Реферат: Этика генетики
Реферат: Этика генетики
Российский Государственный Медицинский Университет Кафедра
биомедицинской этики Тема Этика генетики
Выполнила: Ганыкина Светлана Викторовна Педиатрический
факультет 361 гр. Москва 2004
Содержание 1. Постановка проблемы 1.1 История генетических
методов и технологий 1.2 Либеральная позиция 1.3
Консервативная позиция 2. Клонирование 2.1 История
вопроса 2.2 Либеральная позиция 2.3 Консервативная позиция
3. Выводы 4. Библиография
1. Постановка проблемы Исследования и открытия в области генетики
человека, происходящие сегодня, носят практически революционный характер. Речь
идет о возможности создания «карты генома человека», или «патологической
анатомии человека», с установлением на длинной спирали ДНК местонахождения
генов, ответственных за наследственные болезни. Эти возможности лежат в
основании идеи генной терапии как совокупности методов лечения или
протезирования дефектных генов. Вторжение в строение и функционирование
генетических систем человека может быть осуществлено на двух уровнях –
соматическом и эмбриональном. В связи с этим возникли новые разделы медицины –
ДНК-технологии, эмбрио- и цитотерапия, т.е. внутриутробная диагностика и
лечение на стадиях эмбриона или плода. Манипуляции с эмбриональным материалом
имеют непосредственное воздействие на наследственность, т.е. способны
передаваться по наследству из поколения в поколение. Далее генетическая
диагностика перерастает в генетическую прогностику, определяя основания
революционных изменений в медицине, которая изучает возможность задолго до
появления «клинической карты болезни человека, даже до его рождения,
определить, какие заболевания ему грозят. Данная ситуация фиксируется понятием
«прогностическая медицина». Формирование прогностической
медицины связано с появлением новых, в частности медико-биологических, рычагов
управления и власти над человеческой жизнью и, следовательно, с новым набором
средств ограничения человеческой свободы. Но биологическое ограничение свободы
– это наиболее эффективное ее ограничение, связанное с возможностью ее
необратимой утраты. Этим определяется острота этической рефлексии современных
биогенетических исследований. В первой половине ХХ века
происходило интенсивное развитие ядерной физики. Ее опасность была полностью
осознана только после создания и использования (Япония, 1945) атомной и
водородных бомб, катастроф на ядерных электростанциях (Чернобыль, 1986).
Сегодня исследователи генома человека говорят о блестящих перспективах генной
диагностики и терапии. Тем не менее не имея опыта отрицательных последствий,
они все же признают степень риска своей деятельности. Профессор Жан Дассе,
лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1980) констатирует: «В
области генетики человека неразумное использование новых технологий может
привести к катастрофическим последствиям». Почему возникает
это предощущение катастрофы? С чем связано это предчувствие?
По-видимому, это предчувствие определяется тем полем смысловой энергетики, коим
для западной культуры было и остается библейское миропонимание. Во
второй главе «Книги Бытия» описываются два древа – древо познания добра и зла и
древо жизни. Что произошло с человеком, когда он нарушив запрет, вкусил плодов
с древа познания добра и зла, мы знаем – началась человеческая история. Что
может произойти с человечеством, если мы прикоснемся к плодам с древа жизни?
Этот вопрос задается в пределах библейского символизма, но он силен глубинными
онтологическими смыслами, на которые нельзя не обратить внимания даже человеку,
далекому от религиозного понимания мира. С ними, собственно, и связан слой
скрытых социальных ожиданий, в данном случае катастрофических. Библейский
символизм высвечивает нечто еще очень смутное для современного сознания, но в
то же время несет с собой весьма важное значение для жизни как личной, так и
общественно-политической, и даже исторической. Знаменитый католический
кардинал Йозеф Ратчингер в одной из своих работ указывает, что уже в ХIII в
каббалистических иудейских трактатах обсуждалась возможность создания
искусственного человека по заданным выбранным параметрам. В сложном сплетении
идей и символов за этой возможностью стоит реальность космической по своим
масштабам власти над человеком. «Этой властью устраняется Бог». В конце XIX в
философии Ф. Ницше четко обозначилась принципиальная связь между идеей
сверхчеловека и ситуацией «смерти Бога», символизирующей коренную ломку
оснований традиционной культуры. В трагедии Гете «Фауст» при создании
доктором Вагнером гомункула – искусственного человека – присутствует
Мефистофель. В одном из своих писем Эккерману (1829) Гете говорит о
существовании родства между Мефистофелем и гомункулом. Это родство опять же
фиксирует негативное восприятие факта появления существа, созданного по воле
человека. Особое место в этой связи занимает роман О. Хаксли
«О этот дивный новый мир», где прямо описываются «плоды» создания людей по
заданным параметрам. Генетические манипуляции с эмбрионами
позволили «перейти из сферы простого, рабского подражания природе в куда более
увлекательный мир человеческой изобретательности, где «мы, предопределяем и
приспособляем, формируем» подготовленность к жизни людей в заданных «нами»
кастах и одновременно «прививаем любовь» к их неизбежной, выбранной нами
социальной судьбе». Вряд ли можно говорить о пустоте,
безнадежной устарелости и тупиковой фантастичности этих историко-культурных
свидетельств, особенно находясь в реальности «взрывоподобного прогресса в
области генетики человека. Фантастика 30-х годов оборачивается например, такой
реальностью 90-х, как существование в Калифорнии (США) Репозитория
гармонического выбора, где собирают и хранят сперму, в том числе и лауреатов
Нобелевской премии, с целью ее использования для получения потомства,
обладающего выдающимися способностями». В конце ХХ века
ученые-генетики, философы, политики, социологи встают перед необходимостью
решения целого комплекса реальных этических проблем генных технологий.
Может ли человек (ученый, исследователь-генетик, политик) стать соавтором
биологической эволюции? Может ли и должна ли реальность
биогенетического неравенства (способности, здоровье) стать основанием
социального неравенства? Может ли наука изменить принципы
демократического управления обществом? Может ли государство и
общество регулировать процесс научных исследований, и если «да», то «как»?
Должно ли генетическое обследование стать доступным каждому и охватывать всю
популяцию? Должно ли оно стать обязательным для людей,
вступающих в брак или при беременности? Можно ли
рассматривать генетическую диагностику основанием для аборта (прерывания
беременности)? Этично ли сообщать человеку об имеющейся у
него предрасположенности к тому или иному заболеванию? Особенно, если медицина
не может еще предотвратить его развитие? Допустимо ли, чтобы
данные генетического обследования («генный паспорт») были использованы
страховыми кампаниями и работодателями? Этично ли создание
«запасных частей» для рынка органов, тканей, генов, используя внутриутробные
зародыши? Допустимы ли подобные процедуры с эмбриональным
материалом вообще? Может ли геном стать критерием оценки
личности? Как гарантировать и обеспечить конфиденциальность
материалов генетического тестирования? Должна ли информация о
результатах генетического обследования быть доведена до всех членов семьи?
Должны ли люди знать свое генетическое будущее? Вправе ли они
выбирать – знать это или нет? Можно ли информировать их об
этом в принудительном порядке? Может ли генетическое
тестирование населения стать основанием классификации групп населения и
основанием для властей ограничения свобод «неблагополучных» людей?
Ограничится ли наука расшифровкой патологических генов или пойдет дальше, к
поиску генов, ответственных за поведение человека? Можно ли
улучшить или «гармонизировать» человека и род человеческий путем избирательного
скрещивания определенных индивидуумов? Эти вопросы составляют
суть этической проблематики генных технологий. Они тесно связаны между собой, и
каждый из них является не произвольной конструкцией изобретательного
человеческого ума, но естественным следствием уже существующей научной
практики? 1.1 История генетических методов и технологий
История генетических методов и технологий непосредственно связана со стремлением
человека к улучшению пород домашних животных и возделываемых растений. Отбирая
определенные организмы из природных популяций, скрещивая их между собой,
человек, не имея представления о механизмах этих процессов, уже сотни лет назад
создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавших нужными ему
свойствами. К началу научного подхода относится интерес
австрийского монаха Грегора Менделя к процессу гибридизации растений, к
изучению которого он приступает летом 1865 года. Мендель показал, что
наследственные свойства не смешиваются, а передаются потомству в виде
отдельных единиц. В 1909 году датский ботаник В. Иогансен назовет их генами (от
греч. Genos – род, происхождение). Позднее американец У. Сэттон заметил
удивительное сходство между поведением хромосом во время образования гамет и
оплодотворения и передачей менделевских наследственных факторов. На основании
этих открытий создается хромосомная теория наследственности. Начало ХХ века –
время формирования генетики, науки о наследственности и изменчивости живых
организмов и методах управления ими. В 20-е годах советскими учеными школы
А.С. Серебровского были проведены первые эксперименты, доказывающие сложное
строение гена. Эти представления были использованы Дж. Уотсоном и Ф. Криком для
создания модели ДНК (1953) и расшифровки генетического кода.
Возможности, связанные с целенаправленным созданием новых комбинаций
генетического материала, привели к возникновению генной инженерии. В 1972 году
в США в лаборатории П. Берга была получена первая гибридная (рекомбинантная)
ДНК. Идеи и методы генетики начинают находить применение в области медицины. В
70-е годы началась расшифровка генома человека. Уже более 10 лет существует
проект «Геном человека». На сегодняшний день «из 3 млрд. пар нуклеотидов (в
виде сплошных непрерывных пассажей) прочтено пока всего около 10 млн. знаков».
Но возникают новые методы прочтения ДНК-текстов, которые увеличивают скорость
их прочтения. В.И. Иванов, директор Медико-генетического Центра РАМН, полагает,
что «весь геном будет прочитан примерно к 2020 году». «Чтение» генома
обнаружило наличие «дефектов», когда всего лишь одна «буква» заменена на другую
в последовательности длиной в 3 тысячи букв (средняя длина структурных
кодирующих генов у человека). Сейчас уже известно, что каждый конкретный
дефект – это причина наследственных болезней. Это знание и произвело переворот
в лабораторной диагностике генетических заболеваний. Отсюда с начала 80-х
годов входят в оборот понятия «доклиническая диагностика», «прогностическая
медицина». Формируется и медицинская генетика, ибо новые возможности
диагностирования, естественно, определяют задачу нахождения специальных методов
лечения. Возможность диагностировать и выявлять носителя гена-мутанта
становится основанием генетических консультаций для супружеских пар, которым
наследственность или другие факторы дают повод опасаться появления на свет
неполноценного ребенка. По данным западно-европейских и американских
врачебных ассоциаций, 15% людей нуждается в медико-генетической помощи. И в
странах с высоким уровнем жизни генетические клинические обследования
становятся частью современного здравоохранения. В России же доступ к
медико-генетической помощи для широких слоев населения ограничен в силу
организационных и материальных причин. Какими же вариантами поведения
располагают обследуемые супружеские пары в случае неблагоприятной
диагностики? Это – предохранение от беременности, сознательное согласие на
риск с возможным прерыванием беременности, если зародыш наследует недуг,
усыновление ребенка, оплодотворение донорскими клетками. Известно, что
в Великобритании, например, в тех случаях, когда плод неполноценен, нет
ограничений в сроках для прерывания беременности. Появление
генетической диагностики, естественно, ставит вопрос о разработке операций по
перестройке генома человека. Так, возникла идея генной терапии. Сегодня
существуют два ее вида. Первый – соматическая терапия. Она заключается в том,
что в клетке больного дефектный ген заменяется здоровым, способным выполнять
нужную функцию. Первая попытка использовать генную терапию для лечения
человека, приведшая к положительному результату, была предпринята в 1990 году.
Пациенткой стала девочка с нарушением защитных функций иммунной системы.
Исследователи полагают, что манипулирование соматическими клетками – «абсолютно
этично», ибо последствия касаются только данного индивида, не имея воздействия
на наследственность. Эта констатация вызывает сомнение в связи с
развитием такого вида клеточной терапии, как фетальная, использующая при
лечении зародышевые ткани человека. Фетальный материал – это
человеческие эмбрионы поздних сроков беременности (16-21 недели). По данным
директора Международного института биологической медицины проф. Сухих Г.Т., в
его институте «собран самый крупный в мире банк фетальных тканей». Это самый
крупный в мире сбор – результат опережающего все мировые показатели количества
абортов, в том числе и поздних сроков беременности, производимых в России.
Новые «возможности» и методики новы прежде всего тем, что работают вне границ
традиционной морали и этики. Это подтверждает и второй вид генной
терапии – зародышевая терапия, предполагающая вторжение в генетический материал
– в мужские и женские репродуктивные клетки. В этом случае любые изменения
передаются по наследству из поколения в поколение. Поэтому, по данным ЮНЕСКО
1994 года, зародышевая терапия строго (пока) запрещена. 1.2
Либеральная позиция В своей книге «Мастерская человеческого
тела» Э.Кимбрелл пишет: «Многие эксперты считают, что нынешнее негативное
отношение к использованию зародышей для медицинских целей может вскоре
измениться». Одним из оснований этого изменения являются нарастающее влияние и
действительная популярность либеральной позиции. Этого нельзя не
учитывать, так как весьма недальновидно оценивать ту или иную технологию в
отрыве от социального контекста. Технологии появляются в определенной
«интеллектуальной среде» и способны сами в дальнейшем ее формировать.
Либеральная идеология, оценивая ту или иную технологию через призму безусловной
ценности «прав индивида» и «прав» прогресса научно-технических исследований,
составляет стержень воспринимающего и «принимающего» их социального контекста.
Эзра Сулейман, профессор и глава комитета по европейским исследованиям в
Принстонском университете (США), так характеризует либеральную позицию по
Страницы: 1, 2
|