скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этика скачать рефераты

Реферат: Этика

Ничто не ценится так дорого и

не стоит так дешево, как вежливость.

Сервантес

1. Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным

правом ее можно было бы на­звать и веком культуры.

Дело не только в том, что многие культурные ценно­сти, бывшие раньше

достоянием избранных аристо­крати­ческих кругов, стали в нашей стране

доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Бла­годаря росту

активности трудящихся, увеличению количества сво­бодного времени, внедрению

научно-тех­нических дости­жений во все сферы общественной жизни все более

суще­ст­венную роль приобретает культура человеческих отно­шений, культура

общения людей. Чем значи­тельнее тех­нико-экономический потенциал общества,

чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культур­ность людей,

которые в нем живут и которые им управ­ляют. Профессиональ­ная, нравственная,

эстетическая, ин­теллектуальная культура нужна в быту и на производ­стве. От

нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни­лась, ее ритм ускорился. В

быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут

бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает­ся ежедневно с

сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на

предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской

компании. Люди соприка­саются друг с дру­гом в самых разнообразных

нравственно-психологиче­ских ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя

вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает

особую остроту ввиду огром­ной пестроты характеров, мнений, взглядов,

эстетических вкусов. Чтобы найти пра­вильное решение, позволяющее сохранить

свое дос­тоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть

многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание

понять собесед­ника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас

от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает

каждый по собственному опыту. За многие века существо­вания человеческой

культуры выработался ряд правил поведения, способст­вующих взаимопонима­нию,

позволяю­щих избежать ненужных конфликтов, натянутости в от­ноше­ниях. Эти

правила называют ино­гда правилами хо­рошего тона, или правилами этикета. О

них и го­ворится в книге.

Стрит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди,

которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку

ста­рому или незнакомому должно быть иным, нежели отно­шение к ровеснику или

близкому приятелю.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный

городской житель Европы счи­тает, что мужчина должен уступать дорогу женщине,

пер­вым приходить на свидание. В семейной жизни современ­ная мораль требует

равноправия. Иные отношения меж­ду мужчинами и женщинами в странах Вос­тока.

Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают муж­чин вперед,

уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка

за­видует по­другам, ждущим своих возлюб­ленных. Не менее любопыт­ны различия

в оценке точности и пунктуальности. Англи­чане и американцы, на­пример,

привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед.

Опазды­вать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции,

на­против, приходить к обеду в точно назна­ченное время даже неприлично:

хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря

углублению контактов между народами культурные раз­личия постепенно

стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую

страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там при­няты.

С из­менением условий жизни, с ростом образованно­сти и культуры некоторые

нормы морали и пра­вила веж­ливости устаревают, уступают место новым. То, что

счи­талось неприличным, становится обще­при­нятым. До пет­ровских

нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще

совсем недавно счита­лось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих

пор встре­чаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в

брюках. Но времена ме­няются, и даже закоренелые кон­серваторы вынуждены

уступать требованиям жизни.

Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое

понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с

иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к

тому, что он говорит. Но если вы владеете эти­кетом, ваше молчание, жесты,

интона­ции будут красно­речивее слов. По внешней манере держаться за границей

судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим

просветителем эпохи Воз­рождения писателем Сервантесом: “Ничто не обходится

нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.

2. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако

родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество,

поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господ­ствуют в обоих странах. О

Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить, одна

лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов

итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от

феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше

чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами

Ев­ропы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности,

богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время ,Англия,

закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века

страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война

Гусситов, дворян­ство невежественно, господствует кулачное право, разрешение

всех споров силою. Франция была порабо­щена и опустошена англичанами, французы

не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки,

но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче

говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а

феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой

культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной

родиной этикета.

3. Понятие этикета, виды этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени

процесса становле­ния взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм

невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя

существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных

ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К

нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой

древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются

всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то

данного общества, но и представителями самых различных социально-политических

сис­тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в

этикет свои поправки и дополне­ния, обусловленные общественным строем страны,

спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Ø придворный этикет -строго регламентируемый порядок и

формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Ø дипломатический этикет- правила поведения дипломатов

и других официальных лиц при кон­тактах с друг другом на различных

дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Ø воинский этикет - свод общепринятых в армии правил,

норм и манер поведения военнослужа­щих во всех сферах их деятельности;

Ø общегражданский этикет - совокупность правил,

традиций и условностей, соблюдаемых граж­данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в

той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том, что

соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение, поскольку

отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу

страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во

взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни

правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным,

становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются

абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя­тельств.

Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть

уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы

характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является

общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и

соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных

правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру

человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно

вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает

установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает

хорошие, устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в

соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и

дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела­тельность,

обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего

нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не

нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не

оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на

людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы,

предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны.

Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в

общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных

мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,

нравственности морали, выра­ботанной на протяжении многих веков жизни всеми

народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,

человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке,

благоустройстве, быто­вой целесообразности - в области культуры

материальной.

4. Хорошие манеры.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных

отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь

уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и

сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого,

как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться

с грубостью, рез­костью, неуважением к личности другого человека. Причина

здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими

людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для

человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека,

умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с

другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не

стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшли­вость

в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к

окружающим, в пренебреже­нии к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом

навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое

раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в

бес­тактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Этикет подразумевает благо­желательное и уважительное отношение ко всем

людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает

в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы

обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения

разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе

совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы

гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна

быть излишней, пре­вращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному

восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы

впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном

случае вас сочтут невеждой.

5. Манеры поведения.

Говорить о культуре поведения человека — зна­чит говорить и о его манерах.

Это слово обозна­чает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными

особенности отношения к окружающим и даже просто по­стоянно повторяющиеся

движения, которые находят свое выражение в том, как са­диться, вставать,

ходить, разговаривать и т. д.

История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные

правила пове­дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда

Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наряду с наив­ным и смешным в них есть

и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть... вопрос о

том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустя­ком, он имеет

всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной

жизни. А я знавал немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали

людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними

бессильны. Хо­рошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их

к тебе и вселяют в них желание полю­бить тебя”.

Как часто в те времена во многих странах знание пра­вил этикета и умение

практически их приме­нять иг­рали заметную роль в судьбе светского человека.

Бывало, что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что

он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и не­умение обращаться со

столовыми прибо­рами.

Говоря о манерах, не следует забывать и об их соци­альном и национальном

характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство, худо­жественная литература и

кинофильмы — бо­гатейший ма­териал, который, отражая различные детали быта

людей, показывает и различные ма­неры их как раз в этом плане, социальном и

Страницы: 1, 2, 3