скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этические дилеммы и противоречия социальной работы скачать рефераты

субъектами и объектами социальной работы.

4. Социальная работа как институт не является автономной; она

многочисленными, неодинаковыми по значимости, содер­жанию и направленности

нитями связана с различными госу­дарственными и негосударственными

структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие

на со­циальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны

работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься,

какие социальные группы должны яв­ляться объектом их воздействия, какого рода

должно быть это воздействие, на каких условиях, в какие сроки и в каком

объеме должна оказываться помощь.

Оказавшись в значительной мере зависимой от внешних ин­ститутов социальная

работа не может в полной мере разделить с ними ту систему ценностей, которая

ими исповедуется фактически. Так, на­пример, рыночная экономика подчиняется

закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негатив­ные

явления, как безработица, обнищание значительной час­ти населения, «не

вписавшегося» в рынок, и т. д. Социальная же работа призвана оказывать

помощь всем, кто в ней нужда­ется, причем отдает предпочтение индивидам,

невостребован­ным экономикой и не имеющим возможности, главным обра­зом из-за

этого обстоятельства, самостоятельно решать свои проблемы.

5. Любая сфера человеческой деятельности может функци­онировать эффективно,

лишь при соответствующей этической регламентации. Поэтому, появление в

различных сферах про­фессиональной деятельности на определенных этапах ее

раз­вития профессиональных этических кодексов, уже сложив­шихся в основных

своих чертах на базе общечеловеческих ценностей и этических норм, принятых

сообществом, не слу­чайно. Социальная работа является специфическим видом

деятельности, социальным по своему историческому генези­су, сущности,

условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих

взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества

независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум.

В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки

зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и

гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея

дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой

жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека,

социальная работа должна обладать своими собствен­ными, более жесткими

этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур

и представите­лей.

6. Следует иметь в виду, что между самой деятельностью в сфере социальной

защиты и ее конечным результатом суще­ствует тесная этическая связь, которая

обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее

дос­тижения. Для того, чтобы построить гуманное общество, ра­циональности и

прагматичности недостаточно. Известное из­речение «цель оправдывает средства»

в социальной работе не уместно. Для того, чтобы общество было гуманным,

необхо­димо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах

человеческой жизнедеятельности. Однако и на­личие морально положительной

цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку

иногда труд­но заранее предвидеть, каким образом будет использован кли­ентом

результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность

за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность

деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих

коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован

против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не

была дискредитирована.

7. Социальная работа, подобно практически всем видам де­ятельности,

направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед

индивидом, группой или об­ществом проблем. Однако, в отличие от большинства

других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми

особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в

осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от

специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента

и со­переживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в

области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации

и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности,

готовности безуко­ризненно исполнить свой профессиональный долг по защите

прав человека.

8. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с

высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря на то что социальный

работник является членом тру­дового коллектива, совместно с коллегами

участвует в работе по достижению общих для коллектива целей, представляет

перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интере­сы государства,

он в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не

значит, что социальный ра­ботник полностью предоставлен самому себе,

неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть

про­контролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один

с клиентом. Это обстоятельство требует от соци­ального работника особых

навыков и сугубого соблюдения эти­ческих норм и правил общения с клиентом и

его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне

про­фессиональной деятельности.

9. Деятельность социального работника носит преимуществен­но творческий

характер, и всегда в жестких рамках формаль­ной технологической схемы есть

место творчеству и инициати­ве, делающим работу с каждым клиентом

неповторимой и ори­гинальной. Эффективность работы во многом зависит от

пони­мания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих

способностей и в свою очередь детерминирует соци­альное, духовное и

материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим

процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку

исключить появление в профессии людей «случайных» не представляется возможным

(по крайней мере на современном этапе), постольку должна существовать

внутренняя этическая регламентация де­ятельности, способствующая формированию

единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведе­ние

и действия специалистов.

Эти причины, как представляется, являются достойными для актуализации вопроса

о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих

профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника,

деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов

социаль­ной защиты населения, их взаимоотношения с другими институ­тами и

принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета

российского народа и ожиданий общества.

Практически любая человеческая деятельность может быть как

высоконравственной, так и аморальной в зависимости от того, какие цели ею

преследуются, какие средства и методы применяются для достижения цели, какие

мотивы определяют деятельность и каким образом используются ее достижения в

социальной практике. Социальная работа затрагивает все мно­гообразие аспектов

жизнедеятельности человека, стремясь по­высить качество его жизни, его

социальную активность, само­уважение и достоинство. Однако, усилия социальных

работни­ков принесут пользу только в том случае, если они будут слу­жить

подлинным интересам населения и на всех уровнях тео­рии и практики будут

глубоко нравственными.

Важную роль в преодолении разрыва между концептуальны­ми основами

профессиональной этики и их реальным осуществ­лением в практической

деятельности может сыграть система профессиональной подготовки социальных

работников всех уров­ней — от социального работника, непосредственно занятого

ока­занием социальных, медицинских, психолого-педагогических и бытовых услуг

населению, до специалиста, занятого разра­боткой основ социальной политики

или теоретических и технологических основ профессиональной деятельности,

подготовкой я обучением кадров. В связи с этим этика социальной работы, как

учебная и научная дисциплина и одна из важнейших со­ставляющих

профессиональной деятельности, является осново­полагающей как при подготовке

специалиста в области соци­альной защиты, так и в его практической

деятельности в этой сфере.

Российское общество, переживает трудные времена. Хочется привести в этой

связи слова А. И. Герцена: «...Но есть еще и третьего рода эпохи, очень

редкие и самые скорбные — эпохи, в которые общественные формы, переживши

себя, гибнут; исклю­чительная цивилизация достигает не только высшего

предела, но даже выходит из круга возможностей, данных историческим бытом,

так, что, по-видимому, она принадлежит будущему, а в сущности рано отрешена

от прошедшего, которое она презира­ет, и от будущего, развивающегося по иным

законам. Вот тут-то и сталкивается лицо с обществом. Прошедшее является как

безумный отпор. Насилие, ложь, свирепость, корыстное рабо­лепство,

ограниченность, потеря всякого чувства человеческого достоинства становится

общим правилом большинства. Все доб­лестное былого уже исчезло, дряхлый мир

сам не верит в себя и отчаянно защищается, потому что боится, из

самосохранения забывает своих богов, попирает ногами права, на которых

дер­жался, отрекается от образования и чести, становится зверем, преследует,

казнит, и между тем сила остается в его руках; ему повинуются не из одной

трусости, но из того, что с другой сто­роны все шатко, ничего не решено, не

готово — и главное, что люди не готовы. С другой стороны, незнакомое будущее

восхо­дит на горизонте, покрытом тучами, — будущее, смущающее всякую

человеческую логику ».

Только пронизанная гуманизмом и нравственностью деятель­ность, направленная

на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов,

может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и

друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каж­дого

отдельного индивида.

КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ

а) Социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам,

встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно

выполняя свои профессиональные обязанности;

б) Социальный работник не имеет права исполь­зовать свои профессиональные

отношения в личных целях

1. Поведение и облик социального работника

1.1.Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные

стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в

заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия,

сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и

оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в

выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести ра­боту

только в рамках своей компетентности и в том случае, если он намерен

приобрести ее. Сотрудник социальной служ­бы должен нести персональную

ответственность за каче­ство работы, которую он индивидуально ведет,

назначает или исполняет.

Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности

негуманного или дискрими­национного поведения по отношению к личности или

группе людей.

1.3. Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами

профессиональной честности:

1.4. Учеба и исследовательская работа

Специалист в области социальной работы должен стре­миться к постоянному

повышению профессиональных зна­ний, мастерства, включаться в систему обучения

и иссле­довательскую работу:

а) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен четко

сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;

б) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен

удостовериться в том, что все участники объединены на основе доброволь­ности

и информированности, с полным соблюдени­ем личной свободы и достоинства

участвующих;

в) социальный работник, вовлеченный в экспери­мент, должен защищать

участников от незаконного физического или душевного дискомфорта,

расстрой­ства, опасности или унижения;

г) социальный работник, приглашенный для оцен­ки тех или иных служб (или

процессов), должен обсуждать их только с профессиональной целью и только с

теми, кто непосредственно или профессио­нально имеет к ним отношение;

д) информация, полученная об участниках иссле­дования за время его

проведения, должна рассмат­риваться как конфиденциальная;

е) социальный работник должен принимать пла­ту только за реально выполненную

работу, касаю­щуюся научных или исследовательских изысканий, и только

добровольно предлагаемую и на законных основаниях

Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов.

Социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и

развить самостоятельность со стороны кли­ента. Основными обязанностями

социального работника явля­ются его обязанности по отношению к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отно­шения с клиентами в

собственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, спо­собствовать или принимать

участие в любых формах дис­криминации, основанной на национальности,

сексуаль­ных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе,

политической ориентации, умственных или фи­зических недостатках, привилегиях,

персональных ха­рактеристиках; напротив, его цель — всеми доступны­ми ему

средствами бороться с такой дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и от­ношений, которые идут во

вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексу­альные отношения с

клиентами ни при каких обстоя­тельствах;

д) социальный работник должен осведомлять клиен­тов о риске, правах,

возможностях, обязанностях, свя­занных для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и

наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела;

ж) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные

отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и

более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официаль­но назначено выступать в

защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом

исключи­тельно в интересах клиента;и) социальный работник не должен позволять

вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают

граж­данские или юридические права клиента, даже если это дела­ется по

просьбе клиента;

к) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию

самого клиента, не допускать униже­ния достоинства личности клиента формами

оказываемой ему благотворительной помощи.

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны.

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять

информацию, прошедшую в ходе профессиональ­ной социальной помощи:

а) социальный работник может поделиться конфиденци­альной информацией,

узнанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых

по профессиональ­ным обстоятельствам;

б) социальный работник должен полностью информиро­вать клиентов о пределах

конфиденциальности в данной си­туации, а также о целях, для которых данная

информация может быть использована;

в) социальный работник должен в случае необходимости обеспечить клиентов

любыми официальными записями, ка­сающимися их;

г) обеспечивая клиентов необходимыми записями, сотруд­ник социальной службы

должен соблюдать конфиденциаль­ность остальной хранящейся в записях

информации;

д) социальный работник должен получить согласие клиен­тов, прежде чем

печатать, делать магнитофонные записи или разрешить какой-либо третьей

инстанции наблюдать за его работой.

2.3. Гонорары

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установ­ленные гонорары за

различные виды социальной помощи справед­ливы, разумны, тактичны и соразмерны

с видами оказанной соци­альной помощи и со способностью клиента платить.

Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную

работу.

Заключение

В своей работе я представила актуальность темы, привела причины принятия

этического кодекса социального работника, а также отдельные части кодекса

социального работника России.

Надеюсь, что таким образом мне удалось более или менее раскрыть данную тему.

Список использованной литературы

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М. 1999

2. Пирощенко Т.С. Социальный работник - кто он?

// Социальная защита – 2001 - №3 с. 27-28

3. Тевлина В.В. Социальная работа в России

//Вопросы истории – 2002 - №1 с.116-125

4. Топчий Л. Этический кодекс социального работника.

// Социальная защита – 2003 - №6 с. 22-26

Страницы: 1, 2