скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реферат: Этические дилеммы и противоречия социальной работы скачать рефераты

Реферат: Этические дилеммы и противоречия социальной работы

Курский государственный медицинский университет.

Факультет социальной работы.

Форма обучения – экстернат.

Кафедра философии.

Контрольная работа по предмету

Профессионально-этические основы социальной работы

На тему:

Этические дилеммы и противоречия

социальной работы.

Выполнила:

студентка факультета

социальной работы,

обучающаяся по форме экстернат

А.А. Палехова

Проверила:

Доц. И.А.Асеева

Курск - 2004

Содержание

Введение .............................3

Общество сегодня .........................4

Актуальность темы........................... 5

Причины принятия этического кодекса. ................. 7

КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ ........... 15

Поведение и облик социального работника .............. 15

1.1.Стиль ........................... 15

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование...... 16

1.3. Честность ........................ 16

1.4. Учеба и исследовательская работа ............. 16

Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам.17

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов. .... 17

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны .............18

2.3. Гонорары ........................ 19

Заключение ..............................20

Список использованной литературы .................... 21

ВВЕДЕНИЕ

Профессия, которую я выбрала для себя, называется социальный работник.

Специфика этой деятельности в том, что сотрудники социальной службы работают,

как правило, с людьми в чём-то ущербными, обиженными судьбой: инвалидами,

престарелыми гражданами и т.п. Часто эти люди одиноки, и социальный работник

это один из немногих, если не единственный человек, с которым они общаются.

Учитывая, что задача социальных служб, прежде всего, облегчить этим людям их

жизнь, то социальный работник просто обязан быть человеком, с которым

общаться приятно.

К тому же в нашей стране социальная работа только развивается. Многие люди

толком не понимают, что это за отрасль и чем конкретно она занимается. И для

того, чтобы эта профессия стала престижной, каждый, кто работает в этой

сфере, должен помнить, что он работает , прежде всего, с людьми и для людей,

и вести себя нужно соответствующе.

Этические нормы поведения социального работника определены нашим

законодательством (кодекс социального работника России, принятый

межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994г.). Но

можно и не читая этого документа вести себя достойно, ведь все эти нормы взяты

из жизни.

В настоящее время в Российской Федерации в высших и сред­них специальных

учебных заведениях, на курсах и факульте­тах повышения квалификации готовятся

специалисты разных профилей и уровней для работы в области социальной защиты

населения. Усвоение ими в процессе профессиональной подго­товки этических

норм и правил, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и

практической деятельности на любом уровне, в любом из звеньев системы

социальной защиты населения, позволяет повысить качество теоретической и

прак­тической подготовки специалистов, а следовательно, и эффек­тивность

самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.

Общество сегодня

Среди множества разнообразных черт, определяющих состояние и тенденции

развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых

трудно переоценить.

Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в

официальных документах все большую и большую социальную направленность, т. е.

при определении приоритетов развития все более и более учитываются

потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми

строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой

дея­тельности любого цивилизованного общества становится создание и

совершенствование разветвленной и эффективной системы соци­альной защиты,

основной целью которой является оказание все­сторонней разовой и/или

постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию,

с целью обеспечения наиболее полной его самореализации.

Вторая черта состоит в том, что усиливается стремление в обще­стве привнести

критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной

деятельности. Не только профессиональные ассоциации и сообщества дискутируют

по этому вопросу и принимают разного рода профессиональные этические кодексы

или стандарты, но и общественное мнение как в США, так и в европей­ских

странах обращается к проблеме этической регламентации дей­ствительности

специалистов во всех сферах человеческой жиз­недеятельности .

Переживаемый российским обществом кризис характери­зуется обострением

множества социальных проблем порож­денных не только реформированием

экономики, но и круше­нием системы ценностей, падением нравственности. Среди

воп­росов, требующих безотлагательного решения, важнейшим яв­ляется вопрос

совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной

деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения на

конструк­тивной основе, умение регулировать профессиональное пове­дение в

различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении

деятельности профессионального социального работника с нормами этики.

Актуальность темы

В России социальная работа как профессия существует лишь с 1991г., когда

постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991г. №92 в квалификационный

справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена

должность и квалификационная характеристика «социального работника» и

«специалиста по социальной работе». В качестве специальности социальная

работа была открыта приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991г. № 376

«Об открытии специальности «социальная работа».

Задача этической оценки деятельности социального работ­ника не была столь

насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия

со стороны частных лиц или их объединений. В этот период — до Октябрьского

переворота — благотворительная деятельность регламентиро­валась в нашей

стране главным образом идеологией правосла­вия, являвшегося фактически

официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с

глубо­кой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди, как

«возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для

повседневного обихода; разного рода семейные, сословные и профессиональные

своды этичес­ких норм были лишь продолжением и развитием религиоз­ных

нормативов, обычаев и традиций. В то же время они не­посредственно не решали

вопросов этической регламентации благотворительности.

Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью

жизнедеятельности государства и об­щества, когда социальные работники

включены в поли­тические, экономические и социальные структуры общества и

общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические

нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы

формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт

социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важней­шую

для государства и общества задачу — задачу стабилиза­ции и сохранения

социума, поддержания и гармонизации су­ществующих общественных отношений и

обеспечения усло­вий для его дальнейшего всестороннего развития, - т. е., по

сути дела, является одним из существенных факторов обеспе­чения стабильности

и безопасности государства.

Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо зако­нодательного оформления

и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических

норм в соци­альной работе, будь то принятие морального кодекса социаль­ного

работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил?

Социальная работа, как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей

сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной

нрав­ственности; в ней не существует таких ограничений, предпи­саний и норм,

которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые

обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении

специфических нрав­ственных норм в одной из самых гуманных и нравственных

сфер профессиональной деятельности?

К решению этого вопроса можно подойти двояко.

Классический подход рассматривает вопросы этики в про­фессиональной

деятельности, как нечто внешнее по отноше­нию к содержанию самой деятельности

и подвергает этичес­кой оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее

про­дукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае

мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной

деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми

ценностями, ко­торые принимает и провозглашает современное общество в

качестве базовых.

Второй — инновационный — подход предлагает оценивать не столько результаты

деятельности, сколько саму деятель­ность, ее сущность и содержание — ее цели

и задачи, мотивы, средства и действия, применяемые специалистами и

учреж­дениями для достижения поставленной цели, — то, что в обыч­ных условиях

не являются предметом контроля со стороны общества и государства или разного

рода формальных и не­формальных организаций.

Опыт показывает, что необходимость в подобной этической регламентации

профессионального поведения и деятельности возникает обычно в тех случаях,

когда в соответствии со спе­цификой деятельности от представителей профессии

требует­ся повышенная моральная ответственность, регламентируе­мая

дополнительными, более жесткими нормами поведения, и когда не действуют (или

действуют слабо) внутренние эти­ческие императивы, определяемые не только

сущностью и со­держанием профессии, но и ценностными ориентациями и вы­сокими

моральными принципами ее представителей.

Причины принятия этического кодекса.

Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается

в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе.

Основными причи­нами этого явления можно считать следующие:

1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стра­не, утрата

положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном

облике конкретных соци­альных работников как членов социума. В современных

усло­виях развития российского общества, когда для одних людей на первом

месте стоит стремление достигнуть личного успе­ха, обогатиться, используя для

этого все возложенные сред­ства, а для других — физическое выживание любой

ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разру­шение высших,

надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели

развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия,

закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жиз­ни,

личности как таковой, пренебрежению ее честью и досто­инством. Моральное

саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических

ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие

этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социа­лизации личности,

закономерно и объективно отходят на вто­рой план.

2. Социальная работа, как я уже говорила во введении, пока еще не имеет в

нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, напри­мер,

в странах Европы и Америки. Это не может быть объяс­нено только «молодостью»

данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы,

недостаточным ко­личеством отдельных видов социальных служб и социальных

работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда гра­мотно и в полном

объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего

допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической

подготов­ки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе

работы и обучаясь затем на курсах повышения ква­лификации, в вузах или

средних специальных учебных заве­дениях.

Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. ква­лификационном

уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого

уровня оплаты труда ра­ботников бюджетных организаций (к которым относятся и

социальные службы), в условиях невыплат или задержек за­работной платы и

пенсий, в социальную работу порой приходят люди случайные, морально не

готовые к данному виду дея­тельности, ставящие перед собой цель лишь пережить

тя­желые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и

стабильный источник средств к существова­нию. Такие социальные работники, не

имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные

обя­занности лишь в меру внешней необходимости, не руковод­ствуясь при этом

соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать

людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Социальная работа как специфический вид профессио­нальной деятельности

является в нашей стране инноваци­ей, получившей толчок к развитию спустя три

четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным

для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную,

надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но

каждое государство шло к нынешнему состоянию социаль­ной защиты своим путем,

учитывая местные условия, по­требности населения и возможности их

удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы,

помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе

определенный негативный мо­мент — понравившаяся модель, безукоризненно

работаю­щая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и

моральную направленность, учитывающую мен­талитет народа, его ожидания и

конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор

той или иной модели социальной защиты), может быть полно­стью или частично

неприменима в условиях современной России.

Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты име­ют своих сторонников в

нашей стране, что порождает нео­днозначность понимания представителями

различных науч­ных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач,

ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к

деятельности и взаимодействию — как с клиентом, так и внутри системы

социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между

Страницы: 1, 2