остается страной с высоким

экономическим развитием и просветительством. Французское искусство этого

времени является эталоном художественной жизни для большинства европейских

стран. Французский язык остается международным языком, французские моды

продолжают иметь общеевропейский характер. Вместе с тем в XVII веке быстро

растет экономическая мощь Англии. Становясь промышленной державой, она

начинает оказывать и культурное воздействие на континент.

В развитии эстетических принципов XVIII века существует несколько этапов. В

первой половине столетия художественное направление определял стиль РОКОКО. В

самом его названии отразились затейливые завитки раковины (фран. "rocaille"-

украшение из раковин). Ткань в это время, можно сказать нашла себя. Самыми

популярными тканями стали атлас и сатин, позволяющие создавать богатую игру

складок, которые были обязательными в одежде рококо. Эти наряды ожили на

картинах Ватто. Туалеты стали чудом женственности, грации, изящества.

XVIII столетие- последний период господства аристократических мод,

окончившийся падением абсолютизма в период французской буржуазной революции

1789 года. Моды этого времени создавались при дворе и отражали эстетические

взгляды аристократии. В центре внимания был интимный мир и чувственные

переживания человека. В салонах господствовали женщины. Желание нравится

преобладало надо всем и вызвало к жизни одежду, подчеркивающую формы тела.

Все хотели быть молодыми. Чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры,

скрывающей седину, щеки румянили. И изящество силуэта, хрупкость и

утонченность были идеалом. Движения, походку вырабатывали с учителями

"хороших манер". XVIII век называли "галантным веком", веком пудры, кружев и

менуэта. Костюм имел такой силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия,

округлая линия бедер, маленькая прическа. Все это придавало фигуре изящество

и легкость. Женственным был даже силуэт мужского костюма. Мужчины тоже

одевают перчатки, зубы белят, лицо румянят, обвешивают себя часами, перстнями

и кружевами. Костюмы аристократии сверкали золотом и драгоценностями.

Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Вторая половина XVIII века- это период классицизма, как ведущего стилевого

направления в искусстве. Этот стиль выражал идеи просветительства,

патриотизма, общественного долга. Свои идеалы просветители черпали также из

античной истории.

В 70-х годах XVIII века очень большое значение приобрели английские моды.

Более строгие по форме и цвету, они быстро распространились на континенте,

первоначально оказав влияние на мужской костюм. В 70-х годах в моду вошел

фрак, вытеснивший постепенно французский шелковый кафтан. В моду вошел

цилиндр.

А в 80-е годы английские моды начинают влиять и на женский костюм. Английские

моды этого времени были связаны с культом чувств, простоты, желанием

подчеркнуть близость к природе.

Для платьев английского типа прежде всего характерна мягкость линий. Поэтому

жесткие каркасы вышли из употребления. Юбка платья обычно драпирована сзади,

а не на боках, образуя турнюр. Такие одежды можно видеть на портретах

английских художников Рейнольдса, Гейнсборо, Ромпея.

Русский костюм XVIII века.

В России до XVII века во всех слоях общества, как и раньше носили

традиционный русский костюм, а все иностранные," немецкие" моды отвергались.

Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале

XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Эта почти

насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр

I, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, пытался

разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и

работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством

была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для

работы, более удобной общеевропейской одеждой. Смена форм костюма не прошла

гладко. Многие горожане, особенно купеческие сословия, считали короткополые

модные кафтаны верхом неприличия. С не меньшим сопротивлением были встречены

новая модная прическа- завитый парик- и бритое лицо. Многие откупались от

бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое

служивое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения. Для

женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие

формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно закрытой головой, они,

согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья,

стянуть талию, завить волосы в локоны. Но, встреченные сначала враждебно,

новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт

дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды

остались в народе и в быту у части купечества и мещанства. Дворянство тоже не

полностью отказалось от старых привычек. Женщины, например, старались как

можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик,

носили различные наколки. Русский костюм петровского времени отличался от

западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим

характером. Пример в простоте в одежде подавал сам Петр.

XIX век.

Можно сказать, что история европейского костюма XIX века начинается с

революционных событий во Франции конца XVIII века, Французская буржуазная

революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма,

Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, подъемом экономики,

рядом научных открытий, новым темпом жизни и резкими социальными

противоречиями, что вызвало поиски новых выразительных средств, отражавших

мысли и вкусы различных слоев общества. Французская буржуазная революция

формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. В XIX веке ведущая

роль в модах перешла к женскому костюму. Мужской костюм мог отличаться только

качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием

украшений считалось для мужчин дурным тоном. Женщины же XIX столетия

постепенно становятся как бы рекламой- выставкой благосостояния своего мужа,

символом процветания его дел.

В 1804 году молодой консул Наполеон объявил себя императором. Весь период с

1804 до 1815 года в искусстве и костюме носит название АМПИР (от франц.

Empire- "империя"). Идеи мирового господства римлян, прославление римских

императоров перекликались с захватническими устремлениями наполеоновской

политики. Отсюда интерьеры ампира носили парадный, холодно-официальный

характер. Женские одежды эпохи ампир стали строже, скромнее. В первые годы

XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить

платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Парадные платья

богато расшивали античным орнаментом. Модницы закутывались в кашмирские шали,

вывезенные из Индии во время военной экспедиции Наполеона. Шали стоили

огромных денег и стали считаться основой дамского гардероба. Особенно

ценилось искусство драпировки шали. В эти годы дамский гардероб пополняют и

русские шубки. Женский костюм дополнился огромным количеством драгоценностей.

В России "высшее" общество, особенно столичное следовало беспрекословно

французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты из Парижа и

Лондона.

После свержения Наполеона и Венского конгресса во Франции произошло

восстановление монархии. Этот период в истории Франции носит название

"Реставрации". Европейская культура в 1825 - 1850 годах приобретает еще более

противоречивый и сложный характер. Неудовлетворенность действительностью,

неверие в будущее, разочарование в действительности рождают новое направление

в искусстве - РОМАНТИЗМ. Героем его становится человек, жаждущий свободы,

протестующий против несправедливой действительности и гибнущий за свои идеалы

(Байрон, Делакруа, Бетховен, Шопен, Шуберт). Париж, по-прежнему, остается

культурным центром Европы. В период Реставрации силуэт женского костюма

упрощается. Платье становиться короче. Под платьем остается жесткий, хотя и

короткий корсет. Ювелирные украшения почти вышли из моды. Носили главным

образом, серьги и медальоны. Дополнением к костюму служили зонтики с оборками

и лентами, а зимой - муфты. Нововведением стало боа - круглый шарф из меха

или перьев. В 40-е года характер костюма меняется под влиянием новых идеалов

времени. Новым кумиром высшего общества стала "светская львица" - модница с

волосами рыжего цвета, увлекающаяся героями Альфреда де Мюссе и Жорж Санд.

Идеи женской эмансипации в эти годы нашли весьма экстравагантное выражение в

одеждах и манерах. По словам современников, "львицы" научились держаться в

седле не хуже любого бедуина, пить жженку и шампанское, фехтовать на шпагах,

стрелять из пистолета, выкуривать сигару; умели соединять мужские замашки с

Страницы: 1, 2, 3, 4