Реферат: Этические дилеммы и противоречия социальной работы
Реферат: Этические дилеммы и противоречия социальной работы
Курский государственный медицинский университет.
Факультет социальной работы.
Форма обучения – экстернат.
Кафедра философии.
Контрольная работа по предмету
Профессионально-этические основы социальной работы
На тему:
Этические дилеммы и противоречия
социальной работы.
Выполнила:
студентка факультета
социальной работы,
обучающаяся по форме экстернат
А.А. Палехова
Проверила:
Доц. И.А.Асеева
Курск - 2004
Содержание
Введение .............................3
Общество сегодня .........................4
Актуальность темы........................... 5
Причины принятия этического кодекса. ................. 7
КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ ........... 15
Поведение и облик социального работника .............. 15
1.1.Стиль ........................... 15
1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование...... 16
1.3. Честность ........................ 16
1.4. Учеба и исследовательская работа ............. 16
Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам.17
2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов. .... 17
2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны .............18
2.3. Гонорары ........................ 19
Заключение ..............................20
Список использованной литературы .................... 21
ВВЕДЕНИЕ
Профессия, которую я выбрала для себя, называется социальный работник.
Специфика этой деятельности в том, что сотрудники социальной службы работают,
как правило, с людьми в чём-то ущербными, обиженными судьбой: инвалидами,
престарелыми гражданами и т.п. Часто эти люди одиноки, и социальный работник
это один из немногих, если не единственный человек, с которым они общаются.
Учитывая, что задача социальных служб, прежде всего, облегчить этим людям их
жизнь, то социальный работник просто обязан быть человеком, с которым
общаться приятно.
К тому же в нашей стране социальная работа только развивается. Многие люди
толком не понимают, что это за отрасль и чем конкретно она занимается. И для
того, чтобы эта профессия стала престижной, каждый, кто работает в этой
сфере, должен помнить, что он работает , прежде всего, с людьми и для людей,
и вести себя нужно соответствующе.
Этические нормы поведения социального работника определены нашим
законодательством (кодекс социального работника России, принятый
межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994г.). Но
можно и не читая этого документа вести себя достойно, ведь все эти нормы взяты
из жизни.
В настоящее время в Российской Федерации в высших и средних специальных
учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации готовятся
специалисты разных профилей и уровней для работы в области социальной защиты
населения. Усвоение ими в процессе профессиональной подготовки этических
норм и правил, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и
практической деятельности на любом уровне, в любом из звеньев системы
социальной защиты населения, позволяет повысить качество теоретической и
практической подготовки специалистов, а следовательно, и эффективность
самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.
Общество сегодня
Среди множества разнообразных черт, определяющих состояние и тенденции
развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых
трудно переоценить.
Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в
официальных документах все большую и большую социальную направленность, т. е.
при определении приоритетов развития все более и более учитываются
потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми
строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой
деятельности любого цивилизованного общества становится создание и
совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты,
основной целью которой является оказание всесторонней разовой и/или
постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию,
с целью обеспечения наиболее полной его самореализации.
Вторая черта состоит в том, что усиливается стремление в обществе привнести
критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной
деятельности. Не только профессиональные ассоциации и сообщества дискутируют
по этому вопросу и принимают разного рода профессиональные этические кодексы
или стандарты, но и общественное мнение как в США, так и в европейских
странах обращается к проблеме этической регламентации действительности
специалистов во всех сферах человеческой жизнедеятельности .
Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением
множества социальных проблем порожденных не только реформированием
экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Среди
вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос
совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной
деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения на
конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в
различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении
деятельности профессионального социального работника с нормами этики.
Актуальность темы
В России социальная работа как профессия существует лишь с 1991г., когда
постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991г. №92 в квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена
должность и квалификационная характеристика «социального работника» и
«специалиста по социальной работе». В качестве специальности социальная
работа была открыта приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991г. № 376
«Об открытии специальности «социальная работа».
Задача этической оценки деятельности социального работника не была столь
насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия
со стороны частных лиц или их объединений. В этот период — до Октябрьского
переворота — благотворительная деятельность регламентировалась в нашей
стране главным образом идеологией православия, являвшегося фактически
официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с
глубокой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди, как
«возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для
повседневного обихода; разного рода семейные, сословные и профессиональные
своды этических норм были лишь продолжением и развитием религиозных
нормативов, обычаев и традиций. В то же время они непосредственно не решали
вопросов этической регламентации благотворительности.
Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью
жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники
включены в политические, экономические и социальные структуры общества и
общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические
нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы
формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт
социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую
для государства и общества задачу — задачу стабилизации и сохранения
социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и
обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития, - т. е., по
сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности
и безопасности государства.
Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо законодательного оформления
и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических
норм в социальной работе, будь то принятие морального кодекса социального
работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил?
Социальная работа, как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей
сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной
нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм,
которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые
обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении
специфических нравственных норм в одной из самых гуманных и нравственных
сфер профессиональной деятельности?
К решению этого вопроса можно подойти двояко.
Классический подход рассматривает вопросы этики в профессиональной
деятельности, как нечто внешнее по отношению к содержанию самой деятельности
и подвергает этической оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее
продукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае
мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной
деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми
ценностями, которые принимает и провозглашает современное общество в
качестве базовых.
Второй — инновационный — подход предлагает оценивать не столько результаты
деятельности, сколько саму деятельность, ее сущность и содержание — ее цели
и задачи, мотивы, средства и действия, применяемые специалистами и
учреждениями для достижения поставленной цели, — то, что в обычных условиях
не являются предметом контроля со стороны общества и государства или разного
рода формальных и неформальных организаций.
Опыт показывает, что необходимость в подобной этической регламентации
профессионального поведения и деятельности возникает обычно в тех случаях,
когда в соответствии со спецификой деятельности от представителей профессии
требуется повышенная моральная ответственность, регламентируемая
дополнительными, более жесткими нормами поведения, и когда не действуют (или
действуют слабо) внутренние этические императивы, определяемые не только
сущностью и содержанием профессии, но и ценностными ориентациями и высокими
моральными принципами ее представителей.
Причины принятия этического кодекса.
Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается
в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе.
Основными причинами этого явления можно считать следующие:
1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата
положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном
облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных
условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом
месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для
этого все возложенные средства, а для других — физическое выживание любой
ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших,
надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели
развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия,
закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни,
личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное
саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических
ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие
этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности,
закономерно и объективно отходят на второй план.
2. Социальная работа, как я уже говорила во введении, пока еще не имеет в
нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, например,
в странах Европы и Америки. Это не может быть объяснено только «молодостью»
данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы,
недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных
работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда грамотно и в полном
объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего
допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической
подготовки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе
работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации, в вузах или
средних специальных учебных заведениях.
Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. квалификационном
уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого
уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и
социальные службы), в условиях невыплат или задержек заработной платы и
пенсий, в социальную работу порой приходят люди случайные, морально не
готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить
тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и
стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не
имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные
обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом
соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать
людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
3. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности
является в нашей стране инновацией, получившей толчок к развитию спустя три
четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным
для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную,
надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но
каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем,
учитывая местные условия, потребности населения и возможности их
удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы,
помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе
определенный негативный момент — понравившаяся модель, безукоризненно
работающая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и
моральную направленность, учитывающую менталитет народа, его ожидания и
конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор
той или иной модели социальной защиты), может быть полностью или частично
неприменима в условиях современной России.
Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты имеют своих сторонников в
нашей стране, что порождает неоднозначность понимания представителями
различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач,
ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к
деятельности и взаимодействию — как с клиентом, так и внутри системы
социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между
Страницы: 1, 2
|